kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индийские касты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по теме "индийские касты". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индийские касты»

  1. предмет    история

  2. Класс  5

  3. Тема и номер урокаИндийские касты. Урок25

  4.  Учебная литература:Базовый учебник Вигасин А. А., Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История  Древнего мира.  Учебник.5 класс. – М.: Просвещение, – 2015.

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2011-12.

  1. Цель урока:Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

  2. Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

  1. Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая,  индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,  экран, презентация, карта«Индия и Китай в древности», раздаточный материал.

  4. Структура и ход урока

Конспект урока  по теме: «Индийские касты».

История Древнего мира 5-й класс.

Тип урока:  изучение и первичное закреплению новых знаний

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Планируемые результаты:

-предметные: умение формулировать тему и определять проблему;

формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий;

-метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной

информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;

-личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию

любознательности, умение выражать свою позицию.

Методы: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Основные понятия:касты, брахманы, отшельник,  «неприкасаемые», буддизм.

Оборудование: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение; рабочая тетрадь по истории Древнего мира 1 часть; презентация, проектор,экран, карта «Индия и Китай в древности», раздаточный материал.



Блиц – опрос. (6 мн)

А) В какой удивительной стране  мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна?  ( Показать на карте).

В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).

Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии?  (Показать на карте).

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются?  (Показать на карте).

Ж) Чем питались древние индийцы?

З) Священное животное для древних индийцев?

К) В каких богов верили древние индийцы?




III. Формулировка темы, постановка проблемы (2 мин)

- Итак, в какую страну мы с вами совершили путешествие на предыдущем уроке? Верно, Древнюю Индию, удивительная и загадочная эта страна, но мы с вами еще не все загадки разгадали, не на все вопросы ответили.


Слайд «Социальная структура египетского общества»

- Как вы думаете, что изображено на данном слайде?

(Ответ: группы населения Древнего Египта)

- На какие группы делилось население Древнего Египта?

(Ответы: фараон, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы)

- Вспомните, было ли одинаковым положение этих групп в обществе?

(Конечно, нет, существовало неравенство)

- Как вы думаете, такое деление общества на группы было характерно только для Египта?

(Нет, и в других государствах Древнего Востока было подобное).


- Опираясь на данную информацию, сформулируйте тему нашего урока, не забудьте, что мы с вами продолжаем разгадывать загадки Древней Индии.

(Дети предлагают варианты «Группы населения в Древней Индии»)

- Итак, тема урока «Индийские касты». Запишите в тетрадь.

IV.Целеполагание.(2 мин.)

- На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

(Что такое касты? Какие касты были в Индии? В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней Индии?)



План урока

    1. Миф о происхождении каст.

    2. Характеристика каст.

    3. Будда.




V. Открытие нового знания.

- Итак, что же такое каста? Найдите определение этого понятия на странице 100 вашего учебника. Запишите его в тетрадь. Касты – это группа людей, которая обладает определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству. (1 мин.)

Слово учителя .Миф о происхождении каст.



- Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой- либо части тела бога Брахмы. У вас на столе лежат коробки разных цветов (белая, красная, желтая, черная).

Откройте коробки

Слайд Брахма

- Из его рта произошли брахманы (жрецы), поэтому они знают, как произносить молитвы.

- Из могучих рук Брахмы вышли воины (кшатрии), поэтому они умеют сражаться.

- Из бедер его созданы земледельцы (вайшьи), которые пашут землю и пасут скот.

- А из запыленных ступней ног бога Брахмы возникли слуги (шудры).

- Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга, как животные разных пород. Ведь у коровы не может родиться жеребенок.

- В чем же отличия между индийскими кастами?

Это мы выясним в результаты работы по группам.

Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы, используя текст учебника на стр.101- 104 и дополнительный материал, который имеется у вас на партах.



Работа по группам

Заполняют таблицу.

Ответы учащихся.

1. Высшей касте брахманов –жрецов приписывался белый цвет- цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, они считались представителями людей перед лицом богов.

Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов.

Брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком его отдавали в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители приносили в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни брахмана. Когда у брахмана появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и уходил в отшельники.

2. Кшатрии – воины, им приписывали красный цвет: цвет огня, войны, решительности. Они с детства обучались владеть оружием, управляться с конём и колесницей. К ним принадлежали правители государств.

3. Вайшью – земледельцы и ремесленники, их цвет жёлтый: цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, торговать.

4. Шудра – слуги, их цвет - чёрный, символизирует обязанность служить

представителям высших каст.

- Особо тяжёлым было положение неприкасаемых, занятых самыми грязными работами. Они были презираемыми в обществе, запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос, чтобы не оскверниться.



Слайд с таблицей

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы (I группа)

белый

Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников

Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество

Воины (кшатрии) (II группа)

красный

Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука

 

Земледельцы (вайшью) III группа)

желтый

Возделывали поля, работали в мастерских, торговали

 

Слуги (шудры) (IV группа)

черный

Служить представителям высших каст

Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам

Неприкасаемые (V группа)

Не принадлежали ни к какой касте.







Какие выводы мы можем сделать? (1 мин)

-Древнеиндийское общество делилось на касты

-Имели разные права и обязанности

-Самыми почтенными считались брахманы- жрецы

- Тяжелее всех было неприкасаемым

- Нельзя было перейти из одной касты в другую.

Запишите в тетради название древнеиндийских каст.









VI. Применение полученных знаний

Решение познавательных задач.

1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать

воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?

3. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?

4. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

(их создал Бог, значит так должно быть вечно)

Слайд Буддизм

- И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не

придавали большого значения кастовым различиям.

Это был Будда, основатель религии буддизма. Легенда гласит, в Vв. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца.

Ознакомьтесь с легендой на с. 103 и ответьте: что же он увидел?

о чем увиденноепобудило задуматься царевича?

Ответы учеников.

Гаутама решил стать отшельником, и однажды, предаваясь глубокому размышлению, он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Буддой (Просветленный, Мудрец)

Будда говорил, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Каждый- богач и бедняк, царь или раб, брахман или слуга- может стать буддистом, т.е. последователем Будды, и спастись от страданий и новых рождений.

Запись: Будда-основатель религии буддизма, учил, что главное- личные достоинства человека, а не его происхождение.

VII. Первичное закрепление знаний.

 В рабочем листе – работа с текстом.



IX Итог урока. Рефлексия

(Задание 4) Ответить «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов.  (Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)

– Как оцените свою работу?

Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»

- Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

















Карточка 1.

Брахманы – самая высшая каста Индии. Брахманы служат духовными наставниками, работают бухгалтерами и счетоводами, чиновниками, учителями, овладевают землями. Им не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать

наделы, но только не пахать.

Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Он не вправе употреблять еду, приготовленную вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. Некоторые семьи брахманов не могут употреблять мясо. Представителям самой высшей варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы

выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых брахманов.

Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед.

















Карточка 2.

Кшатрии стоят сразу за брахманами в ритуальном отношении и их задача, в основном, вести бои, охранять родину. Занятиями кшатрий являются

служба на различных административных должностях, и в войсках. Большинство кшатрий употребляют мясо, но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину ниже ее собственной касты. Им приписывали красный цвет —

цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне (касте) обычно принадлежали правители государств – раджи.

Карточка3.

Третья каста — вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Еще вайшьи – занимаются торговлей. Вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального

осквернения.

Карточка 4.

Шудры – крестьянская каста. Они, благодаря своей численности и владению

значительной частью местных земельных угодий, играют важную роль в решении социальных и политических вопросов некоторых районов. Шудры употребляют в пищу мясо, разрешено замужество вдов и разведенных женщин. Низшие шудры – это многочисленные подкасты, профессия которых носит сугубо специализированный характер. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, парикмахеров, музыкантов, кожевников (те, кто шьёт изделия из готовой - выделанной кожи), мясников, мусорщиков и многих других. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших каст.





9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индийские касты

Автор: Межаков Сергей Леонидович

Дата: 20.06.2021

Номер свидетельства: 583790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока истории "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokaistoriiindiiskiiekasty"
    ["file_id"] => string(6) "280546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453388648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Индийские касты "
    ["seo_title"] => string(16) "indiiskiie-kasty"
    ["file_id"] => string(6) "151511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420717337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "конспект урока   "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-indiiskiie-kasty-1"
    ["file_id"] => string(6) "304223"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457687376"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока: Индийские касты "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-indiiskiie-kasty"
    ["file_id"] => string(6) "160459"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422040980"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Технологическая карта урока "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(50) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_indiiskiie_kasty"
    ["file_id"] => string(6) "405983"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491190898"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства