kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Государственность восточных славян

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использовано как пособие для проведения урока по истории внутрипредметные связи история средних веков 6 класс, тема "Образование Древнерусского государства",история Беларуси 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Государственность восточных славян»

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Цели урока

* обучающая: способствовать расширению и углублению знаний учащихся о происхождении государственности у восточных славян и Древнерусском государстве

* развивающая: способствовать развитию умений определять местонахождение исторических объектов на карте, называть даты исторических событий, составлять схемы и план пункта параграфа

*воспитательная: содействовать формированию познавательного интереса к прошлому своего края, уважения к его историческому наследию

*ЗАДАЧИ:


1.Усвоить причины и исторические условия возникновения совокупного государства восточных славян - Древней ( Киевской ) Руси, а также раскрыть характерные особенности древнерусской народности.


2.Продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа (составить логическую цепочку, схему)

3.закрепить навыки учащихся работы с исторической картой.


Тип урока: открытие новых знаний


Формы работы учащихся: анализ исторических документов, беседа по прочитанному тексту, работа со схемой, составление логической цепочки, работа в парах, заполнение таблицы..

Внутрипредметные связи: история средних веков, 6 класс: тема «Образование Древнерусского государства»; история Беларуси,6 класс : тема « На пути к государству»

Ход урока


ВВЕДЕНИЕ: актуализации опорных знаний учащихся по теме и подготовка к усвоению нового материала. Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним раннее изученный материал дать толкование понятиям «князь» «дружина», «военное ополчение», «дань», « племенные княжения»

ВОПРОСЫ:

1.Как среди славян выделились знатные люди?

2.Чем занимались князья?

3.Каке вопросы решались на вече?


Вам представлена схема которая показывает какие этапы прошло общество до образования государства.

СХЕМА - Предпосылки создания государства


1.Появление имущественного неравенства

2. Накопление богатств.  

3. Наличие внешней опасности

4.Формирование дружины и военного ополчения

5.существование веча

6.укрепление власти князя

7..Возникновение крупных союзов племен


Вывод: К 9 веку у восточных славян были все предпосылки к созданию государства. Из истории государств других народов мы знаем, что прежде чем образовывались государства, обществу необходимо было пройти определенные этапы развития, необходимы были предварительные условия для этого или как их называют  ПРЕДПОСЫЛКИ.


1 ЭТАП

Знакомство с темой урока и планом.

Государственность восточных славян

ПЛАН

1.Происхождение государственности у восточных славян

2.Место белорусских земель в составе Древнерусского государства

3.Древняя ( Киевская) Русь

4.Древнерусская ( восточнославянская народность )

Основные понятия: родоплеменная знать, митрополит, народность


Определить исторические условия возникновения совокупного государства восточных славян - Древней ( Киевской ) Руси, а также раскрыть характерные особенности древнерусской народности



*Можете вы сейчас разрешить эту проблему? (нет)

*Чего нам не хватает для этого? (знаний, информации)

* Откуда мы можем взять информацию? (текст учебника, документы, атлас, дискуссия)

*Как мы будем работать? (по плану - на доске)

Вам было дано задание на опережение по первому пункту темы. И сейчас я вам предложу вопросы…

1.Вопрос : Какие важные перемены происходили в жизни восточных славян в конце 9 в?

2. Вопрос: Какую роль играла в восточнославянском обществе верховная власть?


Составьте схему в тетради

« Функции верховной власти» (попробуйте систематизировать материал и выбрать три функции)

1.организация населения для борьбы с врагом

2.осуществление суда

3 .контроль за торговлей


3. Вопрос: Как образовалась родоплеменная знать?

4 Вопрос .Как жили знатные люди?


Какие факторы ускоряли процесс создания государства? ( распечатать памятку)


1. Имущественное расслоение общества : деление на бедных и богатых (появление имущественного неравенства)

2.Образование родоплеменной знати ( накопление богатства )

3.Формирование дружины и военного ополчения

4.Образование крупных объединений племен

5.Внешняя опасность ускоряла процесс создания государства, так как увеличивалась роль князя, дружины, военного ополчения.


Вопрос : Почему одним из серьезных вопросов был вопрос безопасности населения?

Подтвердите мне пожалуйста эту версию при помощи текстового материала атласа стр. 5

Вывод: только совместными усилиями княжеств можно было противостоять внешней агрессии.


2 ЭТАП

Место белорусских земель в составе Древнерусского государства.

Открыли учебник на (стр78) рассмотрим материал о положении белорусских земель в конце 9 века


Вывод: Все современные белорусские земли входили в состав Древнерусского государства.


Задание 1: А сейчас опять обратимся с вами к атласу стр. (4-6) Назовите славянские союзы племен, на землях которых возникли города Полоцк и Туров?

Найдите в атласе материал о положении кривичей и дреговичей в 9-10 веках

В конце первого тысячелетия н.э. восточные славяне объединились в великую и могущественную державу Киевскую Русь. Появились первые города. Не была исключением и территория современной Беларуси. На землях кривичей возник Полоцк, дреговичи основали Туров. Укреплялась и военная власть. Князья правили пожизненно, а затем их власть переходила к сыну или брату. Сам князь жил в главном городе – столице княжества. В этом случае легче было обеспечить оборону населения и подвластных земель от врагов, а также легче и быстрее собирать дань. Князья основывали новые города. Так на белорусских землях появились Витебск, Минск, Пинск, Брест, Гродно и другие города. Постепенно они становились не только административными и военными центрами, а местами концентрирования ремесла и торговли.


Задание 2:


Объясните , с каким событиями связаны следующие даты?


960г – Власть в Полоцке захватил Варяжский князь Рогволод, он проводил независимую от Киева политику. ( Первый известный в нашей истории полоцкий князь)


980г - Рогволод был убит новгородским князем Владимиром, вскоре ставшим киевским князем. Под его властью вновь были собраны все восточнославянские союзы племен.


988г - Берет начало Полоцкое княжество, в котором правила собственная княжеская династия.


Какова была историческая судьба земель дреговичей и радимичей?

Вывод: Современные белорусские земли в период Древней Руси входили в состав нескольких княжеств. Они находились в разной степени зависимости от Киева.


3 ЭТАП:


Древняя ( Киевская) Русь- общее государство восточных славян

Древнерусское государство

Распалось на несколько самостоятельные княжества

Среди них были

Полоцкое Туровское

Проводили самостоятельную политику

Правители враждовали между собой

Вопрос: Какие факты свидетельствуют о единстве Руси?

Единство Руси

Все княжества связывала единая церковная организация

988 год- в качестве государственной религии было принято

христианство

Руководитель митрополит - находился в Киеве

Во всех княжествах правили представители рода Рюриковичей


1.общая борьба против внешней опасности( княжества устраивали совместные походы

2.одинаковая хозяйственная деятельность

2. тесные торговые связи

3.схожий образ жизни

4.общее происхождение и историческая судьба


Вывод: Даже в период политической раздробленности связь между княжествами существовала



4 ЭТАП:


Древнерусская ( восточнославянская) народность учебник стр.80(схема)


Задание: Перечислите признаки древнерусской

(восточнославянской) народности


1. общее происхождение

2.общий язык.

3. единая территория расселения

4. общая культура ( традиции, праздники)

5. единая религия(христианство)

6. единство хозяйственной жизни


Какой вывод можно сделать по этому пункту он есть у вас в параграфе учебника.

В культуре, быте, исторической судьбе восточнославянского населения было много общего. И это позволило ученым утверждать, что существовала восточнославянская общность, которую иногда называют древнерусской народностью. Она стала фундаментом для трех народов белорусского, русского и украинского.


Что такое государство? ( раздаточный материал)

Задание: Заполните пропуски в тексте.

Государство­­­­­­­­­­­­­—это такая организация жизни, при которой существует единая система (управления ) людьми, проживающими на единой ( территории); взаимоотношения между ними регулируются на основе единых ( законов и традиций ), осуществляется охрана( границ); регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими (государствами или народами )


СХЕМА




Вывод: Процесс появления государства является неизбежным и закономерным. В конце IX века на землях восточных славян сложилось Древнерусское государство – ( Киевская ) Русь. Оно формировалось в результате сложного, закономерного взаимодействия внутренних и внешних факторов.

Рефлексия таблица (начертить)

Дом.задание П.15 заполнить задания раздаточного материала. Подготовить краткие сообщения «Рогнеда-гордая полочанка», «Изяслав-«князь-книжник», по желанию учащихся.

Выставление отметок с коментариями


Государственность - - особый признак, которым отмечено историческое развитие стран (наций, группы национальностей и т.д.), сумевших создать собственное государство или восстановить утраченное в силу различных причин.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Государственность восточных славян

Автор: Добрынина Ирина Владимировна

Дата: 21.02.2019

Номер свидетельства: 500763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему "Появление государства у восточных славян" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-poiavlieniie-ghosudarstva-u-vostochnykh-slavian"
    ["file_id"] => string(6) "191402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427300537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "нетрадиционный урок по истории России на тему: Киевская Русь "
    ["seo_title"] => string(63) "nietraditsionnyi-urok-po-istorii-rossii-na-tiemu-kiievskaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "128704"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415551267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Задания школьного всероссийского этапа олимпиады "
    ["seo_title"] => string(53) "zadaniia-shkol-nogho-vsierossiiskogho-etapa-olimpiady"
    ["file_id"] => string(6) "139284"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417694285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок по окружающему миру на тему"Из истории нашей родины""
    ["seo_title"] => string(65) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-iz-istorii-nashiei-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "290644"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455008227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства