Использование идей Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках истории
Использование идей Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках истории
Использование идей Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках истории
Автор: Мухаметова Ш.К.,
Учитель истории
Коргалжынской школы- гимназии
Для лучшего усвоения школьного материала, решения ряда существующих педагогических проблем на уроках истории, обеспечения продуктивного развития интеллектуальных способностей учащихся помогает использование идей критического мышления. Что такое критическое мышление? Как научить ребенка критически мыслить, анализировать, сопоставлять ?
Существуют разные виды умственной деятельности, не относящихся к критическим. Во первых, учит текст наизусть- один из видов некритического мышления. Во вторых, осмысление материала и его суть. В третьих, творческое мышление.
Чтобы определить какой из видов умственной деятельности относится к критическому, нужно понять, что это в первую очередь самостоятельная работа, формирование собственного взгляда, мировоззрения, идеи, убеждения. Ребенок должен самостоятельно прийти к решению проблемы. Задачи, и понять собственную значимость, индивидуальность, а не слепо копировать чужие мысли. Каждый должен думать своей головой.
Три стадии организации учебного процесса
В основе критического мышления есть три стадии организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – рефлексия».
На этапе вызова определяются цели рассмотрения той или иной темы. Педагог может задать вопрос, попросить вспомнить учащихся о пройденном материале, событиях, фактах. Главное мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
На стадии осмысления как правило, учащиеся знакомятся с новым материалом. Ученик самостоятельно осмысливает, сопоставляет, систематизирует, вырабатывает свое мнение.
На этапе рефлексии, учащиеся анализирует пройденный материал, закрепляют полученные знания.
В ходе работы школьники учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления полученного опыта, строят логические цепочки, уважительно относятся к окружающим, учатся исследовательской работе.
Приемы развития критического мышления
Прием «Кластер»
Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
«Знаю, узнал, хочу знать»
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название«Знаю, узнал, хочу знать». (Д. Огле, 1996):
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Прием «Инсерт»
Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Эссе
Эссе (Франц. “Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от латинского “exagium” – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580).
Мозговая атака
Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Разработки уроков с использованием идей критического мышления.
Тема урока: Турция
Цель урока : 1. Охарактеризовать Османскую империю в период С 11- 15 века Дать понять учащимся, что борьба народов Балканского полуострова спасла Европу от Османского завоевания.
3. Воспитывать сочувствие к угнетенным.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, маркеры, А4, краски,
Ход урока:
Опрос домашнего задания:
Особенности общества Индии?
Религиозные особенности?
Памятник искусства 16 века?
Приветствие
Новая тема
Многие государства в истории появляются, переживают свой расцвет, а затем приходят в упадок. Сегодня мы с вами будем изучать Османскую империю в период ее расцвета, который пришелся на время правления Сулеймана Великолепного, и выяснить, почему при его преемниках начинаются признаки ее упадка. Презентация
2 Работа в группах. Работа с текстом.
1 группа- основание Османской империи
2 группа- структура
Спикеры отвечают
3. Работа в группах. Работа с текстом
Судьба янычара.
Во время войны край,где я родился, был покорен Османской империей, и я попал в янычарское войско еще маленьким. Вы – будущие воины – опора Османской империи и султана. Вам нельзя иметь семьи, нельзя заниматься ничем, кроме воинского ремесла. Саблей добытое царство османов саблей и удержится. Из янычар султан составлял личную охрану. В праздники мы во всей красе выступали на парадах Не было человека, осмелившегося противиться янычару. Даже приближенные султана боялись нашего гнева. В знак неудовольствия мы выносили из казарм котлы и били в них, а потом растекались по городу, круша все на своем пути. Но если не угодивший смог спрятаться в в янычарском котле, он становится другом янычар. Приходилось мне участвовать и в жестоких войнах. Янычары брали сильно укрепленные города, от нас бежали в закованные в латы рыцари. Мы убивали и захватывали огромные богатства. Однажды сам султан заметил мою храбрость и подарил мне искусно украшенную саблю. А теперь я стар., да и янычары теперь не те. Они заводят семьи много кричат на площадях и мало воюют. Неужели османская сабля тупится ? османов ждет гибель от руки врагов.
Молитва против турок.
« Поля, и весь, и град, ограбив. турок сжег. Стенает, стар и млад, всех в рабство он увлек. Юнаков пала рать, иссечена мечом. Кто не успел бежать – стенает под бичом. Враг и детей рубил в объятиях матерей. Безжалостно губил невинность дочерей, Он знал корысть одну, он семьи разрывал: здесь продавал жену, а мужа там сбывал. Низвергнут алтари, святыни поругал твои монастыри с землею он сровнял. Коней вводили в храм, проклятою ногой Сынам твоим на срам топтали крест честной.
Марко Марулич
2 Турецкая культура. Среди распространенных в Турции ремесел есть гончарное, ткачество, а есть эбру или суминагаши.
