Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
Задачи урока:
- продолжить формирование умения работать с учебником, выбирать главное.
- самостоятельное формулирование темы и цели урока
- продолжить формирование умения делать выводы на основе изученного материала
Технология: Технология проблемно-диалогического обучения
Ход урока:
Учитель: Добрый день, ребята!
Прозвенел уже звонок,
Все готовы начать урок?
Проверьте все ль на месте
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Присаживайтесь!
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в ту страну, которую вы изучали на предыдущем занятии. О какой стране вы говорили? Правильно об Индии и сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие. Кто готов показать на карте где расположена Индия?
(выходят и показывают на карте Индию).
Индия – страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» – так говорили об Индии путешественники.
Путешествуя по стране Индия, странники оставили вам записки и свои очерки об этой стране. Их содержание в информационных картах , которые лежат у вас на столах .Запишите пожалуйста в графе фамилия и имя ваши инициалы.
Часть записок попала под дождь, и некоторые слова стерлись, я предлагаю вам самостоятельно заполнить пропуски в тексте карты в задании номер один. Приступаем к работе:
Индия расположена на полуострове _ИНДОСТАН.
В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - ДЖУНГЛИ.
Индийцы занимались ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ.
Индийцы верили в ПЕРЕРОЖДЕНИЕ душ. У индийцев священной считалась КОРОВА.
Взаимопроверка – сверка с экраном.
Оцените себя. Все правильно знак +, не верный ответ знак –
Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии.
(Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать).
Что мы знаем +
географическое расположение;
природные и климатические условия;
занятия индийцев;
религия индийцев.
Мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы с вами познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и он, работать на земле.
Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами?
Предполагаемые ответы учащихся: Почему его дети не могут стать воинами?
- Так мы не из той касты, - ответил он.
Какое новое слово? Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству
Помогите мне определить тему урока
Индийские касты. Запишем тему урока в тетрадь.
Скажите, какова будет цель нашего урока?
Знакомство с индийскими кастами и различиями между ними.
ЗАПИСЫВАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ТЕТРАДЬ.
Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер. Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты – большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим права и обязанности представителей различных каст, познакомимся с древнейшими индийскими религиями.
Индийцы верили в переселение душ (см. урок «Природа и люди Древней Индии») и практику кармического воздаяния за поступки (в то, что от поступков зависит характер нового рождения и особенности существования). Согласно верованиям древних индийцев, принцип кармического воздаяния (карма) определяет не только то, кем ты будешь рожден в будущей жизни (человеком или каким-либо животным), но и место в общественной иерархии.
Путешественники также нам передали очерки об Индии, давайте внимательно их изучим, это задание номер два в информационной карте. При изучении этих документов будем заполнять таблицу.
2.Записка путешественника, анализ документа: ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ
«Индийцы всегда верили, что их боги разделили всех людей на несколько групп. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая кастапроизошла из какой-либо части тела бога Брахмы, такая религия стала называться - брахманизм.Жрецы (брахманы) появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы, их основное занятие жертвоприношение, чтение заклинаний. Воины (кшатрии) произошли из могучих рук Брахмы – они умеют сражаться, охотиться, состязаться в стрельбе из лука. Земледельцы (вайшью) которые обрабатывают землю, пасут скот , торгуют и работают в мастерских– появились из его бедер. Слуги(шудры и неприкасаемые), находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног, служат жрецам и воинам, не имеют право накапливать имущество и совершать жертвопреподношения. Неприкасаемые не относились ни к одной касте. Делали самую грязную работу. ОСТОН. Принадлежностьккастепередавалась понаследству, поэтому человек, рожденный слугой, мог стать только слугой ,что указывало на разделение индийского общества от высшего к низшему- социальную иерархию. Но были и такие мудрецы, которые отвергали религию брахманизм, религию кастового различия. Они учили, что главное не происхождение, а достоинства человека(правдивость, доброта, сострадание, милосердие), и тогда любой может спастись от страданий и новых рождений. И таким основателем данного учения был Будда, а его религия получила название буддизм.»
Слово учителя , эти очерки нам говорят о социальной иерархии в Индии–делении общества на касты , о происхождении каст. (Слово сопровождается слайдами из презентации).
