Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: внешняя и внутренняя политика хана Хакназара, вхождение Ногайской Орды в состав Казахского ханства, казахско-могульские отношения, казахско-узбекские отношения.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема : Усиление Казахского ханства при хане Хакназаре.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: внешняя и внутренняя политика хана Хакназара, вхождение Ногайской Орды в состав Казахского ханства, казахско-могульские отношения, казахско-узбекские отношения.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урок традиционый
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Индивидуальный опрос
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Кем по происхождению (сыном какого правителя) был Касым хан? Почему Касым хан постарался сместить правителя Казахского ханства Бурундука (сына Кирея) и занять его место? Как лично Вы оцениваете действия Касыма по свержению Бурундука с человеческой и политической точек зрения?
Назовите основные направления внешней и внутренней политики Казахского государства эпохи Касым хана. Какие из них были направлены на расширение Казахского ханства? С каким государством установил дружеские отношения Касым?
Чем закончилось противостояние Касым хана с Мухаммедом Шайбани? Как погиб Мухаммед Шайбани? Как повлияли поражение и гибель Мухаммеда Шайбани на развитие Казахского ханства?
Как расширял владения Казахского ханства Касым хан? Назовите государства, которые стали объектом воздействия активной внешней политики Касым хана.
Назовите правителей, которые в начале XVI века продолжали борьбу за власть в Туркестане? Как Касым смог подчинить своей воле Сайрам? Расскажите, чем завершилась попытка Касыма захватить Ташкент? Объясните, как притязания Султана Саида и захват им Кашгарии позволил Касыму укрепить свою власть в Семиречье?
Население какого государства, кроме Моголистана и Маверанахра, стремилось также войти в состав Казахского ханства? В чем Вы видите причины такого стремления?
Какие события свидетельствуют о активной внешней политике Касым хана? Назовите европейские страны, которы или поддерживали дипломатические отношения или знали о правлении Касым хана.
Как можно охарактеризовать внутреннюю политику Касым хана? Назовите границы Казахского ханства при правлении Касыма. Как выросло население Казахского государства при Касыме? Какой город был превращен Касымом в крупный торговый и политический центр? Назовите свод законов, им составленный?
Подготовка к усвоению нового материала
В истории Казахстана и народной памяти Касым хан остался как «собиратель казахских земель». Ему удалось объединить все земли и рода, входящие в этнополитическую общность казахского народа, причем удалось сделать это относительно бескровно. Но к сожалению, после его смерти степи вновь начались распри и междоусобицы, вызванные вечным вопросом – кто будет стоять у власти? Такая борьба привела к временному ослаблению казахов, чем сразу же воспользовались соседи – стали заключаться анти-казахские союзы, были потеряны города и укрепления стратегически важного южного региона Казахстана, вновь возобновились грабительские походы ойратов. Восстановить прежний порядок получилось лишь к середине XVI века, после прихода к власти одного из сыновей Касыма – Хакназара (1538-1580 годы), который стал проводить гибкую и дальновидную политику, стремясь добиваться мирных отношений с соседями, но активно противостоя им, в случае необходимости.
Усвоение новых знаний
Положение Казахского ханства после смерти Касыма.
После смерти Касым хана на протяжении 15 лет в Казахском ханстве длился политический кризис. Экономический кризис, рост феодального гнета, внутренние распри между феодалами привели к ОСЛАБЛЕНИЮ Казахского ханства:
Против казахов сложился союз узбекских и могульских правителей;
Были потеряны присырдарьинские города;
Туркестанский вилайет оказался в подчинении шайбанида Убайдалах-султана;
Казахский хан Тахир (1523-1533 годы), сын Айтик султана, внука Жанибек хана потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города, вступил в союз с киргизами против могульского хана Султана Саида;
До самого конца XVI века присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Туркестан и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра.
Политика Хакназар хана (1538-1580-ые годы).
Сын Касым-хана ХАКНАЗАР продолжил политику отца, попытавшись укрепить Казахское ханство. Источники называют Хакназара – «ханом казахов и кыргызов».
Основная цель политики – восстановление права казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме.
Основные направления политики:
на севере
борьба с сибирским ханом Кучумом в союзе с узбеками
на западе
взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами
на юго-востоке
в союзе с кургызами воевали против могулов и ойратов
на юге
установление мирных отношений с Шайбанидами
внутренняя
начались традиционные кочевки казахов в поймах рек Урал, Волга, Сырдарья
С конца 50-ых годов XVI века Казахское ханство представляло серьезную угрозу для ногаев, Сибирского ханство и среднеазиатских ханств. Так, посетивший в 1558-1559 году Среднюю Азию английский купец А, Дженкинсон отзывался о казахах, как о весьма сильном и многочисленном народе.
Вхождение Ногайской Орды в состав Казахского ханства и казахско-русские отношения.
В середине XVI века Ногайская Орда переживала кризис. Причины:
Феодальные междоусобицы за власть;
Обнищание народа;
Массовые выступления против правящей элиты.
В результате этого многие ногайские племена откочевали в пределы Казахского ханства и Русского государства. Хакназар, воспользовавшись кризисом, вытеснил ногаев, стремившихся войти в состав Русского государства, в русские земли – на запад, в степи между Черным и Каспийским морями, к Дону.
Это позволило Хакназару присоединить Ногайскую Орду. В тоже время границы Российского государства, завоевавшего Казанское, астраханское и затем Сибирское ханство, придвинулись к Казахскому ханству. В казахскую степь прибывали русские посольства:
1569 год – посольство Семена Мальцева.
1573 год – посольство Третьяка Чебукова.
Отношения Могулистана и Казахского ханства.
Могулистан в середине XVI века управлялся АБД ар-РАШИДОМ, при этом:
Хакназар и Абд ар-Рашид воевали друг с другом в 1550-1560-ые годы. В ходе этой войны погиб сын Абд ар-Рашида – АБД аль-ЛАТИФ;
В Жетысу вновь стали совершать походы ойраты, что привело к разорению и обнищанию населения региона;
Большая часть Жетысу в конечном итоге была потеряна Хакназаром (у казахов остались лишь западное Семиречье, долины рек Чу и Талас).
Казахско-узбекские отношения.
Воюя с Моголистаном и Сибирским ханством, хан Хакназар решил нормализировать взаимоотношения с ханами узбеков – АБДАЛЛАХОМ ШАЙБАНИДОМ.
Был заключен «клятвенный союз», оживилась торговля, вновь возобновились кочевь скотоводов. Но в это время против Абдаллаха начал войну правитель Ташкента БАБА-султан.
1579 год – боясь усиления Абдаллаха за счет Казахского ханства, Баба-султан подсылает в ставку Хакназара верных ему людей, которые убивают казахского хана.
Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, § 35, стр. 144-148 учебника