Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 классе. Посвящена изучению религиозной жизни Древней Индии. Подробно рассказывается о варно-кастовой системе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися понятия касты; подвести - к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.
УУД согласно КТП
Метапредметные УУД
Познавательные: составлять простой план пунктов параграфа по выбору; использовать общие приёмы решения поставленных задач.
Регулятивные: сравнивать основные положения брахманизма и буддизма; подготовить сообщение о жизни Будды; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль
Коммуникативные рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний.
Личностные:
Выражать адекватное понимание причин успешности, неуспешности учебной деятельности. Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А. А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира», компьютер, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии»
Фронтальный опрос
Для этого вспомни:
— Что изменилось в хозяйстве древних индийцев с освоением железа?
— Что выращивали на своих полях жители Индии?
— Что приносили из джунглей индийцы?
— Каких животных, обитавших в джунглях, больше всего боялись древние жители Индии?
— Какие религиозные верования существовали у жителей Древней Индии?
— Почему корова считалась для них священным животным?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
С освоением железа работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляли на земле вокруг своих жилищ вареный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно — корове, так как она считалась кормилицей. А еще древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.
Дифференцированная работа по карточкам (письменно 5-6 человек).
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
— Если бы ты только знал, — рассказывал он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.
— Ну какой же ты выдумщик и враль!
— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда!
— Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
— Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре.)
Задание 2. Реши задачу.
Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения».
— Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь? Нуждались ли в царской защите знатные люди в других странах Древнего Востока? Объясните свой вывод. (Речь идет о регулярной армии, которая подчинена царю и в любой момент может подавить восстание недовольных. А недовольства простого народа, вызванного жестокой эксплуатацией знати и богатых людей было предостаточно. В этом смысле царская защита нужна была знатным людям и в других странах Древнего Востока.)
Учитель:
В древности Индия славилась на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий. Мы знаем ее еще и как страну интересных тайн, легенд и загадок. Сегодня мы продолжим изучать эту удивительную страну. А о чем конкретно мы будем говорить, мы узнаем, прочитав п.1 параграфа 21.
- сформулировать самостоятельно понятие «касты», какие касты были в Др. Индии?
- как появились касты?
Учитель: Таким образом, тема нашего урока «Индийские касты». (слайд ).
Открытие нового материала
План
1) Миф о происхождении каст.
2) Характеристика каст (работа по группам).
3) Индийские цифры и шахматы (самостоятельно дома).
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 21 на с. 98 Вигасина.
Беседа по прочитанному.
— Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой? (Каста — это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)
— Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.)
— Откуда появились эти касты? (По легенде — из частей тела бога Брахмы.)
— У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.)
— Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты? (Жрецы-брахманы — из его рта, воины — из его рук, земледельцы — из его бедер, слуги — из запыленных ступней его ног.)
— Могут ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту? (Нет, не мог. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью…).
«Законы Ману» — сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни. Его составление предписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется примерно рубежом новой эры.
Работа по группам.
Учащимся предлагается разделиться на 4 группы и стать юными следопытами, исследовать и рассказать об одной из каст.
для группы № 1 – «Брахманы»
Прочитайте Вигасина пп. 2 и 3 § 21
«Законы Ману»:
— Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.
— Все, что существует в мире, — это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
— Брахман — ученый или неученый — великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
группы № 2 – «Кшатрии»
Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с.
«Законы Ману»:
— Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
— Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) — торговля.
— Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
для группы № 3 – «Вайшьи»
Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с.
«Законы Ману»:
— Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
— Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
— Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
для группы № 4 – «Шудры»
Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21
«Законы Ману»:
— Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением.
— Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
— Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
— Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
— Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) — (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.
— Одеждами — одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
— Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)
Закрепление материала в форме игры «Да-нет».
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.
2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.
6. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.
VI. Домашнее задание:
1. прочитать § 21 Вигасина;
2. подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?»;
3. подготовить сообщение о появлении шахмат.
VII. Рефлексия
Обобщающая беседа:
- Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю вам оценить собственную деятельность на уроке.