(Записывают в тетрадь определение социальная иерархия –деление общества от высшего к низшему.)
Сколько было каст в Индии?
(Каст было четыре)
Кастовую принадлежность можно было узнать по цвету одежды либо цвету бинди-капельки на лбу, символа ума и мудрости. Белый цвет-это цвет жрецов, красный- воинов, желтый-земледельцев, а черный -слуг. Цвет информационных карт также символизирует кастовую принадлежность. Красный цвет- это воины, поднимите руки представители этой касты ,вы у нас самые смелые и ловкие. Белый цвет-жрецы, поднимите руки представители этой касты , вы самые мудрые. Желтый-земледельцы, поднимите руки представители касты, вы самые трудолюбивые.
Какие религии говорили о кастовом делении?
(Брахманизм и буддизм)
Какая религия говорила о том, что люди произошли из частей тела бога Брахмы и кастовая принадлежность передается по наследству?
(Брахманизм).
А чему учил буддизм?
(Буддизм учил, что главное не происхождение человека, а его достоинства.)
Около 500 г. до н. э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Сиддхартха Гаутама по прозвищу Будда (Пробужденный) . Он учил, что человек в родстве со всеми живыми существами, поэтому нельзя никому из них вредить:
Физминутка
Ребята, прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.
Идем по тропинке – ходьба на месте.
Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.
Разводим лианы на пути (разводим руками).
И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.
А сейчас я вам предлагаю, выполнить третье задание в информационной карте.
Дети получают задания:
Составляют фишбоун (дают ответ на проблемный вопрос через понятия и их содержание)
1.представители касты воинов - кшатрии составляют фишбоун (почему дети индийского воина, никогда не станут земледельцами),отчитываются по немуПредполагаемый ответ:
Брахманы-жрецы, кшатрии-воины, вайшью-земледельцы, шудры-слуги, неприкасаемые- вне каст ;потому что кастовая принадлежность передавалась по наследству..
Перечисленные слова, приведите в систему, через заполнения дерева предсказаний и дайте пояснение.
2.представители касты жрецов –брахманы, приводят слова в систему , составляют дерево предсказаний (брахма- ствол, ветви- касты и объяснение их занятий)
Предполагаемый ответ:
жрецы-брахманы они знают, как произносить молитвы. Воины– они умеют сражаться. Земледельцы обрабатывают землю, пасут скот .Слуги, служат жрецам и воинам.
Выполняют задание «Оставьте за нами последнее слово», отвечают на вопрос:
Какое учение - брахманизм или буддизм - в жизни людей вам кажется более справедливым с современной точки зрения
Предполагаемый ответы: буддизм, так как это учение не ограничивает свободы и права людей на выбор какую вести жизнь и говорит, что все люди должны помогать друг другу.
А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием, посмотрим на экран, сверяют ответы.
У вас в информационных картах под цифрой 4 изображены шаблоны для игры в «Крестики - нолики». Я читаю предложение, а вы самостоятельно отвечаете, если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.
1.Всё население Индии делилось на 5 каст.
2.Высшей кастой была каста воинов.
3.Только брахманы могли разговаривать с богом.
4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.
5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма
6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.
7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.
8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.
9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.
Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).
0
0
Х
х
х
0
0
х
0
Нет ни одной ошибки знак +, ошиблись значит знак -.
Подсчитайте сколько плюсов за урок вы набрали?
Опросить кто сколько набрал ( три+ отметка 5, два + отметка 4, а те, у кого меньше двух+ подготовят домашнее задание и на следующий урок обязательно получат хорошую отметку), выставление оценок, задать вопрос классу «Что нового узнали о великой стране Индии?»
Предполагаемые ответы учащихся:
В Индии общество было разделено на касты. Каждая каста обладала своими правами и обязанностями. Переход из одной касты в другую, по учению брахманизм был практически невозможен. Буддизм учил, что перерождение в другую касту возможно, возможно даже закончить перерождение если вести себя достойно.
Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»
В информационной карте задания номер 5 выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашим полученным знаниям на уроке, поставьте напротив строчки знак +