kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индийские касты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

- продолжить формирование умения работать с учебником, выбирать главное.

- самостоятельное формулирование темы и цели урока

- продолжить формирование умения делать выводы на основе изученного материала

Технология: Технология проблемно-диалогического обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индийские касты»

Урок истории 5 класс учитель Новикова Г.В.

Тема урока: «Индийские касты».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

- продолжить формирование умения работать с учебником, выбирать главное.

- самостоятельное формулирование темы и цели урока

- продолжить формирование умения делать выводы на основе изученного материала

Технология: Технология проблемно-диалогического обучения

Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Все готовы начать урок?

Проверьте все ль на месте

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Присаживайтесь!

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в ту страну, которую вы изучали на предыдущем занятии. О какой стране вы говорили? Правильно об Индии и сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие. Кто готов показать на карте где расположена Индия?

(выходят и показывают на карте Индию).

Индия – страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» – так говорили об Индии путешественники.

Путешествуя по стране Индия, странники оставили вам записки и свои очерки об этой стране. Их содержание в информационных картах , которые лежат у вас на столах .Запишите пожалуйста в графе фамилия и имя ваши инициалы.

Часть записок попала под дождь, и некоторые слова стерлись, я предлагаю вам самостоятельно заполнить пропуски в тексте карты в задании номер один. Приступаем к работе:

Индия расположена на полуострове _ИНДОСТАН.

В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - ДЖУНГЛИ.

Индийцы занимались ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ.

Индийцы верили в ПЕРЕРОЖДЕНИЕ душ. У индийцев священной считалась КОРОВА.

Взаимопроверка – сверка с экраном.

Оцените себя. Все правильно знак +, не верный ответ знак –

Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии.

(Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать).

Что мы знаем +

  • географическое расположение;

  • природные и климатические условия;

  • занятия индийцев;

  • религия индийцев.



Мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы с вами познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и он, работать на земле.

Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами?

Предполагаемые ответы учащихся: Почему его дети не могут стать воинами?

- Так мы не из той касты, - ответил он.

Какое новое слово? Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству

Помогите мне определить тему урока


Индийские касты. Запишем тему урока в тетрадь.

Скажите, какова будет цель нашего урока?

Знакомство с индийскими кастами и различиями между ними.

ЗАПИСЫВАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ТЕТРАДЬ.

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное  происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер. Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты – большие группы людей с определенными правами и обя­занностями, передаваемыми по наследству. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим права и обязанности представителей различных каст, познакомимся с древнейшими индийскими религиями.

Ин­дий­цы ве­ри­ли в пе­ре­се­ле­ние душ (см. урок «При­ро­да и люди Древ­ней Индии») и прак­ти­ку кар­ми­че­ско­го воз­да­я­ния за по­ступ­ки (в то, что от по­ступ­ков за­ви­сит ха­рак­тер но­во­го рож­де­ния и осо­бен­но­сти су­ще­ство­ва­ния). Со­глас­но ве­ро­ва­ни­ям древ­них ин­дий­цев, прин­цип кар­ми­че­ско­го воз­да­я­ния (карма) опре­де­ля­ет не толь­ко то, кем ты бу­дешь рож­ден в бу­ду­щей жизни (че­ло­ве­ком или ка­ким-ли­бо жи­вот­ным), но и место в об­ще­ствен­ной иерар­хии.

Путешественники также нам передали очерки об Индии, давайте внимательно их изучим, это задание номер два в информационной карте. При изучении этих документов будем заполнять таблицу.

2.Записка путешественника, анализ документа: ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ

«Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы, такая религия стала называться - брахманизм. Жрецы (брахманы) появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы, их основное занятие жертвоприношение, чтение заклинаний. Воины (кшатрии) произошли из могучих рук Брахмы – они умеют сражаться, охотиться, состязаться в стрельбе из лука. Земледельцы (вайшью) которые обрабатывают землю, пасут скот , торгуют и работают в мастерских– появились из его бедер. Слуги(шудры и неприкасаемые), находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног, служат жрецам и воинам, не имеют право накапливать имущество и совершать жертвопреподношения. Неприкасаемые не относились ни к одной касте. Делали самую грязную работу. ОСТОН. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой ,что указывало на разделение индийского общества от высшего к низшему- социальную иерархию. Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм, религию кастового различия. Они учили, что главное не происхождение, а достоинства человека(правдивость, доброта, сострадание, милосердие), и тогда любой может спастись от страданий и новых рождений. И таким основателем данного учения был Будда, а его религия получила название буддизм

Слово учителя , эти очерки нам говорят о социальной иерархии в Индии–делении общества на касты , о происхождении каст. (Слово сопровождается слайдами из презентации).

(Записывают в тетрадь определение социальная иерархия –деление общества от высшего к низшему.)

Сколько было каст в Индии?

(Каст было четыре)

Кастовую принадлежность можно было узнать по цвету одежды либо цвету бинди-капельки на лбу, символа ума и мудрости. Белый цвет-это цвет жрецов, красный- воинов, желтый-земледельцев, а черный -слуг. Цвет информационных карт также символизирует кастовую принадлежность. Красный цвет- это воины, поднимите руки представители этой касты ,вы у нас самые смелые и ловкие. Белый цвет-жрецы, поднимите руки представители этой касты , вы самые мудрые. Желтый-земледельцы, поднимите руки представители касты, вы самые трудолюбивые.

Какие религии говорили о кастовом делении?

(Брахманизм и буддизм)

Какая религия говорила о том, что люди произошли из частей тела бога Брахмы и кастовая принадлежность передается по наследству?

(Брахманизм).

А чему учил буддизм?

(Буддизм учил, что главное не происхождение человека, а его достоинства.)

Около 500 г. до н. э. на се­ве­ро-во­сто­ке Индии в до­лине Ганга воз­ник­ло цар­ство Ша­га­д­ха. Там жил муд­рец Сид­дхарт­ха Гау­та­ма по про­звищу Будда (Про­буж­ден­ный) . Он учил, что че­ло­век в род­стве со всеми жи­вы­ми су­ще­ства­ми, по­этому нель­зя ни­ко­му из них вре­дить:

Физминутка

Ребята, прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии:

      1. заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.

      2. Идем по тропинке – ходьба на месте.

      3. Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.

      4. Разводим лианы на пути (разводим руками).

И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.

А сейчас я вам предлагаю, выполнить третье задание в информационной карте.

Дети получают задания:

  • Составляют фишбоун (дают ответ на проблемный вопрос через понятия и их содержание)

1.представители касты воинов - кшатрии составляют фишбоун (почему дети индийского воина, никогда не станут земледельцами),отчитываются по нему Предполагаемый ответ:

Брахманы-жрецы, кшатрии-воины, вайшью-земледельцы, шудры-слуги, неприкасаемые- вне каст ;потому что кастовая принадлежность передавалась по наследству..

  • Перечисленные слова, приведите в систему, через заполнения дерева предсказаний и дайте пояснение.

2.представители касты жрецов –брахманы, приводят слова в систему , составляют дерево предсказаний (брахма- ствол, ветви- касты и объяснение их занятий)

Предполагаемый ответ:

жрецы-брахманы они знают, как произносить молитвы. Воины– они умеют сражаться. Земледельцы обрабатывают землю, пасут скот .Слуги, служат жрецам и воинам.

  • Выполняют задание «Оставьте за нами последнее слово», отвечают на вопрос:

Какое учение - брахманизм или буддизм - в жизни людей вам ка­жется более справедливым с современной точки зрения

Предполагаемый ответы: буддизм, так как это учение не ограничивает свободы и права людей на выбор какую вести жизнь и говорит, что все люди должны помогать друг другу.

А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием, посмотрим на экран, сверяют ответы.

У вас в информационных картах под цифрой 4 изображены шаблоны для игры в «Крестики - нолики». Я читаю предложение, а вы самостоятельно отвечаете, если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Всё население Индии делилось на 5 каст.

2.Высшей кастой была каста воинов.

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.

5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма

6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.

Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).

0

0

Х

х

х

0

0

х

0

Нет ни одной ошибки знак +, ошиблись значит знак -.





  1. Подсчитайте сколько плюсов за урок вы набрали?

Опросить кто сколько набрал ( три+ отметка 5, два + отметка 4, а те, у кого меньше двух+ подготовят домашнее задание и на следующий урок обязательно получат хорошую отметку), выставление оценок, задать вопрос классу «Что нового узнали о великой стране Индии?»

Предполагаемые ответы учащихся:

В Индии общество было разделено на касты. Каждая каста обладала своими правами и обязанностями. Переход из одной касты в другую, по учению брахманизм был практически невозможен. Буддизм учил, что перерождение в другую касту возможно, возможно даже закончить перерождение если вести себя достойно.

  1. Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»

В информационной карте задания номер 5 выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашим полученным знаниям на уроке, поставьте напротив строчки знак +

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


Домашнее задание.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индийские касты

Автор: Новикова Галина Владимировна

Дата: 17.10.2018

Номер свидетельства: 481013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока истории "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokaistoriiindiiskiiekasty"
    ["file_id"] => string(6) "280546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453388648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Индийские касты "
    ["seo_title"] => string(16) "indiiskiie-kasty"
    ["file_id"] => string(6) "151511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420717337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "конспект урока   "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-indiiskiie-kasty-1"
    ["file_id"] => string(6) "304223"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457687376"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока: Индийские касты "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-indiiskiie-kasty"
    ["file_id"] => string(6) "160459"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422040980"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Технологическая карта урока "Индийские касты""
    ["seo_title"] => string(50) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_indiiskiie_kasty"
    ["file_id"] => string(6) "405983"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491190898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства