План урока
Предмет: всемирная история
Класс: 6
Урок: 6
Дата:
Тема: Социальная структура в Египте
Цель урока: познакомить учащихся со структурой египетского общества; рассмотреть права и обязанности каждой категории;
Образовательная – сформировать представление о труде; подвести учащихся к пониманию того, что египетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих;
Развивающая – развивать умения работы с текстом, умения анализа и систематизации материала, умения работать с документами.
Воспитательная – активизировать познавательный интерес учащихся, способствовать расширению кругозора.
Тип урока: комбинированный
Метод работы: работа с терминалгией, схема, иллюстрации
Оборудование: доска, учебник, тетрадь, карта мира, атлас
Основные термины: фараон, вельможа, крестьяне, ремесленники, иерархия.
Ход урока
І Организационный момент
II Актуализация знаний
ІІІ Изучение нового материала
Запись в тетради
IV Закрепление
V Рефлексия
VI Домашнее задание
I Приветствие.
II Задания № 1 – работа с картой:
1.Рассказать о географическом положении и климатических условиях Древнего Египта?
2.Какую роль в жизни египтян играл Нил?
Задание №2 – заполните таблицу (1 человек на доске).
Природные условия Древнего Египта
Благоприятные
Не благоприятные
Как египтяне преодолевали и использовали неблагоприятные условия
Задание №3 – работа со схемой – объединение страны под властью одного государства.
40 государств – северный и южный Египет – белая корона и красная – 3000 г. до н.э. – фараон – Мемфис.
Учитель отмечает, что слова « страна» и «государство», следует различать.
«Страна Египет» - это долина и дельта Нила, сама река, горы.
«Государство Египет» - это власть, располагающая войсками, стражниками, чиновниками и др.
III. 1.Структура египетского общества.
Особенность – строгая иерархичность.
Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от высших к низшим, в порядке их подчинения.
Фараон ( правитель, обладающий верховной военной ,
судебной и жреческой властью).
Высший слой знати (жрецы, родовая и военная аристократия).
Аппарат чиновников (охватывал всю страну).
Особые категории населения
(купцы, воины, земледельцы, ремесленники).
В данную структуру общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества и не имели никаких прав.
Фараон, чиновники.
Рассказ учителя.
Жизнь фараона была строго регламентирована. Утром он читал донесения и отчеты. После умывания облачался в царское одеяние, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца, назидательные истории. Дальнейшее его время распределялось между приемами, судебными заседаниями, прогулками и развлечениями.
Многие фараоны наверняка относились к своим обязанностям очень серьезно. Они ежедневно получали срочные донесения и были в курсе всех событий. Фараоны диктовали ответы, а при надобности созывали своих советников. ( Мотье П.- Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.)
Фараон был всесильным владыкой. Ему подчинялись вельможи – знатные люди, царские советники и военноначальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Они записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы. Большое хорошо обученное войско обеспечивало могущество фараона. Но большинство египетского народа составляли земледельцы и ремесленники.
Запись в тетрадь:
Земледельцы – люди, занимавшиеся возделыванием земли.
Ремесленники – люди, владевшие ремеслом.
Учащимся предлагается заполнить таблицу.
(работа в тетради)
Труд
Земледельцев
Труд
ремесленников
Строили каналы и дамбы
Ювелиры
Рыхли землю мотыгами и плугом
Горшечники
Сеяли ячмень и пшеницу
Кожевенники
Вязали снопы
Строители
Обмолачивали зерно
ткачи
Столяры
Плотники
Особенность земледельческого хозяйства – ирригация – система орошения полей с помощью искусственных каналов ,дамб, водохранилищ, и др.
IV «На службе у фараона».
Вопросы викторины:
- Какая профессия считалась наиболее почетной и выгодной в Древнем Египте и почему?
- Какой материал использовали для письма?
- Что такое регулярные войска?
- Расскажите, какое оружие было у египетских воинов?
- Как вы думаете, почему судьба простого воина была очень тяжелой?
- К каким результатам приводили постоянные войны Египта?
- Какую роль в Египте играли жрецы?
- Какие обязанности были у жрецов?
- Какими знаниями надо было обладать жрецу?
V Заполнение таблицы
«Я узнал (а)…»
«Мне удалось…»
«Самым интересным сегодня было…»
«Труднее всего было…»
VI § 5-6, стр. 29-38 ответить на вопросы после параграфа, написать рассказ от своего лица «один день из жизни вельможи» или «один день из жизни земледельца»