Ф.И.О. учителя: Зиннатуллина М.С. |
Предмет: история |
Класс (классы) 5А, Б, В, Г, Д |
Дата: |
Тема: Древнейшие люди. |
Цель: |
Задачи: |
1.Познакомиться 2. Изучить 3. Развивать 4. Воспитывать интерес к прошлому человека. |
Ход урока |
№ | Этапы | |
1 | Самоопределение к деятельности (орг. момент) | Приветствие. Проверка отсутствующих. |
2 | Актуализация знаний (по мере необходимости). Мотивация (эмоциональная , содержательная, социальная) | Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (слайд № 1). Ваша задача – в течение четырех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах. Слова 1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания. Вещественные | Письменные | 2,3,4,5,7,8,11. | 1,6,9,10,12. | Напишите римскими цифрами: 8, 17, 38. (VIII, XVII,XXXVIII). (После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран) Вопросы для беседы с классом: -Что изучает история Древнего мира? -Как вы думаете, с чего мы начнется изучение истории Древнего мира? - |
3 | Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока | Что мы будем рассматривать на первых уроках? Обобщая, говорим ученикам что: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей. Попробуйте сформулировать тему урока? Тема урока: Первобытные люди. Проблемный вопрос: Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? Давайте запишем план нашего урока: 1. Происхождение человека. 2. Облик первобытного человека. 3. Орудия труда. 4. Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство. 5. Овладение огнем. |
4 | Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий). Правила, понятия, алгоритмы | Ребята, рассмотрите рисунок «Древнейшие люди» и предположите, кого учёные называют первобытными людьми? Устные ответы учеников, их мнения, ассоциации, предположения Ваши варианты верны, давай то обобщим и запишем новое понятие в словарик: Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств. Первобытность была самым долгим периодом в истории, так как человек и человеческого общества вначале своего развития шло очень медленно. Работа с картой «Жизнь первобытных людей» (с.12 учебника) Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более 2 миллионов лет назад |
5 | Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала) | 2. Работа с текстом учебника и рисунком «Человек, живший миллион лет назад» с.13-14 Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Ответы на вопросы по прочитанному материалу на стр.13-14: Какое лицо? (грубое с широким приплюснутым носом) Какая нижняя челюсть? (тяжелая нежная челюсть без подбородка) Какой лоб? (уходящий назад лоб) Какая походка? (не вполне прямая, прыгающая) Какая речь? (не умели разговаривать, звали жестами на помощь) Как жили (группами) 3. Чем древнейшие люди отличаются от обезьян? Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней. -Что такое орудия труда? Давайте запишем определение в словарик: Орудия труда – то, чем человек работает. - Рисунок на слайде 12. Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой | 3.Давайте представим, что мы с вами – не 5А (б, в, г, д) класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь): Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Работа с текстом учебника стр.15-16. Как человек овладел огнём? Как изменилась жизнь людей после овладения огня? (Устные ответы учеников) Вывод: Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди. |
7 | Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему. | |
8 | Контроль и самопроверка знаний. | Тестирование 1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в: 1. Восточной Африке 2. Западной Европе 3. Южной Австралии 2. Главное отличие людей от животных - это: 1. умение охотиться на животных; 2. отсутствие шерсти; 3. умение изготовлять орудия труда. 3. Для облика древнейшего человека не характерно: 1. руки, свисающие до колен 2. прыгающая походка 3. прямая походка 4. Первое орудие труда первобытного человека: 1. мотыга 2. заостренный камень 3. плуг 5. Одним из достижений древнейших людей стало: 1. овладение огнём 2. появление письменности 3. умение охотиться Ответы: 1 – 1 2 – 3 3 – 3 4 – 2 5 – 1 |
9 | Рефлексия (знаниевая) Рефлексия ( эмоциональная) | Итог по проблемным вопросам (Устные ответы учеников) Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? (Устные ответы учеников) |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1 уровень: Параграф 1 2 уровень: вопросы и задания на стр.16. 3 уровень: с.16 «Опиши рисунок» |