kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Международные отношения в 1930-е гг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 10 классе поможет учащимся понять причины начала второй мировой войны. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Международные отношения в 1930-е гг"»

Тема урока:



«Международные отношения в 1930-е гг».









10 класс

Учитель: Автушенко Е.В.



















2024



Цель: Установить виновников и зачинщиков Второй мировой войны;

Задачи учителя:

  1. создать условия для освоения темы;

  2. активизация гражданской позиции учащихся.

Задачи учащихся:

  1. определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.;

  2. уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.



1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы;

б) называть и перечислять основные события в истории международных отношений в 1930е гг., приведших к Второй мировой войне;

в) сравнивать основные принципы внешней политики разных стран, делать собственные выводы.

2. Операционные компетенции (развивающие):

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами);

б) развивать творческие способности к анализу и осмыслению социальных явлений и процессов (систематизировать и творчески перерабатывать знания);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);

г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека.

3. Ценностные компетенции (воспитательные ):

а) способствовать воспитанию активной жизненной позиции, способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

б) способствовать воспитанию патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: разноуровневая.

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ТСО, комплекты раздаточного материала.


Основные понятия: аншлюс Австрии, политика «умиротворения агрессора», система коллективной безопасности.

План урока:

1 .Крах Версальско – Вашингтонской системы международных отношений.
2.Очаги международной напряженности.

3.Мюнхенская сделка..

4.Несостоятельность Лиги Наций. Провал идеи коллективной безопасности.
5.Пакт о ненападении.









































Ход урока.


«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»

В.О.Ключевский


Деятельность учителя

I. Орг. момент. Вступительное слово учителя: Почти80 лет назад отгремели последние залпы Второй мировой войны. Советский Союз, советский народ на своих плечах вынес все тяготы войны и внёс решающий вклад в Победу над немецко-фашистскими агрессорами. Эта эпоха удалена от нас почти на 80 лет, но споры о ней разгораются все чаще и ожесточеннее. Отношение к далекой эпохе стало лакмусовой бумажкой для проверки каждого россиянина на предмет истинной любви к Отечеству. В народном рейтинге выдающихся личностей “10 имен России” И.В.Сталин занял второе место. Историко- и политикоориентированные чаты глобальной сети пестрят эмоциональными рассуждениями современных россиян о том времени. Настала пора и нам выразить свое мнение о прошлом, познакомившись с разнообразными информационными источниками. И ответить на главный вопрос 20 века….Какой???


II. Актуализация знаний по теме:

1. Вспомним, как называлась система международных отношений, сложившаяся в 1920-е г.г., после окончания Первой мировой войны?


Определите основные условия Версальского мирного договора, отметив соответствующие пункты.

















- что стало главной задачей установившегося нацистского режима в Германии в 1933-1935гг?
На уроке рассмотрим и охарактеризуем систему международных отношений, которая сложилась в 1930-е г.г.; раскроем причины нарастания международной напряжённости и её последствия для мира, проанализируем причины бессилия Лиги наций и демократических стран Европы и США.


Почему был пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех ограничений.




-Беседа:

-Неэффективность Версальско–Вашингтонской системы привела к тому, что уже с середины 1930-х г.г. начался её распад. Причина распада – последствия мирового экономического кризиса и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике. Возникновение первых очагов Международной напряженности.


 - Какая организация должна была обеспечивать мир и безопасность?
2.

Рассказ: разными путями выходили из кризиса страны Европы и США. Торгово-экономические связи между странами стали свёртываться. Каждая страна действовала в одиночку. Одни искали внутренние резервы для решения своих проблем, другие встали на путь внешней экспансии, создавая очаги войны. На
путь внешней экспансии встали Япония, Германия, Италия. Работаем с картой. Находим эти государства. Документ№1,2

Работа с картой.(презентация)

Работая с учебником, ответить на вопрос Рассказ учителя:

Постепенно стал складываться блок государств, которые и развяжут Вторую мировую войну. В 1936 г. Германия и Япония заключили соглашение о совместной борьбе против Коминтерна, а спустя год к ним присоединилась Италия. Возникший союз получил название «ось Берлин-Токио-Рим»

Работа с презентацией.

