Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Международные отношения 19-20 веков". (9 класс)»
9 класс.
Тема: Международные отношения в 19 начале 20 века
Цели урока:
1) Образовательные -
Объяснить, какие вызвало перемены во внешней политике европейских стран после победы над Наполеоном.
- Сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии Европейских стран, определившем содержание крупного периода всемирной истории в Х1Х, начале ХХ в.
2) Развивающие:
- работать над развитием устной речи;
- развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал;
- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
- продолжить работу по формированию умения высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- развивать у учащихся навыки работать в группе;
- работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, умения оформлять и представлять результаты познания;
- продолжить развитие критического мышления у учащихся.
- воспитывать у учащихся толерантность, ответственность и инициативу.
План урока:
1. Актуализация знаний пройденного материала.
2. Мотивационный этап.
3. Организационно-деятельностный.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Ход урока:
Венский конгресс был направлен на создание общеевропейского союза, призванного утвердить равновесие сил в Европе и предотвратить новые войны. Венская система стала разрушаться в середине XIX в., а в начале 1870-х гг. в Европе начали складываться два враждебных друг другу военно-политических блока. Они окончательно оформились к 1907 г. Их противостояние в конечном счете привело к началу Первой мировой войны. Учитель ставит вопрос: почему «Венский конгресс» и договор подписанный на нем, не сыграл своей роли в сохранении мира в Европе в полном объеме? Обучающиеся. Опираясь на материал изложенный в учебнике, самостоятельно записывают в тетрадь ответ на этот вопрос.
События: 1873 г. – Союз трех императоров. Австро-русско-германский договор. Страны обещали друг другу нейтралитет в случае войны. 1879 г. – подписание тайного союзного договора между Германией и Австро-Венгрией. Май 1882 г. – Тройственный союз. В него вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия. Страны-участницы гарантировали друг другу «благожелательный нейтралитет» в случае нападения четвертой державы и военную помощь при нападении на одну из них Франции или нескольких держав. 1891–1893 гг. – создание союза России и Франции. Россия и Франции обязались оказывать взаимную помощь в случае нападения Германии. 1904 г. – соглашение Англии и Франции о разделе сфер влияния в Африке. 1907 г. – соглашение России и Франции по спорным вопросам в Иране, Афганистане и Тибете.Договоры 1904 и 1907 гг. заложили основы Антанты (Тройственного союза).К этому времени оформились два враждебных военно-политических блока, которые в 1914 г. вступили в мировую войну. Вопрос учителя: «Почему Балканы называли пороховым погребом Европы» Обучающиеся опираясь на материал учебника отвечают на поставленный вопрос.
Рост напряженности на Балканах. 1908–1909 гг. – Боснийский кризис. 1912–1913 гг. – Первая и вторая Балканские войны.
Участники: Сербия – Болгария. К 1907 г. в Европе сложились два блока – Антанта и Тройственный союз. Страны, входившие в союзы, увеличивали численность кадровой армии и резервистов, перевооружали армии. К 1914 г. армия Германии уже была перевооружена, остальные страны – участницы двух военно-политических блоков находились в процессе перевооружения своих армий. Милитаризм в Европе усиливался.Противоречия стран – участниц блоков перед Первой мировой войной:Борьба между Россией и Австро-Венгрией за сферы влияния на Балканах.Соперничество между собой молодых балканских государств (за расширение территорий).Стремление к независимости народов, входящих в состав империй.Борьба за передел мира (борьба за колониальные владения) (Территориальные претензии европейских держав: Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, Италия – отобрать у Франции приграничные, населенные итальянцами земли, у Австро-Венгрии – территории в Альпах, Россия была заинтересована в Галиции (принадлежала Австро-Венгрии) и польских землях (были в составе Германии), Германия стремилась подчинить себе Прибалтику и Украину.
Рефлексия: 1. Балканы называли «пороховой бочкой» т. к. там были: А). сосредоточены крупные военные заводы Б). дислоцировались крупные армии В). постоянные военные конфликты 2. В пользу России от Османской империи отторгли: А). Бессарабию Б). Болгарию В). Румынию 3. Метрополия – это страна: А). потерявшая независимость Б). владеющая колониями В) сохранившая независимость в ходе войны 4. На Дальнем Востоке главным захватчиком была: А). Турция Б). Россия В). Япония 5. «Тройственный союз» - был коалицией: А). антигерманской Б). антирусской В). антифранцузской 6. «Антанта» предусматривала соглашение: А). о разделе сфер влияния в Европе Б). о торговле в Африке В). о территориях в Азии 7. Главная черта международных отношений в данный период – это: А). войны за передел мира Б). миролюбивая политика индустриальных стран В). агрессивная политика аграрных стран
Учитель подводит итоги урока, делает вывод о работе класса, озвучивает результаты полученные обучающимися в ходе урока.