kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания школьного всероссийского этапа олимпиады

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа

              всероссийской олимпиады школьников по истории для 10-х классов.

Время выполнения—1час 20 минут минут

1.Решите тестовые задания

  • «Норманнская теория» происхождения Русского государства и споры вокруг нее зародились:
  • В период создания «Повести временных лет»
  • В 18 веке в Академии наук
  • В начале 16 века, в период становления централизованного государства
  • В 1762 г. При вступлении на престол немки Софьи Августы Анхальт-Цербстской

2.Согласно «Повести временных лет» племена восточных славян назывались:

1) поляне, древляне, славяне, вятичи                       2) чудь, мурома, весь, словене

3) варяги, авары, хазары                                            4) скифы, сарматы, печенеги

3. Древнейший культурный и политический центр восточных славян сложился в:

1) Среднем Приднепровье                                           2) низовьях Дона  

      3) междуречье Оки и Волги                                        4) бассейне Северной Двины

4. При каком правителе Киевской Руси были введены «погосты» и «уроки»?

1) Олег                 2) Игорь                  3) Ольга                    4) Святослав

5. К прародине славян, согласно концепции ученых-историков не относится территория:

1) Южного побережья Балтики                      2) Центральной Европы

3) Восточной Европы                                      4) Индостана

6. В Киевской Руси рядовичами называли:

1) слугу  2) наемного работника по договору   3) пленника, обращенного в рабство  4)дружинника

7. Кому, согласно «Повести временных лет» платили дань южные славяне?

1) Булгарии                              2) Хазарскому каганату                         3) Государству кыргызов

8.Кто из русских князей нанес сокрушительный удар Хазарскому каганату?

1) Владимир                 2) Святослав               3) Рюрик                     4) Игорь

9. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укреплял князь:

1) Ярослав Мудрый             2) Юрий Долгорукий       3) Владимир                 4) Святослав

10. Центрами древнерусской государственности были:

1) Киев и Новгород     2) Москва и Тверь     3) Смоленск и Владимир    4) Киев и Чернигов

2. Закончите предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена.

А) Богом-покровителем воинов в Киевской Руси считался________________________________

Б) Киевский князь Владимир принял крещение в городе___________________________________

_и был при крещении назван_______________________

В) Первого русского митрополита звали________________________________

Г) И серебряные слитки, и  шейное украшение в Древнерусском государстве назывались___________________________________

Д) Монгольских сборщиков дани называли______________________________

Е) Где текут реки Итиль, Борисфен. Танаис и находится Меотидское озеро?

3. Соотнеси имя и прозвище.

Андрей

«Александр Македонский русской истории»

Василий

Боголюбский

Владимир

Большое Гнездо

Всеволод

Вещий

Иван

Калита

Олег

Красное Солнышко

Святослав

Мудрый

Ярослав

«Пардус»

 

Святой

 

Темный

4.По группе признаков определите, о каком понятии идет речь?

 

  • Район в городе. Принадлежавший какому-либо феодалу, население которого несло повинности в его пользу и подлежало его юрисдикции.
  • Войско, собранное из добровольцев, непрофессиональных воинов.
  • Земля, выдаваемая при условии несения государственной службы. Размеры участка и условия владения им менялись в зависимости от исторической обстановки. Но в отличие от вотчины эта земля не передавалась по наследству.
  • Закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность.
  • Вид литературы 11-17 вв.Историческое произведение, в котором наряду с достоверными историческими фактами и событиями нередко включались легенды, домыслы, народные предания. События записывались по годам.

5. Соотнесите событие и дату.

862

Стояние на Угре

882

Учреждение патриархии

911

Призвание варягов новгородцами

945

Поражение половецких и русских отрядов на р. Калке

957

Захват Олегом власти в Киеве

1097

Съезд князей в Любече

1223

Крещение княгини Ольги

1480

Начало крещения Руси

988

Гибель князя Игоря

1589

Заключение Олегом мирного договора с Византией

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного всероссийского этапа олимпиады »

Задания школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по истории для 10-х классов.

Время выполнения—1час 20 минут минут

1.Решите тестовые задания

  • «Норманнская теория» происхождения Русского государства и споры вокруг нее зародились:

  • В период создания «Повести временных лет»

  • В 18 веке в Академии наук

  • В начале 16 века, в период становления централизованного государства

  • В 1762 г. При вступлении на престол немки Софьи Августы Анхальт-Цербстской

2.Согласно «Повести временных лет» племена восточных славян назывались:

1) поляне, древляне, славяне, вятичи 2) чудь, мурома, весь, словене

3) варяги, авары, хазары 4) скифы, сарматы, печенеги

3. Древнейший культурный и политический центр восточных славян сложился в:

1) Среднем Приднепровье 2) низовьях Дона

3) междуречье Оки и Волги 4) бассейне Северной Двины

4. При каком правителе Киевской Руси были введены «погосты» и «уроки»?