3. Синквейн
4. Делаем самолетики с вопросами
5. Оценки
6 Составить портрет Сулеймана Великолепного
Урок «Независимость казахского народа»
дата тема задания цель Практич. Примен. модули
14.12. Независимость казахского народа
Цель:
Расширить знания о независимости.
Развитие навыков критич. Мышления.
Развитие дружелюбия, организованности.
Итог:
Смотреть на каждого ученика как на отдельную личность, воспитывать чувство собственной значимости. Разминка
Разделение на группы (название, девиз)
Кластер
ЖИГСО
Синквейн
оценки Построить атмосферу дружелюбия. Построить группу
Выявить тему и цель урока
Прочитать текст, обсудить и построить тему. Использовать организационные группы.
Выбрать одноклассника для совместной работы.
Наблюдение за работой и письмом.
Поменять состав группы.
Работа в группе. Передача знаний учащимся с учетом возрастных особенностей.
Руководство в обучении.
Научить критически мыслить
Урок «Освоение целинных и залежных земель в Казахстане»
Тема урока: Освоение целинных и залежных земель в Казахстане
Цель урока: 1. Развитие знаний учащихся об освоении целины в Казахстане. Определить итоги и последствия целины.
2. Развитие мыслительных способностей учащихся с помощью идей критического мышления.
3. Воспитание трудолюбия и организованности на примере первоцелинников.
Оборудование: интерактивная доска, карта РК, слайды, дополнительные матеиалы, А4.
Ход урока:
1.Приветствие.
2.Опрос домашнего задания
3.Новая тема.
1. Ассоциации
Учащиеся записывают на доске все, что первое приходит на ум.
2. Слова учителя.Для роста производства зерна в 1954 году решили поднимать целину. Главу республики, считавшего, что это ошибка и ущерб для животноводства, сняли и поставили Л. Брежнева. Наилучших показателей целинники достигли в 1956 году- собрали миллиард пудов зерна. Колхозы вынуждены были покупать старую технику МТС по высоким ценам. Обилие сельхозсырья стимулировало развитие легкой и пищевой промышленности. В 1950-е годы положение в животноводстве оставалось тяжелым. Трудности военных лет, сокращение пастбищ после целины тормозили его развитие.Материально- техническое обеспечение его тоже было низким.
Работа в группах.
Положение в животноводстве
Положение в земледелии
Демографическая ситуация в Казахстане
Культура
Спикеры отвечают.
3. Итоги. Синквейн.
4. Домашнее задание : вопросы – ответы. Составить диаграмму Венн.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование идей Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках истории »
Использование идей Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках истории
Автор: Мухаметова Ш.К.,
Учитель истории
Коргалжынской школы- гимназии
Для лучшего усвоения школьного материала , решения ряда существующих педагогических проблем на уроках истории , обеспечения продуктивного развития интеллектуальных способностей учащихся помогает использование идей критического мышления. Что такое критическое мышление? Как научить ребенка критически мыслить, анализировать, сопоставлять ?
Существуют разные виды умственной деятельности, не относящихся к критическим. Во первых, учит текст наизусть- один из видов некритического мышления. Во вторых, осмысление материала и его суть. В третьих, творческое мышление.
Чтобы определить какой из видов умственной деятельности относится к критическому, нужно понять, что это в первую очередь самостоятельная работа, формирование собственного взгляда, мировоззрения, идеи, убеждения. Ребенок должен самостоятельно прийти к решению проблемы. Задачи , и понять собственную значимость, индивидуальность, а не слепо копировать чужие мысли. Каждый должен думать своей головой.
Три стадии организации учебного процесса
В основе критического мышления есть три стадии организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – рефлексия». На этапе вызова определяются цели рассмотрения той или иной темы. Педагог может задать вопрос , попросить вспомнить учащихся о пройденном материале, событиях , фактах. Главное мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность. На стадии осмысления как правило, учащиеся знакомятся с новым материалом. Ученик самостоятельно осмысливает, сопоставляет, систематизирует, вырабатывает свое мнение.
На этапе рефлексии , учащиеся анализирует пройденный материал, закрепляют полученные знания.
В ходе работы школьники учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления полученного опыта, строят логические цепочки, уважительно относятся к окружающим, учатся исследовательской работе.
Приемы развития критического мышления
Прием «Кластер»
Наиболее популярным из современных методов является – кластер.Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
«Знаю, узнал, хочу знать»
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название«Знаю, узнал, хочу знать». (Д. Огле, 1996):
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Прием «Инсерт»
Инсерт– звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Эссе
Эссе (Франц. “Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от латинского “exagium” – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580).
Мозговая атака
Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Разработки уроков с использованием идей критического мышления.
Тема урока: Турция
Цель урока : 1. Охарактеризовать Османскую империю в период С 11- 15 века Дать понять учащимся, что борьба народов Балканского полуострова спасла Европу от Османского завоевания.
Многие государства в истории появляются, переживают свой расцвет, а затем приходят в упадок. Сегодня мы с вами будем изучать Османскую империю в период ее расцвета, который пришелся на время правления Сулеймана Великолепного , и выяснить , почему при его преемниках начинаются признаки ее упадка. Презентация
2 Работа в группах. Работа с текстом.
1 группа- основание Османской империи
2 группа- структура
Спикеры отвечают
3. Работа в группах. Работа с текстом
Судьба янычара.
Во время войны край ,где я родился, был покорен Османской империей, и я попал в янычарское войско еще маленьким. Вы – будущие воины – опора Османской империи и султана. Вам нельзя иметь семьи, нельзя заниматься ничем , кроме воинского ремесла. Саблей добытое царство османов саблей и удержится. Из янычар султан составлял личную охрану. В праздники мы во всей красе выступали на парадах Не было человека, осмелившегося противиться янычару. Даже приближенные султана боялись нашего гнева. В знак неудовольствия мы выносили из казарм котлы и били в них , а потом растекались по городу , круша все на своем пути. Но если не угодивший смог спрятаться в в янычарском котле , он становится другом янычар. Приходилось мне участвовать и в жестоких войнах. Янычары брали сильно укрепленные города, от нас бежали в закованные в латы рыцари. Мы убивали и захватывали огромные богатства. Однажды сам султан заметил мою храбрость и подарил мне искусно украшенную саблю. А теперь я стар., да и янычары теперь не те. Они заводят семьи много кричат на площадях и мало воюют. Неужели османская сабля тупится ? османов ждет гибель от руки врагов.
Молитва против турок.
« Поля , и весь, и град , ограбив . турок сжег. Стенает , стар и млад, всех в рабство он увлек. Юнаков пала рать, иссечена мечом. Кто не успел бежать – стенает под бичом. Враг и детей рубил в объятиях матерей. Безжалостно губил невинность дочерей, Он знал корысть одну , он семьи разрывал: здесь продавал жену, а мужа там сбывал. Низвергнут алтари, святыни поругал твои монастыри с землею он сровнял. Коней вводили в храм, проклятою ногой Сынам твоим на срам топтали крест честной.
Марко Марулич
2 Турецкая культура. Среди распространенных в Турции ремесел есть гончарное, ткачество, а есть эбру или суминагаши.
3. Синквейн
4. Делаем самолетики с вопросами
5. Оценки
6 Составить портрет Сулеймана Великолепного
Урок «Независимость казахского народа»
дата
тема
задания
цель
Практич. Примен.
модули
14.12.
Независимость казахского народа
Цель:
Расширить знания о независимости.
Развитие навыков критич. Мышления.
Развитие дружелюбия, организованности.
Итог:
Смотреть на каждого ученика как на отдельную личность, воспитывать чувство собственной значимости.
Разминка
Разделение на группы (название, девиз)
Кластер
ЖИГСО
Синквейн
оценки
Построить атмосферу дружелюбия. Построить группу
Выявить тему и цель урока
Прочитать текст, обсудить и построить тему.
Использовать организационные группы.
Выбрать одноклассника для совместной работы.
Наблюдение за работой и письмом.
Поменять состав группы.
Работа в группе.
Передача знаний учащимся с учетом возрастных особенностей.
Руководство в обучении.
Научить критически мыслить
Урок «Освоение целинных и залежных земель в Казахстане»
Тема урока: Освоение целинных и залежных земель в Казахстане
Цель урока: 1. Развитие знаний учащихся об освоении целины в Казахстане. Определить итоги и последствия целины.
2. Развитие мыслительных способностей учащихся с помощью идей критического мышления.
3. Воспитание трудолюбия и организованности на примере первоцелинников.
Оборудование: интерактивная доска, карта РК, слайды, дополнительные матеиалы, А4.
Ход урока:
1.Приветствие.
2.Опрос домашнего задания
3.Новая тема.
1. Ассоциации
Учащиеся записывают на доске все, что первое приходит на ум.
целина
2. Слова учителя.Для роста производства зерна в 1954 году решили поднимать целину. Главу республики , считавшего , что это ошибка и ущерб для животноводства, сняли и поставили Л. Брежнева. Наилучших показателей целинники достигли в 1956 году- собрали миллиард пудов зерна. Колхозы вынуждены были покупать старую технику МТС по высоким ценам. Обилие сельхозсырья стимулировало развитие легкой и пищевой промышленности. В 1950-е годы положение в животноводстве оставалось тяжелым. Трудности военных лет, сокращение пастбищ после целины тормозили его развитие.Материально- техническое обеспечение его тоже было низким.
Работа в группах.
Положение в животноводстве
Положение в земледелии
Демографическая ситуация в Казахстане
Культура
Спикеры отвечают.
3. Итоги. Синквейн.
4. Домашнее задание : вопросы – ответы. Составить диаграмму Венн.