Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Древнейшие люди»
Тема урока: Древнейшие люди
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность
трудиться поставила древнейших людей в более выгодное
сравнительно с остальным животным миром положение,
помогла выжить.
2. Продолжить формирование умения работать с учебником,
иллюстрациями и исторической картой.
3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Основные виды учебной деятельности:
Личностные:
- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
Метапредтметные:
Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
Предметные:
Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации, мультимедийная презентация
Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»
1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»
Для этого вспомни:
Кого называют археологами?
Как работают археологи?
Как находят археологические памятники?
Что называют историческим источником?
о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?
Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история».
Как называется первая часть Всемирной истории?
Что изучает история Древнего мира?
Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.
Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.
Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.
«Всемирная или Всеобщая история» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней
первая часть Всемирной истории - История Древнего мира.
История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима
2) проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.
Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы, целей и задач урока
Переход к новой теме
Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
Как жили древнейшие люди?
План (запись в тетрадь)
Облик далеких предков.
Первое орудие труда.
Охота и овладение огнем.
На доске:новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
Рассказ учителя:
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
Запись в тетрадь: первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.
Работа по карте стр.9
Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)
Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11.
Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей.
Беседа по вопросам.
Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)
Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)
Запись в тетрадь:
Орудие труда - это то, чем человек работает.
Предположите, что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)
Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11
Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди.
Запись в тетрадь:
Занятия древнейшего человека: охота и собирательство
Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.
Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.
А затем заостренными камнями разделывают тушу.
Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.
- Как вы считаете была ли всегда охота удачной?
Ответы детей
Запись в тетрадь:
Собирательство – сбор того, что дала природа
Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.
Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.
- Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?
Ответы детей.
Запись в тетрадь:
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
Рассказ учителя : В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
- Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.
Выслушать доводы детей.
Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...
- По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.
Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.
Закрепление изученного материала
Рабочая тетрадь (часть 1), задание № 2 (с. 3).
Вставьте недостающие слова. (на экране презентация)
Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).
Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).
Делаем общий вывод: Нашими далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.
Подведение итогов урока, выставление оценок
VII.Информация о домашнем задании:
1) прочитать § 1; стр. 13 рубрика «Проверь себя»; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»;
2) знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?
3) нарисовать в тетради первые орудия труда человека: палка-копалка, каменное рубило, дубина