Краткосрочное планирование.
Дата:
Класс: 10
Предмет: всемирная история.
Тема: Версальско-Вашингтонская система.
Цели: учащиеся смогут проанализировать Версальско - Вашингтонскую систему и составить постер, отобразив на нем суть договор, принятые в период мирных переговоров с 1918 по 1922 года.
Задачи:
Образовательные: помочь учащимся уяснить новые принципы международных отношений после 1 мировой войны, понять, в чем состояла противоречивость и непрочность Версальско-Вашингтонской системы.
Развивающие: продолжить развитие навыков самостоятельной работы по проведению анализа документального материала.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, коллективизма при работе в группе, формировать чувство толерантности, стремления к сотрудничеству.
Тип урока: комбинированный.
Главные понятия: Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций.
Исторические личности: Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо, В. Вильсон, Витторио Орландо
Даты и события: 1919 г. – Парижская конференция, создание Лиги Наций, подписание Версальских договоров, 1921 г. – Вашингтонская конференция.
Методы работы:
1. Объяснение учителя.
2. Составление постера, который позволит создать информационную поддержку урока.
3. Групповая работа по анализу документа.
Оборудование:
1. Мобильный телефоны, флипчарты, маркеры, цветные ручки, стикеры, сигнальные жетоны;
2. Листы оценивания работы в группе.
3. Портреты государственных деятелей.
Формы организации учебного процесса:
Урок предполагает индивидуальную и групповую работу. Учитель направляет работу учащихся, создает условия для активизации деятельности, применяя дифференцированный подход.
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Опрос домашнего задания по теме § 5 -6 «Первая мировая война»:
- Учащиеся с низкой учебной мотивацией заполняют карточки «Основные боевые действия и события»
- Заполнить таблицу. Основные боевые действия и события.
Даты
Западный фронт Восточный фронт Важнейшие политические события
1914 год
1915 год
1916 год
1917 год
1918 год
- Учащиеся с высокой учебной мотивацией работают устно, отвечая на вопросы:
1. Укажите повод и причины Первой Мировой войны?
2. Какие страны участвовали в Первой Мировой войны?
3. Объясните цели стран-участниц Первой Мировой войны?
4. Каково было положение воюющих стран накануне Первой Мировой войны?
5. Назовите основные события в Первой Мировой войны? И каковы последствия этих военных действий?
6 . Итоги Первой Мировой войны.
Работы с картой мира.
III. Изучение новой темы.
- Деление класса на 3 группы по принципу «Собери портрет исторической личности» (В. Вильсон, Д.Д. Ллойд, Ж. Клемансо)
- Учащиеся разрабатывают правила работы в группе в течении 2 минут, нарушение которых ведет к снятию по 1 баллу за нарушение.
Нацеливание на урок: вводное слово: Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: только людские потери исчислялись более 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. Для военных нужд использовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходы превратили в должников даже Францию и Великобританию. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира.
Тема сегодняшнего урока – Версальско-Вашингтонская система. Цель учеников:
- Изучить систему мировых договоров между странами – победителями и побежденными в Первой Мировой войне;
- Раскрыть противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, ее неустойчивость, ее нестабильность.
- Групповая работа:
1 гр. – «Версальский мирный договор»;
2 гр. – «Лига Нации, «14 пунктов Вильсона»;
3 гр. – «Вашингтонская конференция».
Каждая группа должна приготовить постер по своей теме и дальнейшем его защитить.
- Техника «Измерение температуры», которая помогает акцентировать внимание каждого ученика с помощью вопросы: «Что мы сейчас будем делать?».
Работа с учебником, составление постера. Составление постера, развивает у учеников критическое мышление, умение коллективно работать, т.е. путем диалога. (Модули Критическое мышление, Новые подходы). Обсуждение постеров, путем игры «Автобусная остановка», группы перемещаются от стола к столу, получая нужную им информацию, фиксируя всю полученную информацию на мобильный телефон (Модуль ИКТ).
Дополнительная информация имеется у каждой группы. Работа с документом, учебником, подведение итогов.
Наказания Германии вследствие Версальского договора
- Германия в один день лишилась огромной территории, которая составляла около 1/8 всей площади страны. Эти земли отошли Словакии, Дании, Литве, Польше, Бельгии.
- Колонии немецкой страны перешли в ведение таких держав как Франция, Япония, Австралия, Испания, Португалия, Великобритания.
- Договор жестко регламентировал и ограничивал такие сферы военной отрасли Германии как обязательная служба в армии, организация парадов, использование и производство военной техники. Численность личного состава войск не могла превышать предписанный лимит. Некоторые регионы страны были закрыты для размещения военных частей регулярной армии.