Постепенно стал складываться блок государств, которые и развяжут Вторую мировую войну. В 1936 г. Германия и Япония заключили соглашение о совместной борьбе против Коминтерна, а спустя год к ним присоединилась Италия. Возникший союз получил название «ось Берлин-Токио-Рим».

Кадры презентации и документ.


3. В 1938 г. Гитлер присоединил Австрию (аншлюс), а затем выдвинул претензии на Судетскую область Чехословакии (находим на карте). Это грозило серьёзным европейским конфликтом. Но Великобритания и Франция встали на путь «умиротворения» Гитлера и потребовали от Чехословакии согласиться на её раздел. Предположите, почему Великобритания и Франция фактически не воспротивились пересмотру Германией ограничительных статей Версальского мирного договора.

Кадры презентации и документ.
4

Этот шантаж возымел своё действие. 29-30 сентября 1938г в Мюнхене в отсутствие чехословацких представителей главами правительств Великобритании, Франции, Германии, Италии было подписано соглашение о расчленении Чехословакии. В истории это соглашение получило название «Мюнхенский сговор». В Мюнхене Гитлер обещал больше не посягать на чужие территории, но уже в 1939 г. он развязал новую агрессию в Европе. В этой обстановке СССР предложил западным демократиям систему коллективной безопасности.

«Провал идеи коллективной безопасности»

1934 г. – советско – французские переговоры по проекту Восточного пакта (участниками должны стать Германия, СССР, Чехословакия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия). Франция обещала присоединиться к Восточному пакту в качестве гаранта, а СССР предполагал стать гарантом Рейнского пакта. Великобритания и Германия, а также ряд восточноевропейских стран этот проект отклонили.

Остались невыполненными и договорные обязательства Франции и СССР (1935 г.) оказать помощь Чехословакии в случае нападения на неё. СССР был готов послать войска на защиту Чехословакии в 1938 г. Однако Франция, следуя в русле британской политики, условия франко-чехословацкого договора о взаимопомощи не выполнила.

Кадры презентации и документ.
6
Задание: прочитать раздел «Провал идеи коллективной безопасности» и ответить на вопросы:
-1. Что представляла собой система коллективной безопасности, предложенная СССР?
-2. Почему переговоры между СССР и Великобританией с Францией зашли в тупик?

Работа с документами №3,4

.Используя текст параграфа, заполнить таблицу.(Приложение.)


Подписание Пакта о ненападении.

Апрель – май 1939 г. – начало переговоров в Москве между СССР, Великобританией и Францией о заключении соглашения о взаимопомощи и военной конвенции. Переговоры зашли в тупик. Их участники испытывали друг к другу глубокое недоверие, подозрительность, преследовали корыстные цели и вели закулисные переговоры с Германией. На тот момент Англия и Франция не намеревались всерьёз договариваться с Советским Союзом о совместной борьбе против нацистской Германии. Они всё ещё надеялись на «восточный поворот» Гитлера и пытались спровоцировать советско-германский конфликт. Фактически переговоры были сорваны, так как не удавалось решить вопрос о прохождении советских войск через территорию Польши для ведения войны с Германией. Западные страны и сама Польша категорически выступали против этого, опасаясь, что СССР попытается привести к власти польских коммунистов.

Не видя перспектив в дальнейших переговорах с Великобританией и Францией, советский лидер Иосиф Сталин пошёл на подписание пакта о ненападении с Германией.

Работа с документами №5

Подведение итогов!

Можно ли было избежать войны?

Кто виноват в гибели 50 млн.человек?








Деятельность ученика.

Можно ли было предотвратить войну? Кто главный виновник в развязывании Второй Мировой войны?

И что делать чтобы не повторилась трагедия ?



























Что предусматривал Версальский мирный договор в отношении Германии.

– Германия была объявлена единственной виновницей

Первой мировой войны.

– Германия утрачивала ряд территорий в Европе.

– Левый берег Рейна на 15 лет оккупировали державы Антанты.

– Правый берег Рейна в полосе 50 км был демилитаризован.