1) Олег 2) Игорь 3) Ольга 4) Святослав

5. К прародине славян, согласно концепции ученых-историков не относится территория:

1) Южного побережья Балтики 2) Центральной Европы

3) Восточной Европы 4) Индостана

6. В Киевской Руси рядовичами называли:

1) слугу 2) наемного работника по договору 3) пленника, обращенного в рабство 4)дружинника

7. Кому, согласно «Повести временных лет» платили дань южные славяне?

1) Булгарии 2) Хазарскому каганату 3) Государству кыргызов

8.Кто из русских князей нанес сокрушительный удар Хазарскому каганату?

1) Владимир 2) Святослав 3) Рюрик 4) Игорь

9. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укреплял князь:

1) Ярослав Мудрый 2) Юрий Долгорукий 3) Владимир 4) Святослав

10. Центрами древнерусской государственности были:

1) Киев и Новгород 2) Москва и Тверь 3) Смоленск и Владимир 4) Киев и Чернигов

2. Закончите предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена.

А) Богом-покровителем воинов в Киевской Руси считался________________________________

Б) Киевский князь Владимир принял крещение в городе___________________________________

_и был при крещении назван_______________________

В) Первого русского митрополита звали________________________________

Г) И серебряные слитки, и шейное украшение в Древнерусском государстве назывались___________________________________

Д) Монгольских сборщиков дани называли______________________________

Е) Где текут реки Итиль, Борисфен. Танаис и находится Меотидское озеро?

3. Соотнеси имя и прозвище.

Андрей

«Александр Македонский русской истории»

Василий

Боголюбский

Владимир

Большое Гнездо

Всеволод

Вещий

Иван

Калита

Олег

Красное Солнышко

Святослав

Мудрый

Ярослав

«Пардус»


Святой


Темный

4.По группе признаков определите, о каком понятии идет речь?



  • Район в городе. Принадлежавший какому-либо феодалу, население которого несло повинности в его пользу и подлежало его юрисдикции.

  • Войско, собранное из добровольцев, непрофессиональных воинов.

  • Земля, выдаваемая при условии несения государственной службы. Размеры участка и условия владения им менялись в зависимости от исторической обстановки. Но в отличие от вотчины эта земля не передавалась по наследству.

  • Закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность.

  • Вид литературы 11-17 вв.Историческое произведение, в котором наряду с достоверными историческими фактами и событиями нередко включались легенды, домыслы, народные предания. События записывались по годам.

5. Соотнесите событие и дату.

862

Стояние на Угре

882

Учреждение патриархии

911

Призвание варягов новгородцами

945

Поражение половецких и русских отрядов на р. Калке

957

Захват Олегом власти в Киеве

1097

Съезд князей в Любече

1223

Крещение княгини Ольги

1480

Начало крещения Руси

988

Гибель князя Игоря

1589

Заключение Олегом мирного договора с Византией



6. Три государства, которых уже нет.



Соотнесите название государства, место его расположения и название одного из памятников.

Булгария

Тува и Горный Алтай

Крепость Саркел

Хазарский каганат

Среднее течение Волги

Копёнский чаатас

Государство кыргызов

Низовья Волги и Дона

Водопровод

7.Знаете ли вы?

А. Что получится, если смешать в определенных пропорциях и сварить сажу, камедь, дубовые орешки, ломаные ржавые гвозди?

Б. Почему на документах до 18 века стоят странные даты: 6896 г., 5523 г. и т.д.?

В. Что представляет собой древнейшая надпись, сделанная на древнерусском языке?

Г. Известно, что еще в 18-19 вв. государственные чиновники собирали (или им подавали) сказки. В каком значении используется это слово?

Д. Послания С. Разина и Е. Пугачева в официальных документах называли «прелестными грамотами». Почему эти воззвания к крестьянами казакам имели такой эпитет-«прелестные»?

8.Используя предложенные описания, определите имя.



А. Он вступил на великокняжеский престол в возрасте 10 лет. На протяжении всего его правления шла ожесточенная борьба за московский престол между ним, его дядей и двоюродными братьями. Он не был удачливым полководцем и дважды попадал в плен. Был ослеплен противниками.

Б. Монах Киево-Печерского монастыря. Древнейший из известных русских летописцев. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Страстно призывал князей к единению в борьбе с внешними врагами, оправдывал и защищал права старшего в роде князя, гневно осуждал междоусобия на Руси.

9. Работа с историческим источником.



«…сего числа отправил я …рекрутов восемь сот шестнадцать, при них конвойных обер-офицеров пять, нижних чинов семьдесят один человек с провиантом на тридцать пять дней…сухарями весом тысяча пятьдесят восемь пуд восемь фунтов три четверти, круп…шестнадцать четвертей шесть четвериков три гарнца двадцать тридесятых в каждой четверти весом по осмии пуд по десять фунтов сто тридцать восемь пуд рекрутам на пищу в пути и сало ж семьдесят шесть пуд…»

  • Объясните значение слов «рекрут», «обер-офицер», «нижний чин».

  • Выпишите меры веса

  • Сколько приходилось в день на одного участника похода сала и сухарей?

  • Когда мог быть составлен документ? Как вы определите время создания?

10. Определите автора произведения.



Художник

Название произведения

  • П. А. Федотов

А. « Богатыри»

  • К. П. Брюллов

Б. «Покорение Сибири Ермаком»

  • И. Е. Репин

В. « Свежий кавалер»

  • В. И. Суриков

Г. «Бурлаки на Волге»

  • В. М. Васнецов

Д. «Последний день Помпеи»





Ключ.

1.1)-2, 2)-1, 3)-1, 4)-3, 5)-4, 6)-2, 7)-2, 8)-2, 9)-1, 10)-1

За каждый правильный ответ 1 балл, всего---10 баллов

2.А)-Перун

Б) Херсонес, Василий

В) Илларион

Г) Гривна

Д) Баскаки

Е) Это исторические названия современных рек.

Итиль-Волга, Борисфен-Днепр, Танаис-Дон, Меотидское озеро-Азовское море.

За каждый верный ответ—1 балл. Всего---10 баллов

3.

Олег-Вещий,

Святослав—«Пардус», «Александр Македонский русской истории»;

Владимир—Святой, Красное Солнышко;

Ярослав—Мудрый

Всеволод—Большое Гнездо

Андрей—Боголюбский

Иван—Калита

Василий—Темный

За каждый верный ответ—1 балл. Всего 10 баллов

4.1)----белые слободы; 2)---ополчение; 3)---поместье; 4)---политическая раздробленность; 5)---летопись

За каждый верный ответ—2 балла, всего 10 баллов

5.862—призвание варягов новгородцами

882---захват Олегом власти в Киеве

911---заключение Олегом мирного договора с Византией

945—гибель Игоря

957---крещение Ольги

1097---съезд князей в Любече

1223---поражение половецких и русских отрядов на Калке

1480---стояние на Угре

988—начало крещения Руси

1589---учреждение патриаршества

За каждый верный ответ—1 балл, всего 10 баллов

6.Булгария---среднее течение Волги—водопровод

Хазарский каганат---низовья Волги и Дона---крепость Саркел

Государство кыргызов---Хакасия---Копёнский чаатас

Всего 6 баллов

7. А.Чернила

Б.До реформ Петра Первого счет лет шел от сотворения мира. Петр ввел европейскую систему летоисчисления—от Рождества Христова. Разница в датах—5508 лет.

В. Такой надписью на данный момент считаетсч слово «горухша/горухча, сделанное на небольшом горшке. Сам горшок был найден в одном из курганов.

Г. Одно из значений слова «сказка»--сведения ( например, известные всем по «Мертвым душам» Н.В.Гоголя «ревизские сказки»)

Д. В данном случае прилагательное «прелестные» используется в своем изначальном значении—обольщать, прельщать, завлекать. В этих посланиях крестьянам и казакам за поддержку предводителей обещалось самое разное вознаграждение.

За каждый верный ответ 2 балла, всего 10 баллов

8. Василий Темный. Нестор. По 2 балла за верный ответ. Всего 4 балла

9.1) Рекрут—представитель податного сословия. Которого забрали в армию; обер-офицер—офицер среднего командного состава, нижний чин—солдат. Рядовой.

2) пуд, фунт, четверть, гарнец

3)в походе участвовало 892 человека. На весь поход каждому участнику полагалось около 1,5 пуда сухарей и 0, 073 пуда сала. Поход длился 35 дней. В день каждому полагалось 0, 042 пуда сухарей и 0, 0020 пуда сала.

4) Документ составлен не ранее 18в., т.к.термины «рекрут». «обер-офицер» появляются после военной реформы Петра Первого.

За каждый верный ответ 5 баллов. Всего 20 баллов.

10. 1—В; 2—Д; 3—Г; 4—Б; 5—А Каждый верный ответ 2 балла.



Максимальное количество баллов--100


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Задания школьного всероссийского этапа олимпиады

Автор: Юсупова Альфия Ревкатовна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Задания школьного этапа  олимпиады школьников  по математике  8 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "zadaniia-shkol-nogho-etapa-olimpiady-shkol-nikov-po-matiematikie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "254965"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447848148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку"
    ["seo_title"] => string(76) "zadaniiashkolnoghoetapavsierossiiskoiolimpiadyshkolnikovpoanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "337182"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1468065061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 9 класса по истории"
    ["seo_title"] => string(80) "zadaniia_shkolnogo_etapa_vserossiiskoi_olimpiady_shkolnikov_dlia_9_klassa_po_ist"
    ["file_id"] => string(6) "516595"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1562742461"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по краеведению 5-6 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "zadaniia_shkolnogo_etapa_vserossiiskoi_olimpiady_shkolnikov_po_kraevedeniiu_5_6_"
    ["file_id"] => string(6) "559945"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602596780"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Задания школьного этапа олимпиады по английскому языку для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(73) "zadaniia-shkol-nogho-etapa-olimpiady-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "147327"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419357337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства