Тема: Казахстан и ведущие страны мира
Цель урока: Определить роль и место страны в мировом сообществе.
Задачи:
Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране, ее место в мире, проектирование своего будущего и государства.
Воспитательная: Воспитание сознания причастности и ответственности к судьбе своей страны, патриотизма и самостоятельности суждений.
Развивающая: Развитие умения анализировать, критическое мышление, выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления.
Тип урока: Применение знаний, умений, навыков учащихся.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: использование ИКТ, демонстрационный материал, высказывания.
Ход урока
1. Организация начало урока. Вступительное слово учителя. Психологический настрой
16 декабря мы отмечаем День Независимый Казахстан. Казахстан - молодое независимое государство. Со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего. В Казахстане вместо бывшей социально-экономической системы формируется новая демократическая общественная система. Благодаря политической стабильности внутри страны, признанию и поддержке мирового сообщества Казахстан, несмотря на трудности, переживаемые страной, укрепил свою независимость.
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Н. А. Назарбаева «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце»
Разминка:
1.Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
2.Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
3.Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
4.Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.
Озвучиваем и раскрываем понятия.
Учитель: Представьте, что вы участники молодежного форума. В течение недели вы общались с молодыми людьми из разных стран, подружились, но многие мало знают о вашей стране.
Задание: Как и о чем вы расскажете, о своей стране (в своем выступлении вы должны охарактеризовать географическое, экономическое, политическое и культурное развитие страны)
Обсуждение.
Учитель: В начале урока мы сказали, что в Казахстане со дня обретения независимости произошли важные события, которые заложили основу нашего будущего.
Работа в группах: Обсудите в группах и выберите 5 наиболее значимых на ваш взгляд событий и обоснуйте ваш выбор.
№п/п
Значимые события, произошедшие в Казахстане за
24 лет независимости
годы
1.
Обретение суверенитета и независимости.
2.
Принятие стратегии развития «Казахстан-2030»
3.
Принятие Конституций независимого Казахстана.
4.
Вступление Казахстана в ООН.
5
Принятие символов независимого Казахстана.
6.
Введение национальной валюты.
7.
Первые всенародные выборы
8.
Принятие «Закона о языках».
9
Закрытие Семипалатинского ядерного полигона.
10.
Перенос столицы в г.Акмола
Сегодня в разговорах, на страницах печати мы слышим слово «кризис». Весь мир переживает такое явление, как экономический кризис. С распадом в 1991 году развалилась административно-командная система и плановая экономика. При этой системе экономика страны постоянно переживала кризисы. В связи с переходом к рыночным отношениям все отрасли народного хозяйства были охвачены кризисом.
Вопрос: В чем его сущность? Как вы понимаете это слово, что такое кризис?
Экономический кризис характеризуется падением производства, происходящим в значительных масштабах.
Дефицит, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.).
Обсуждение высказывания: «Для перемены отношений в развитии экономики требуется кризис» (Джордж Сорос)
Учитель: В обществе циркулируют разные мнения о роли кризиса. Н. А. Назарбаев придерживается мнения: «Преодоления кризиса — это возможность обновления. Для Казахстана это возможность дальнейшего совершенствования и укрепления молодого государства. Кризис — не только негативное явление в экономике, но и шанс, который следует использовать с наибольшим коэффициентом полезного действия. Целеустремленный, не боящийся труда человек и во время кризиса может сделать не только для себя, но и для окружающих».
Немало политологов рисовали Казахстану печальную судьбу и в целом ставили под сомнением жизнеспособность нашей страны. Экономический кризис 1996 года охватил все страны СНГ. Международные политологи поспешили заявить о скором социально-экономическом крахе общества. Они даже говорили, что через 10–15 лет 20% граждан РК будут неграмотными. Нынешняя реальность такова: в Казахстане 95–97% населении яот 5 до 24 лет охвачены образовательными программами, около 95% населения получили образование, утверждена программа «Болашақ»
Учитель: Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное- это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европу и Азию. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес-это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в 21 веке. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. За годы независимости в качестве суверенного государства Казахстан признали свыше 120 государств мира. После получения независимости Казахстан приступил к осуществлению основного принципа Конституционного Закона РК от 16 декабря 1991 года: «Республика установит свои взаимоотношения со всеми государствами на основе принципов международного права».
Просмотр фильма «Казахстан сердце Евразии»
Вывод: Благодаря правильному определению основных направлений своей внешней политики Казахстан занял достойное место в международной политике. Перспективы развития Казахстана всесторонне и четко определены в Стратегии развития «Казахстан-2030“. Залогом того, что задачи, указанные в ней, будут выполнены, являются успехом современного Казахстана.
Учитель: Давайте представим, что наша страна — это море. Море состоит из миллионов капелек. Капельки это граждане страны, молодое поколение. От каждого из вас зависит будущее нашего Казахстана. Слово «будущее» и слово «буду» взаимосвязаны. А какой вы вклад принести в развитие Казахстана.
Задание: Поделитесь мнением, как вы представляете свое будущее.
Учитель: И так, мы представили свою страну и обозначили ее место в мире. Обсудили проблемы в переходный период. А теперь давайте помечтаем, какой будет наша страна к 2050 году, какой мы хотим видеть ее.
Блиц-опрос «Будущее Казахстана зависит от….»
Примерные ответы учащихся:
1. Будущее Казахстана зависит от каждого человека, живущего в этой стране.
2. Я, ты, он, она - вместе дружная семья.
3. Каждый должен любить свою Родину.
4. От продолжающихся демократических процессов.
5. От инициативы Президента и Правительства, от творческой работы
Парламента.
6. От сбалансированной внешней политики государства.
7. От развитой экономики и продуманной социальной политики.
Итог: Все проблемы решаемы, надо только приложить свою волю, желание и труд. Сегодня, как никогда актуальны для нас слова Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны».
Рефлексия: Итак, обратимся к тому, с чего мы начали урок. Достигли ли результатов? Что вам дал этот урок? Какой основной вывод сделал каждый из вас для себя? Над чем заставил задуматься?
Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.
Д/з: написать сочинение-размышление на тему «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце».
Источники:
Учебник — История Казахстана, 11 класс, авторы: Т.Турлыгул, С.Жолдасбаев. Алматы: издательство «Мектеп»;
История Казахстана: преподавание в школах и Вузах.