I Организационный этап урока. Готовность учащихся к уроку.
Деление класса на 3 группы. /каждой группе дано имя исторического героя Спитамен, Томирис, Ширак/.
II Этап повторения пройденного. /групповая работа/
Игра «Да-нет» (задаются вопросы, группы отвечают по очереди)
1. Саки занимались кочевым скотоводством. (да) 2. Юрта устанавливалась на четырех или шестиколесную повозку. (да) 3. Во время охоты или войн саки использовали куйме, своеобразные дома-кибитки. (да) 4. Основным хозяйственным занятием саков было земледелие. (нет) 5. Главное значение у саков имело разведение коров. (нет) 6. Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли верблюдов. (да) 7. Часть саков занималась земледелием. (да) 8. Период использования железных орудий труда называется эпохой железа. (да) 9. Железо часто встречается в чистом виде в природе. (нет)
Групповая работа: (каждой группе даётся задание)
Задание 1 группы.
Докончить предложение.
Древнегреческий историк Геродот, живший в 484-425 гг. до н.э., прозванный «отцом истории» называл саков…..
Саки-тиграхауда носили…..
Вождя у саков избирали все члены племени, он же был …..
Если сак решал жениться на девушке, он вначале должен был …..
Сакская женщина занимала в обществе …..
Сакский период - это время распада первобытнообщинного строя и формирования …..
Слова: почетное место, массагетами, могущественным правителем, остроконечные шапки, помериться с ней силой, военной демократии.
Задание 2 группы.
Сопоставить.
Геродот
Древнее городище
Куйме
Жрецы
Туры с резвыми конями
Колесничие
Чирик-Рабат
Саки
Носили одежду белого цвета
Юрта на повозке
Ратайши
Историк
Задание 3 группы.
Согласны ли вы с утверждением.
Сакские воины носили одежду красного и желтого цвета.
Да, нет
Саки-парадарайа готовили напиток хаома
Да, нет.
Историки говорят о том, что у саков женщины часто были правителями.
Да, нет.
Саки не выращивали курдючную и тонкорунную породы овец.
Да, нет.
Для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов.
Да, нет.
Военные куйме запрягались волами.
Да, нет.
III Формирование новых знаний.
Учитель: -Ребята, посмотрите на доску и прочитаете эпиграф нашего урока.
Эпиграф:«…ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись, и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого».
Геродот
Учитель: - Как вы думаете о ком эти слова? (ответы учеников)
- Какие качества саков передают эти слова? (ответы учеников)
Учитель: - Предположите тему нашего урока.
Ученики: Борьба саков за независимость.
Учитель: - Да, сегодня, мы продолжим изучение истории саков и рассмотрим их политическую историю, /учитель записывает на доске тему урока и дату/.
IV Постановка цели урока. Психологический настрой.
Дать знания о важнейших событиях из политической истории саков, об исторических личностях, и их подвигах во времена борьбы за свою независимость.
План
вторжение войск Кира.
Подвиг Ширака.
Поход Александра Македонского в страну саков.
- Вспомните, как относились саки к врагам и друзьям? Саки «к врагам беспощадны, к друзьям - верны»
Слово учителя: В VI в. до н.э. персидские цари из династии Ахеменидов три раза направляли свои войска против саков, в 540, 530 и 519 оды до н.э. Позже саков пытался завоевать великий завоеватель Александр Македонский.
2 . Работа по учебнику: /§31 стр. 98/
Комментарии учителя:
530 году до н.э. – вторжение персидского царя Кира на земли саков. В этот период саками правила царица Томирис. Подойдя к Сырдарье Кир, оправил послов, пытаясь склонить саков к покорности. Однако, Томирис «не испугалась вражеского нашествия, как это можно было бы ожидать от женщины», - сообщает римский историк Помпей Торг.
- Тогда Томирис не стала вести переговоры и не помешала переправе врага через Сырдарью, считая, что ей легче будет сразиться на своей земле. Кир, переправив своё войско и углубившись на некоторое расстояние, разбил лагерь. На следующий день он применил хитрую уловку – покинул лагерь, как бы обратившись в бегство. Преследовавший врагов сын царицы Спаргасис попал в засаду и погиб. Получив весть о гибели сына, Томирис двинулась с большим войском навстречу Киру.
- данное сражение описывал Геродот.
* 519 году до н.э. – через 11 лет после гибели Кира персы вновь вторглись на земли саков, поход возглавил Дарий 1.
- борьбу саков возглавил вождь Скунха, однако он потерпел поражение, и персы смогли перейти Сырдарью.
- Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг Ширака.
- рассказ учителя о подвиге Ширака.
* 330 год до н.э. – сакским земля стали угрожать греко-македонские войска под предводительством А. Македонского, который вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. В Средней Азии греко-македонским войскам пришлось столкнуться со значительными трудностями и затратить на ее покорение почти три года (330-327гг. до н.э.). Воинственные племена в ожесточенной борьбе отстаивали свою независимость, снова и снова поднимая восстание. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен.
- Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Македонский переправил через Сырдарью, атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко- македонцев.
3. Выводы по теме: /каждая группа должна дать историческую оценку сакскому герою: Спитамен, Томирис, Ширак/.
V Этап закрепления:
1. Методом экспресс - викторины:
В каком году персидские войска во главе с царем Киром вторглись на земли саков? ( в 530 году до н.э.)
Кто возглавлял борьбу саков против персидского царя Кира? ( Томирис)
Имя сына Томирис, погибшего от рук Кира? ( Спаргапис)
Кому принадлежат слова «Ты желал крови, так насыться теперь ею!» ( Томирис)
Кто совершил подвиг, завлекая войско Дария I в безводную пустыню? ( пастух Ширак)
Какой историк описал подвиг простого сака-пастуха Ширака? ( Полиэн)
Предводитель греко-македонских завоевателей, вторгшихся в 30-е годы IV в. до н.э. в скифо-сакские земли. ( Александр Македонский)
Кто из древних историков описал борьбу саков против войск Александра Македонского? ( Арриан)
Приведите в соответствие: /работа у доски/
Кир
Пастух, отдавший свою жизнь за независимость
Томирис
Древнегреческий историк
Ширак
«Отец истории»
Спаргасис
Царица сакских племен
Дарий
Римский историк
Александр Македонский
Вождь саков
Помпей Торг
Сын сакской царицы
Спитамен
Персидский царь
Арриан
Царь Македонии
Скунха
Вёл борьбу против греко-македонских завоевателей
Геродот
Полиэн
Работа по таблице: /групповая/
Сражение саков за независимость
Год
Кто из историков описал сражение
Против кого воевали
Итог
VI Рефлексия:
Рефлексия – анкета: /учащиеся должны оценить свою деятельность на уроке/
Во время урока я работал (а)
Активно
Пассивно
Своей работой во время урока я
Доволен
Не доволен
Материал урока мне был
Полезен
Бесполезен
Моё настроение
Стало лучше
Стало хуже
Ф И ученика:_______________________________________________________________________
Учитель: Сегодняшний открытый урок хотелось бы закончить следующими словами нашего президента Н.А.Назарбаева: «За то, что мы сохранились как народ, За то, что удалось удержать землю отцов, За то, что обретя свободу, Мы подняли знамя независимости, За все это поколение ныне живущих благодарно склоняет головы перед памятью предков»