Ctrl/Cmd+V
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы.
Сказ Н. С. Лескова «Левша». Образ русского праведника.
Цель урока:
- развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо
Задачи:
- учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями;
- развивать умение филологического анализа (от идеи писателя к художественной концепции);
- мотивировать учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации;
- обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
- воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и уважения к ценностям русской жизни;
- воспитывать любовь к прозе Н. С. Лескова.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Оборудование: иллюстрация И. Репина «Мужичок из робких», карточки, плакат, словари.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие, постановка цели урока перед учащимися, подготовка тетрадей к уроку.
Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
2. Литературная разминка.
Школьники должны вспомнить некоторые особенности жанра и стиля произведения Н. С. Лескова, «погрузиться» в текст.
2. 1. Поединок знатоков.
На специальных карточках даётся задание для каждого ряда. Один из учеников отвечает, остальные дополняют или исправляют его.
Первый ряд: Похож ли левша на героя русских народных сказок?
Объясните свой ответ.
Второй ряд: Какая русская пословица легла в основу сказа «Левша»? («Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали»).
Третий ряд: Как называет сказитель таблицу умножения и почему? (Долбица умножения).
2. 2. Наблюдение над речью сказителя (лексика).
На доске вывешивается плакат «Словотворчество Н.С. Лескова». Дети должны ответить, что означает данное слово в речи сказителя.
Керамиды
Пирамиды
Мелкоскоп
Микроскоп
Преламут
Перламутр
Пубель
Пудель
Тугамент
Документ
Ученик (заранее подготовленный) рассказывает, что такое принцип народной этимологии.
2. 3. Устная работа по теории литературы.
- Что такое литературный жанр?
(Жанр – сложившийся в результате развития словесности вид произведений.)
- Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы? ( Игра-аукцион: побеждает тот, кто больше знает о сказе как жанре ).
- Сказ ориентируется на формы устной речи;
- манера резко отличается от авторской;
- стилизация народной речи;
- нравственно-поучительный смысл;
- близость к сказке;
- словотворчество.
Во время литературной разминки несколько учеников работают с карточками, отвечая письменно на поставленные в них вопросы.
Карточка № 1.
Как император Николай Первый относится к русскому народу? Что он говорит о творческих способностях русских людей? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Карточка № 2.
Левша говорит, что «вера у нас полнее». Напишите, как вы понимаете это выражение. Какие синонимы можно подобрать к слову «полнее»?
3. Основная часть урока.
Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации.
3. 1. Слово учителя.
Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-новому. Например, у Лескова сказ служит изображению любимых персонажей, именуемых праведниками.
М. Горький писал: « Литературное творчество Лескова становится яркой живописью или, скорее, иконописью,- он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников.»
- Кто такие праведники? Как узнать значение слова?
- Правильно, обратимся к словарю С. И. Ожегова.
На доске записывается толкование слова.
Праведник – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов; б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, соблюдающий заповеди Божьи.
- А какие Заповеди Божьи знаете вы?
В тетрадях запись:
Праведник – человек, живущий по Заповедям Божьим.
- Ребята, а о каких праведниках мы уже говорили на уроках литературы?
( В Библии – Ной; в «Сказании о белгородском киселе» - старец).
- Как окружающие люди относятся к праведникам?
- Почему не понимают их и часто насмехаются?
Промежуточный вывод:
Праведник чаще всего бывает одинок, его почти никто не поддерживает, над ним насмехаются, но он никогда не изменяет себе, а точнее – Божьим Заповедям.
Очень часто праведник жертвует собой ради других людей.
Праведник – нравственная основа христианского государства.
- Какое «новое» слово встретилось в выводе? (Слово «нравственный»).
Запись в тетради:
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.
3. 2. Групповая дискуссия.
- Является ли левша праведником?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён левша в произведении и как сказитель относится к своему герою.
3. 3. Беседа с элементами комментированного чтения.
Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.
- Как вы думаете, почему писатель избрал именно жанровую форму сказа?
(Сказ помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего простых людей. Всё, что мы узнаём о герое,– это правдивое изображение характерных черт русской жизни.)
Отвечая на вопросы, учителя ученики создают характеристику образа левши. Пытаемся назвать каждое проявление духовной жизни левши на языке нравственности.
- Левша – это имя или кличка? (Пишется с маленькой буквы, значит, и не имя, и не кличка, а обычное характеризующее слово. Левша – обобщённый образ русского человека.)
3. 4. Художественный пересказ «Работа тульских мастеров».
- С чего начинается работа тульских мастеров? (С молитвы.)
- К какому святому обращаются за помощью? (К Николаю Угоднику.)
- О каком нравственном качестве туляков это свидетельствует? (О смирении.)
- Почему имени левши нет на подковинке? (Скромность русского человека.)
- Кому противопоставлен левша в сказе? (Царскому окружению.)
3. 5. Составление сравнительной таблицы. Работа с текстом.
Левша
Царское окружение
Открытость – русская национальная черта.
Лесть, притворство, безразличие к судьбам родины.
3. 6. Цитатная характеристика левши. Работа с текстом.
Идеалы левши
Текст
Родина
«…мы в науках не зашлись, но только отечеству верно преданные…»
«…мы к своей родине привержены…»
Семья
«…тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка…»
Православная вера
«…вера у нас полнее…»
«…наша русская вера самая правильная…»
3. 7. Средства выразительности.
- Показывает ли Н. С. Лесков отрицательные черты своего героя? Через какие средства выразительности?
( Пьянство – гипербола; необразованность – гипербола; портрет левши во время приёма у царя – гипербола; крестится левой рукой – лёгкая ирония.)
Художественные средства здесь помогают увидеть, как положительные черты характера левши не оттеняются отрицательными, так как последние либо преувеличены, либо показаны смягчённо-иронически.
4. Подведение итогов.
4. 1. Н. С. Лесков писал: «Я никак не могу согласиться, чтобы в такой фабуле была какая-нибудь лесть народу или желание принизить русских людей в лице левши».
- Можно ли считать левшу праведником?
4. 2. Слово учителя.
Н. С. Лесков создал целую галерею образов русских людей. Особое место среди них отводится героям-праведникам. Вслед за историком С. М. Соловьёвым писатель считал, что творящие внецерковный подвиг человеколюбия праведники «сильнее других делают историю».
5. Написание синквейна ( Стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях).
Левша.
Скромный, талантливый.
Верит, трудится, творит.
Отечеству верно служит.
Праведник.
6. Домашнее задание.
В заключение сказа есть такое наблюдение: «…машины сравняли неравенство талантов». Подумайте, что этим хотел сказать автор? Дайте письменный ответ на вопрос.
Список использованной литературы
1. Геймбух Е.Ю. «Левша» Н.С. Лескова: радость словесной игры и серьёзность сюжета// Рус. яз. в шк.- М.,1995. № 2.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.
5. Полат Е. С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.