- В отношении Германии были введены жесточайшие меры экономического воздействия, денежные санкции и финансовые запреты.
Вашингтонские соглашения обсуждались на конференции по послевоенным отношениям мировых держав, границам вооруженных сил в бассейне Тихого океана. Здесь же они и были подписаны. Данные соглашения в значительной мере ограничили строительство больших кораблей военного назначения, в историю это вошло под именем «Договор пяти». В это же время была организована Лига Наций, миссия которой заключалась в сохранении суверенитета стран-участниц и повышения качества жизни их граждан. В Лигу Наций вступили 58 государств.
Эти события положили начало существованию Версальско-Вашингтонской системе послевоенных международных отношений, которая регулировала вопросы поддержания мира, баланса взаимоотношений и суверенитет каждой страны. Это привело в ряду последствий, которые можно оценивать как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Результат Вашингтонской конференции был ошеломляющий:
- Морские вооружения были в значительной мере ограничены. В частности, строительство больших кораблей теперь проходило согласно «договору пяти».
- Создана Лига Наций, объединившая 58 стран в стремлении сохранить собственный суверенитет и улучшить качество жизни их населения.
- Доработка и оптимизация Версальского мирного договора.
- «Договор девяти государств», который гарантировал суверенитет, целостность и неприкасаемость территориальных и административных границ Китая.
- «14 пунктов» Вильсона – новый мирный проект.
Позитивные стороны Версальско-Вашингтонской системы:
- Сворачивание любых военных действий, наступление мира и восстановление мировой экономики.
- Регулирование и разрешение всех острых конфликтов.
- Четкое определение территории всех стран, обозначение границ владений каждого государства.
Негативные последствия Версальско-Вашингтонской системы
- Регресс развития некоторых стран, главным образом это касается Германии и стран ее коалиции во Второй Мировой войны.
- Новые границы стали причиной конфликтов и общемировой напряженности между сверхдержавами.
- Был дискриминирован и отвергнут всеми СССР, который сразу перешел в оппозицию и стал наращивать военный потенциал.
- Германские колонии, рассчитавшие получить полную автономию, перешли в собственность других империй, что вызвало негодование и протесты местных жителей. Они начали активную борьбу за собственные права и национальную свободу.
18 января 1919 года в Париже открылась конференция 27 государств, воевавших против Четверного союза. Страны-победители должны были поставить точку в военных действиях.
Принципы будущего мирного урегулирования обсуждались представителями Антанты еще в годы войны. Основные идеи – «программу всеобщего мира» – сформулировал президент США Вудро Вильсон в послании к Конгрессу от 8 января 1918 года. Она получит название «Четырнадцать пунктов». В них включались требования отказа от тайной дипломатии, справедливого урегулирования колониальных вопросов, свободы торговли и судоходства, ограничения вооружений, восстановление суверенитета европейских государств, свободного развития «малых стран», предоставления России права самостоятельно решать свою судьбу. Большая часть этих принципов сохранится в решениях конференции как декларация.
Для рассмотрения вопросов мирного урегулирования участники конференции создали 58 органов, комиссий и подкомиссий. Их члены представляли каждое государство. Основной формой работы стали дискуссии. В общей сложности было проведено более 1600 заседаний. Результаты дискуссии представляли рабочий материал для истинных вершителей судеб на конференции, которыми являлись Совет министров иностранных дел (Совет пяти – Великобритании, США, Франции, Италии, Японии), Совет десяти (главы правительств и министры иностранных дел названных государств), Совет четырех, или «четверка». Именно «четверка» принимала важнейшие решения. В «четверку» входили Вудро Вильсон (президент США), Жорж Клемансо (премьер-министр Франции), Дэвид Ллойд Джордж (премьер-министр Великобритании) и в качестве «младшего» партнера Витторио Орландо (премьер-министр Италии).
Центральное место в решениях Парижской конференции занял Версальский мирный договор с Германией, подписанный 28 июня 1919 года.
12 ноября 1921 г. была открыта Вашингтонская конференция.
Закрепление.
Учащиеся, в группе совещаясь, подводят общий итог полученной информации и записывают его в тетрадь.
Лидеру каждой группы будут розданы листы оценивания.
IV. Рефлексия «Письмо другу», здесь каждый ученик пишет, что он узнал нового на уроке и передает своему соседу.
V. § 6, читать пересказ, найти биографию политических деятелей «четверка».
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
Критерии оценивания в группе:
№
Критерии оценивания 3 2 1
1. Организованность группы
2. Каждый выполнял свои обязанности
3. Все друг друга слушали внимательно
4. Смогли выполнить задание вовремя
5. Дисциплина