– Германия лишалась всех колониальных владений.

– Германии было запрещено иметь Генеральный штаб, боевые корабли, подводные лодки, танки, самолёты, тяжёлую артиллерию, отравляющие газы; численность германской армии ограничивалась 100 тыс. чел.

– Германия платила репарации.

Как можно оценить такие условия Версальского мира?





Униженное положение Германии.

Образование новых национальных государств в Европе после Первой мировой войны, которые стали объектом интриг со стороны великих держав.

Изоляция Советской России.

Игнорирование интересов народов колониальных стран, раздел колоний побеждённых держав по мандатной системе управления Лиги Наций.

Отсутствие программы европейского экономического восстановления.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг.:

Непримиримые противоречия интересов ведущих держав (например, Франции и Германии).

Германия стремится «сбросить иго Версаля». Жёсткие условия Версальского мирного договора по мере восстановления экономической мощи Германии становятся всё менее надёжной гарантией французской безопасности.

Вспомните, какие меры предпринимались Францией для укрепления своих позиций в 1920-е гг.?





«Лига наций»



Документы:

1)Пу И. Из воспиминаний.

2)Шарль де Голль. Из воспоминаний.



Ответы на вопросы к документу.



































Документы.

3)Выступление М.М.Литвинова «из речи в Лиге Наций.

4)У.Черчилль. Беседа с И.Риббентропом

Ответы на вопросы к документу.




























































год

место

инициаторы

цели

итоги












Выводы?














Какую оценку получил документ у современников?

Дайте свою оценку.

Можно ли было предотвратить войну??












Работа с документами №5

Политики о советско-германском пакте (1939 г.):

















Приложение.


Документ1 Пу И. Из воспоминаний


В августе 1932 г. было оформлено секретное соглашение между Японией и Маньчжоу-Го. Основное содержание его было таково: охрана государственной безопасности и общественного порядка в Маньчжоу-Го полностью возлагалась на Японию, она будет контролировать железные дороги, порты, водные и воздушные пути. Япония имеет право проводить разведку недр и строить шахты, японцы могут назначаться на должности в Маньчжоу-Го, Япония имеет право переселять в Маньчжоу- Го японцев. Япония прислала своего посла в Маньчжоу-Го, именно он стал настоящим правителем этой территории, истинным императором Маньчжоу-Го. В мае 1932 г. на Северо-Восток прибыла комиссия Лиги Наций по обследованию так называемого маньчжурского вопроса. 3 мая произошла моя встреча с членами комиссии, длившаяся не более четверти часа. На ней мне задали два вопроса: как я прибыл на Северо-Восток и как было основано Маньчжоу-Го. Я послушно стал говорить то, что мне было велено. Члены комиссии кивали головами, улыбались и больше ни о чем не спрашивали. Затем вместе сфотографировались, выпили шампанского и пожелали друг другу здоровья. Комиссия удалилась.


Комиссия заявила, что она понимает, почему Япония считает Маньчжурию жизненно важной линией. Она не раз подчеркивала, что уважает интересы Японии на Северо- Востоке Китая, и даже рассматривала события 1931 г. как акт самозащиты со стороны Японии.С начала 1933 г., после выхода из Лиги Наций, Япония начала еще более открыто увеличивать свою армию и расширять подготовку к войне. Особенно усилились ее приготовления к захвату всей территории Китая и укрепление тыла


1. О каких событиях говорится в воспоминаниях Пу И — последнего императора Китая? 2. Как автор расценивает действия Японии по отношению к части Китая — Маньчжурии? 3. Как автор описывает деятельность представителей Лиги Наций?

Проанализируйте, какие цели преследовала Япония в Северо-Восточном Китае и удалось ли их осуществление. 5. Попробуйте объяснить позицию Лиги Наций в этом вопросе. 6. Почему Япония вышла из состава Лиги Наций? 7. Какое место события, описанные в документе, занимают в развитии международных отношений в 30-е гг.?



Документ 2 Шарль де Голль. Из воспоминаний


Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 г. он полностью порвал с Лигой Haций и произвольно предоставил себе полную свободу действий в области вооружений. В 1934—1935 гг. Германия предприняла огромные усилия в производстве оружия и укомплектовании своих вооруженных сил. Национал-социалистический режим открыто заявил о своем намерении разорвать Версальский договор и завоевать «жизненное пространство». Гитлер, разумеется, готовил всеобщую мобилизацию. Вскоре после прихода к власти он ввел трудовую повинность, а затем и всеобщую воинскую повинность. Но, помимо этого, ему нужна была армия вторжения, чтобы разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве и одним ударом вонзить германский меч в сердце Франции. Для людей осведомленных не было секретом, что фюрер намерен воспитать германскую армию в духе своих идей. В ноябре 1934 г. стало известно, что Германия создает первые три танковые дивизии.


О чем говорится в документе? 2. Как французский генерал Ш. де Голль оценивает цели и действия Германии в первой половине 30-х гг.? 3. Объясните, что имеется в виду под фразой «разрубить гордиевы узлы в Майнце, Вене, Праге, Варшаве».

Предположите, почему, зная о намерениях Германии во внешней политике, Франция, другие европейские страны и Лига Наций не предпринимали соответствующих шагов.

Как можно оценить ситуацию в Европе к середине 30-х гг. по данному документу?



Документ 3 М. М. Литвинов. Из речи в Лиге Наций в связи со вступлением СССР в эту организацию

Советское правительство, следившее внимательно за всеми явлениями международной жизни, не могло не заметить усиливающуюся активность в Лиге Наций государств, заинтересованных в сохранении мира и в борьбе с агрессивными воинственными элементами. Более того, оно заметило, что эти агрессивные элементы считают для себя рамки Лиги стеснительными и стараются от них избавиться. Все это не могло не оказать влияния на отношение СССР к Лиге Наций в его поисках дальнейших путей к той организации мира, ради сотрудничества с которой мы приглашены в Лигу...


Я далек от преувеличения возможностей и средств Лиги Наций по организации мира. Я больше, чем кто-либо из вас, сознаю ограниченность этих средств. Я знаю, что Лига Наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден, однако, в том, что при твердой воле и дружном сотрудничестве всех ее членов многое может быть сделано для максимального уменьшения шансов войны. Над той задачей Советское правительство не переставало работать в течение всего времени своего существования. Отныне оно хочет объединить свои усилия с усилиями других государств, представленных в Лиге.

О каком событии говорит данный документ? 2. Как оценивает автор документа цели Лиги Наций и цели вступления в нее Советского Союза? 3 Как оценивает автор деятельность и возможности Лиги Наций? Предположите, почему он дает подобные оценки. 4. Вспомните материалы по истории Отечества и подумайте, не противоречат ли объявленные цели внешней политики СССР целям «мировой революции». Объясните свою точку зрения. 5. Сформулируйте, какое место в международных отношениях 30-х гг. занимает событие, описанное в документе.


Документ 4. Уинстон Черчилль. Беседа с И. Риббентропом


Однажды в 1937 г. я встретился с германским послом в Англии Риббентропом. Наша беседа продолжалась более двух часов. Суть речей Риббентропа сводилась к тому, что Германия хочет дружбы с Англией. Германия оберегала бы все величие Британской империи. Немцы, быть может, и попросят вернуть им немецкие колонии, но это не кардинальный вопрос. Важнее было, чтобы Англия предоставила Германии свободу рук на востоке Европы. Германии нужно жизненное пространство. Поэтому она вынуждена поглотить Польшу и Данцигский коридор. Что касается Белоруссии и Украины, то эти территории абсолютно необходимы для обеспечения будущего существования германского рейха. Единственное, чего немцы просили от Британского содружества и империи, не вмешиваться. Я сразу же выразил свою уверенность в том, что английское правительство не согласится предоставить Германии свободу рук в Восточной Европе. Хотя мы ненавидели коммунизм не меньше, чем его ненавидел Гитлер, но Великобритания никогда бы не утратила интереса к судьбам континента настолько, чтобы позволить Германии установить свое господство над Центральной и Восточной Европой. Риббентроп сказал:

«В таком случае война неизбежна. Иного выхода нет. Фюрер на это решился. Ничто его не остановит, и ничто не остановит нас».


О каких событиях и процессах международных отношений 30-х гг. говорится в документе? 2. Как формулируется позиция Германии и Великобритании в вопросах мировой политики по документу? 3. Как вы можете оценить позицию Германии и Великобритании? 4. Какие аргументы в защиту своей позиции приводят немецкая и английская стороны? Проанализируйте эти доводы. 5. Подумайте, какое место в развитии международных отношений занимают события, описанные в документе, и попытайтесь оценить их важность.





Документ 5. Политики о советско-германском пакте (1939 г.):

И.В. Сталин:

Гитлер, не предполагая и не желая того, ослабит и подорвет капиталистическую систему.

Мы можем маневрировать, сталкивать одну сторону с другой, чтобы они лупили друг друга…


И. Риббентроп:

За немногие часы моего пребывания в Москве было достигнуто такое соглашение, о котором я при своем отъезде из Берлина и помыслить не мог... Сталин дал в нашу честь большой банкет, на который были приглашены все члены Политбюро…я и мои сотрудники провели с ними вечер в весьма гармоничной обстановке. Данцигский гауляйтер, сопровождавший меня в этой поездке, во время обратного полета даже сказал: порой он чувствовал себя просто “среди своих старых партайгеноссен”.


Н. Гендерсон (английский посол в Берлине):

Сталин заключил пакт с Германией только для того, чтобы подтолкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее стороне. После предположительной победы Германии над Польшей Россия, во-первых, вернет себе важные потерянные в последней войне области, а во-вторых, будет спокойно глядеть, как Германия, воюя с западными державами, исчерпает свои силы, чтобы затем в подходящий момент бросить всю мощь Красной Армии на дальнейшую большевизацию Европы.


Шуленбург (германский посол в Москве):

Пакт о ненападении - инструмент поддержания мира - в результате подписания (секретного) протокола о разграничении сфер интересов превратился в свою противоположность...


Задан ие 4. Заполните таблицу «Захваты и конфликты в 30-е гг. в Европе и мире»:

Год

Место

Инициаторы

Цели

Итоги

1931

Маньчжурия

Япония

Захват новых территорий в Китае.

На территории Маньчжурии было




Плацдарм для новых захватов

создано марионе-точное

государство Маньчжоу-Го

1935—

Эфиопия

Италия

Захват новых

Эфиопия стала колонией

1936



земель в Африке.

Италии.




Усиление влияния в





мире

Италия вышла из Лиги





Наций

1936

Рейнская демилитаризованная зона

Германия

Расширение территорий в Европе.

Усиление влияния

Присоединение Рейнской зоны

к Германии

1936

Испания

Фашисты Испании

Установление в

Установление в Испании



при поддержке

Испании

фашистского режима



Германии и

фашистского




Италии

режима.





Усиление позиций





фашистских





государств в Европе


1937

Китай

Япония

Захват всей территории Китая. Расширение сферы влияния

Китай стал зависимым

государством от Японии

1938

Австрия

Германия

Присоединение

Австрия вошла в состав




новых территорий в

Германии (аншлюс)




Европе.





Усиление влияния и





мощи


1939

Монголия

Япония

Расширение территорий. Усиление влияния

Попытка захвата территорий

Монголии окончилась неудачей

1939

Чехословакия

Германия

Расширение территорий в центре Европы.

Усиление влияния

Чехословакия вошла в

состав Германии






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Международные отношения в 1930-е гг"

Автор: Автушенко Елена Владимировна

Дата: 24.10.2024

Номер свидетельства: 658371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по теме "Международные отношения 19-20 веков". (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_po_teme_mezhdunarodnye_otnosheniia_19_20_vekov_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597679"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642136223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "165777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422874013"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока "Казахстан и ведущие страны мира""
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_kazakhstan_i_vedushchie_strany_mira"
    ["file_id"] => string(6) "474375"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1530071595"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по истории на тему: " Версальско - Вашингтонская конференция" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-viersal-sko-vashinghtonskaia-konfierientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "160092"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422002366"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства