kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Приемы анализа и интерпретации повести А.С.Пушкина "Метель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы анализа и интерпретации повести А.С. Пушкина «Метель»

 

На современном этапе реформирования школьного образования одной из актуальных и насущных проблем в преподавании литературы является  проблема смыслового понимания художественного текста. Не секрет, что в последние годы  из-за девальвации традиционных духовных ценностей гуманитарное образование переживает глубокий кризис, а изучение русской литературы ведется в недостаточном объеме, поэтому от учителя требуется много сил и умений при применении тех или иных методических приемов и способов анализа художественного произведения. Основная цель анализа – аналитическое прочтение текста, возможно полное понимание его на уровне идейно-художественного смысла. Интерпретация художественного текста осложняется тем, что в силу объективных обстоятельств и изменения общеобязательных образовательных программ у казахстанских школьников наблюдается скудость знания истории России, ее культуры и социального бытия, что мешает полноценному эстетическому восприятию русской классики. Поэтому многое в познании поэтики произведения зависит от профессиональной эрудиции учителя и от его уровня владения им методикой чтения и интерпретации художественного текста.

В пределах данной статьи рассмотрим особенности интерпретации идеи и содержания повести А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести Белкина», которая предлагается в 9 классе для внеклассного чтения. Практика работы над текстом позволяет выделить обязательные для анализа момента: дробление, членение и многократное перечитывание его. Владимир Набоков, читавший долгие годы лекции по русской литературе американским студентам, говорил, что «…литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом…Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, - тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней. Ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту, - тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее радостный аромат, и раздробленные, размельченные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови» [1, 184]. При разработке конспекта проведения этого урока нами также были использованы  методики, предложенные в разные годы М.М. Бахтиным, Л.В. Щербой, В.В. Виноградовым, Ю.М. Лотманом, тартуской школой структуралистов. При этом во главу угла ставится мысль о том, что главная цель интерпретации – «поиски пути к смыслу текста как целого через воплощение его структуры» (Г.А. Золотова).   Литературное произведение  воспринимается как художественная структура, характеризующаяся свободой авторского самовыражения, созданием неповторимой авторской манеры через употребление индивидуальных словесных выражений, что приводит к повышенной плотности содержащейся в нем информации. Поэтому одна из основных задач учителя  научить учеников видеть подтекст, развить навыки ассоциативного мышления и понимать идейно-художественное и эстетическое содержание произведения через «декодирование» текста. При определении темы  и задач анализа учитывались ограниченность учебного времени, уровень гуманитарной подготовки учеников, их интересы и эрудиция. Первое чтение художественного текста они осуществляют самостоятельно. Собственно анализ начинается с культурно-исторического комментария, с определения особенностей литературной ситуации 30-ых годов и роли Пушкина в литературном движении того времени. Технология постановки критических вопросов позволяет пробуждать мыслительную способность каждого ученика. В процессе анализа «Метели» целесообразней использование многоуровневой таксономии по Блуму: буквальные вопросы направлены на «извлечение» фактической информации, а трансляционные, интерпретационные вопросы способствуют выработке креативного решения проблемы с опорой на имеющуюся информацию, свои  знания и опыт подобного анализа текста. Каждый ученик на данном этапе должен уметь интегрировать полученные знания в свою систему понятий и выработать собственное решение.   

С нашей точки зрения, при интерпретации пушкинской «Метели» нужно уделить внимание внешним параметрам повести. Заглавие пушкинской повести символично и полифункционально, поэтому предпочтительно обратить внимание на семантику этого слова и предложить классу рассмотреть его в интертекстуальном аспекте. Как считает один из исследователей этой проблемы А.А. Колганова, «с заглавия начинается процесс читательского восприятия» [2, 45]. Интерпретация мотива метели позволяет выявить его функции в движении сюжета. Ученики получают индивидуальное задание найти архетипические корни этого образа-мотива и с этой целью обращаются к мифам народов мира. Результаты поисков успешно используются ими при решении поставленной задачи. На этом этапе исследования текста для активизации мыслительной деятельности каждого учащегося желательно применение стратегии «мозговой атаки», в основе которой лежит прикладное воображение  (эта идея не нова, ее еще в 1938-ом году предложил Лео Осборн). Преимущества этого исследовательского приема несомненны: во-первых, каждому дается возможность высказать свою, отличную от других, оригинальную точку зрения; во-вторых, вырабатывается коллективная энергия и в то же время осуществляется внимательный подход к мнению другого при отсутствии критики и осуждения; в-третьих, и это самое главное, учитель, выступающий в роли эксперта, точно, ясно, конкретно формулирует цель желаемого результата и подводит в конце эксперимента итоги, помогает самим участникам выбрать самое оптимальное решение.

Анализ пушкинской «Метели» позволяет  сделать вывод о романтическом характере образа метели и определить ее влияние на жизнь человека. Одной из мыслей, заслуживающих наше внимание, является высказанная учениками идея о бунте как сюжетообразующем элементе этого цикла. Примечательно, что к этому выводу они приходят в процесса поиска ответа на вопрос об объединяющем все пять повестей принципе. Мотив бунта, по их мнению, получает интересную трансформацию: бунт героя против устоявшихся норм жизни (бунт Сильвио, бунт прапорщика Владимира, бунт смотрителя Самсона Вырина и т.п.). Это позволяет им далее осуществлять «пошаговый» анализ текста и доказать индивидуальность решения Пушкиным философской проблемы жизни и  смерти. Определяющим в анализе становится утверждение о трагическом разрешении этой идеи в «Метели». Несмотря на определенные трудности при анализе сюжета этой повести, учащиеся хорошо ориентируются в вопросах архитектоники и композиции сюжета и самостоятельно расставляют  акценты при определении соотношения сюжета и жанра, доказывают его философичность. Показателен алгоритм их действий, заданный учителем: в первую очередь при выполнении этого задания им необходимо найти рассказчика, которым является романтическая девица К.И.Т. По предложенной стратегии «Диаграмма Венна» они довольно быстро и четко составляют ее характеристику, общее и различия с другими рассказчиками белкинского цикла. Следующее задание предполагает поиск сюжетных и стилевых атрибутов романтического повествования: свидание в роще у старой часовни; письма, запечатанные тульской печаткой с изображением двух пылающих сердец, мольбы героя о тайном венчании и т.п.

Такой анализ текста повести возможен в хорошо подготовленной аудитории. Поэтому ученикам настоятельно предлагается просмотр художественного фильма по повести Пушкина, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня читательской культуры учеников и развитию ассоциативной памяти. Они смогут понять скрытый смысл описываемых событий в их исторической закономерности и сделать вывод о том, что, согласно пушкинской концепции смысла жизни, судьба человека зависит не столько от слепого случая жизни, сколько от его положения в обществе. Ответы-рассуждения на вопросы об идейном замысле  и характера конфликта повести позволяет прийти к пониманию того, что главной ситуацией является утверждение героя себя как личности. Поэтому их вывод о сути конфликта и сюжета диалектичен: фабула драматична не потому, что из-за метели Владимир не смог вовремя приехать в церковь для венчания с Марьей Гавриловной. Это микродрама, а подтекст позволяет увидеть другую закономерность: заурядный, обыкновенный, незнатный и небогатый человек не может быть счастлив, даже если ему кажется, что все складывается в его пользу и наиболее сложные препятствия преодолены. Истинный соперник Владимира – не случайно разыгравшаяся метель, а богатый офицер, гусар, полковник  Бурмин, который легко добивается счастья, принадлежавшего другому. Шутливое венчание завешается счастливой развязкой, победа остается на стороне «вечного любимца счастья». К  такому результату учащиеся приходят в ходе проведения итоговой мини-дискуссии.

Опыт проведения таких видов анализа художественного текста в классе требует большой подготовительной работы самого учителя. Он должен тщательно отбирать материал, доступный всем детям, при этом учесть  различный уровень их читательской подготовки. Также много внимания и времени необходимо уделять отбору вопросов и заданий, составлению «ключей», объяснению методики проведения того или иного этапа, при этом ориентироваться на ограниченность учебного времени, уровень подготовки аудитории, ее читательские интересы. И в дальнейшем при проведении анализа текста он должен занимать ведущую роль: активно реагировать на ответы учеников, побуждать их к поискам решения при помощи интерактивных методик и помогать в выборе правильного ответа.

 

 

Литература:

1.Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996.

2.Колганова А.А. Роль заглавия в формировании читательского интереса (в русской литературе Х1Х века) // Чтение в дореволюционной России. – М., 1991.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«статья "Приемы анализа и интерпретации повести А.С.Пушкина "Метель" »

Приемы анализа и интерпретации повести А.С. Пушкина «Метель»


На современном этапе реформирования школьного образования одной из актуальных и насущных проблем в преподавании литературы является проблема смыслового понимания художественного текста. Не секрет, что в последние годы из-за девальвации традиционных духовных ценностей гуманитарное образование переживает глубокий кризис, а изучение русской литературы ведется в недостаточном объеме, поэтому от учителя требуется много сил и умений при применении тех или иных методических приемов и способов анализа художественного произведения. Основная цель анализа – аналитическое прочтение текста, возможно полное понимание его на уровне идейно-художественного смысла. Интерпретация художественного текста осложняется тем, что в силу объективных обстоятельств и изменения общеобязательных образовательных программ у казахстанских школьников наблюдается скудость знания истории России, ее культуры и социального бытия, что мешает полноценному эстетическому восприятию русской классики. Поэтому многое в познании поэтики произведения зависит от профессиональной эрудиции учителя и от его уровня владения им методикой чтения и интерпретации художественного текста.

В пределах данной статьи рассмотрим особенности интерпретации идеи и содержания повести А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести Белкина», которая предлагается в 9 классе для внеклассного чтения. Практика работы над текстом позволяет выделить обязательные для анализа момента: дробление, членение и многократное перечитывание его. Владимир Набоков, читавший долгие годы лекции по русской литературе американским студентам, говорил, что «…литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом…Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, - тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней. Ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту, - тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее радостный аромат, и раздробленные, размельченные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови» [1, 184]. При разработке конспекта проведения этого урока нами также были использованы методики, предложенные в разные годы М.М. Бахтиным, Л.В. Щербой, В.В. Виноградовым, Ю.М. Лотманом, тартуской школой структуралистов. При этом во главу угла ставится мысль о том, что главная цель интерпретации – «поиски пути к смыслу текста как целого через воплощение его структуры» (Г.А. Золотова). Литературное произведение воспринимается как художественная структура, характеризующаяся свободой авторского самовыражения, созданием неповторимой авторской манеры через употребление индивидуальных словесных выражений, что приводит к повышенной плотности содержащейся в нем информации. Поэтому одна из основных задач учителя научить учеников видеть подтекст, развить навыки ассоциативного мышления и понимать идейно-художественное и эстетическое содержание произведения через «декодирование» текста. При определении темы и задач анализа учитывались ограниченность учебного времени, уровень гуманитарной подготовки учеников, их интересы и эрудиция. Первое чтение художественного текста они осуществляют самостоятельно. Собственно анализ начинается с культурно-исторического комментария, с определения особенностей литературной ситуации 30-ых годов и роли Пушкина в литературном движении того времени. Технология постановки критических вопросов позволяет пробуждать мыслительную способность каждого ученика. В процессе анализа «Метели» целесообразней использование многоуровневой таксономии по Блуму: буквальные вопросы направлены на «извлечение» фактической информации, а трансляционные, интерпретационные вопросы способствуют выработке креативного решения проблемы с опорой на имеющуюся информацию, свои знания и опыт подобного анализа текста. Каждый ученик на данном этапе должен уметь интегрировать полученные знания в свою систему понятий и выработать собственное решение.

С нашей точки зрения, при интерпретации пушкинской «Метели» нужно уделить внимание внешним параметрам повести. Заглавие пушкинской повести символично и полифункционально, поэтому предпочтительно обратить внимание на семантику этого слова и предложить классу рассмотреть его в интертекстуальном аспекте. Как считает один из исследователей этой проблемы А.А. Колганова, «с заглавия начинается процесс читательского восприятия» [2, 45]. Интерпретация мотива метели позволяет выявить его функции в движении сюжета. Ученики получают индивидуальное задание найти архетипические корни этого образа-мотива и с этой целью обращаются к мифам народов мира. Результаты поисков успешно используются ими при решении поставленной задачи. На этом этапе исследования текста для активизации мыслительной деятельности каждого учащегося желательно применение стратегии «мозговой атаки», в основе которой лежит прикладное воображение (эта идея не нова, ее еще в 1938-ом году предложил Лео Осборн). Преимущества этого исследовательского приема несомненны: во-первых, каждому дается возможность высказать свою, отличную от других, оригинальную точку зрения; во-вторых, вырабатывается коллективная энергия и в то же время осуществляется внимательный подход к мнению другого при отсутствии критики и осуждения; в-третьих, и это самое главное, учитель, выступающий в роли эксперта, точно, ясно, конкретно формулирует цель желаемого результата и подводит в конце эксперимента итоги, помогает самим участникам выбрать самое оптимальное решение.

Анализ пушкинской «Метели» позволяет сделать вывод о романтическом характере образа метели и определить ее влияние на жизнь человека. Одной из мыслей, заслуживающих наше внимание, является высказанная учениками идея о бунте как сюжетообразующем элементе этого цикла. Примечательно, что к этому выводу они приходят в процесса поиска ответа на вопрос об объединяющем все пять повестей принципе. Мотив бунта, по их мнению, получает интересную трансформацию: бунт героя против устоявшихся норм жизни (бунт Сильвио, бунт прапорщика Владимира, бунт смотрителя Самсона Вырина и т.п.). Это позволяет им далее осуществлять «пошаговый» анализ текста и доказать индивидуальность решения Пушкиным философской проблемы жизни и смерти. Определяющим в анализе становится утверждение о трагическом разрешении этой идеи в «Метели». Несмотря на определенные трудности при анализе сюжета этой повести, учащиеся хорошо ориентируются в вопросах архитектоники и композиции сюжета и самостоятельно расставляют акценты при определении соотношения сюжета и жанра, доказывают его философичность. Показателен алгоритм их действий, заданный учителем: в первую очередь при выполнении этого задания им необходимо найти рассказчика, которым является романтическая девица К.И.Т. По предложенной стратегии «Диаграмма Венна» они довольно быстро и четко составляют ее характеристику, общее и различия с другими рассказчиками белкинского цикла. Следующее задание предполагает поиск сюжетных и стилевых атрибутов романтического повествования: свидание в роще у старой часовни; письма, запечатанные тульской печаткой с изображением двух пылающих сердец, мольбы героя о тайном венчании и т.п.

Такой анализ текста повести возможен в хорошо подготовленной аудитории. Поэтому ученикам настоятельно предлагается просмотр художественного фильма по повести Пушкина, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня читательской культуры учеников и развитию ассоциативной памяти. Они смогут понять скрытый смысл описываемых событий в их исторической закономерности и сделать вывод о том, что, согласно пушкинской концепции смысла жизни, судьба человека зависит не столько от слепого случая жизни, сколько от его положения в обществе. Ответы-рассуждения на вопросы об идейном замысле и характера конфликта повести позволяет прийти к пониманию того, что главной ситуацией является утверждение героя себя как личности. Поэтому их вывод о сути конфликта и сюжета диалектичен: фабула драматична не потому, что из-за метели Владимир не смог вовремя приехать в церковь для венчания с Марьей Гавриловной. Это микродрама, а подтекст позволяет увидеть другую закономерность: заурядный, обыкновенный, незнатный и небогатый человек не может быть счастлив, даже если ему кажется, что все складывается в его пользу и наиболее сложные препятствия преодолены. Истинный соперник Владимира – не случайно разыгравшаяся метель, а богатый офицер, гусар, полковник Бурмин, который легко добивается счастья, принадлежавшего другому. Шутливое венчание завешается счастливой развязкой, победа остается на стороне «вечного любимца счастья». К такому результату учащиеся приходят в ходе проведения итоговой мини-дискуссии.

Опыт проведения таких видов анализа художественного текста в классе требует большой подготовительной работы самого учителя. Он должен тщательно отбирать материал, доступный всем детям, при этом учесть различный уровень их читательской подготовки. Также много внимания и времени необходимо уделять отбору вопросов и заданий, составлению «ключей», объяснению методики проведения того или иного этапа, при этом ориентироваться на ограниченность учебного времени, уровень подготовки аудитории, ее читательские интересы. И в дальнейшем при проведении анализа текста он должен занимать ведущую роль: активно реагировать на ответы учеников, побуждать их к поискам решения при помощи интерактивных методик и помогать в выборе правильного ответа.



Литература:

1.Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996.

2.Колганова А.А. Роль заглавия в формировании читательского интереса (в русской литературе Х1Х века) // Чтение в дореволюционной России. – М., 1991.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
статья "Приемы анализа и интерпретации повести А.С.Пушкина "Метель"

Автор: Даниярова Гуьнар Аймахамбетовна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231766

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства