I тур «Начало Киевской Руси». Слайд 2.
1 задание: Давайте познакомимся с командами (студенты по очереди представляют свои команды и капитанов).
2 задание: Представить презентацию о конкретном князе
3 задание: Ответите на вопрос:
Команде № 1
- На какие 3 ветви делятся славяне (восточные, западные и южные)
- К какой группе относятся русские (восточной)
- Какой была религия у древних славян (языческой)
- Назовите языческих богов (Перун, Сварог, Стрибог, Велес, Мокошь)
- Кто создал славянскую азбуку (Кирилл и Мефодий)
Команде № 2
- Кто является основателем династии русских князей (Рюрик)
- Из какой летописи мы узнаем о древних славянах и кто её автор ("Повесть временных лет” автор Нестор)
- Кто предупреждал врага "Иду на вы” (Святослав)
- Кто наступил на череп коня и умер от укуса змеи (Олег)
- Какой город называют матерью городов русских (Киев)
Команде № 3
- В какой город призван Рюрик (Новгород)
- Кто создал закон "Русская Правда” (Ярослав)
- Славянское племя дреговичей жило в болотистой местности, поляне – в полях, а где жили древляне? (лесах).
- Какой варяжский князь стал первым княжить на Руси? (Рюрик)
Команде № 4
- Почему древние славяне украшали себя звенящими украшениями? (они отгоняли злых духов).
- При каких заведениях появлялись первые школы? (при церквях, храмах, монастырях)
- Название славянской азбуки у восточных славян. (Кириллица)
- Название торгового пути из Варяжского моря по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Черное море («Из варяг в греки»)
- Как называли правителя Киевской Руси (Великий князь)
4 задание: «Годы – события».
Время выполнения 2 минуты
Каждой команде дается карточка с заданием. Соотнести даты и события.
- 879 г. Период раздробленности
- 882 г. Крещение Руси при князе Владимире
- 945 г. Правление князя Игоря
- 988 г. Правление княгини Ольги
- 12-13 век Образование древнерусского государства
5 задание: «Что в имени тебе моем…»
Оборудование: плакат «Кроссворд», маркеры разных цветов.
Отгадывание кроссворда. Необходимо найти в зашифрованном квадрате слова – имена князей, правивших в Киевской Руси.
Ответ: (Владимир, Ольга, Святослав, Ярослав, Игорь).
II тур «И лёгким росчерком пера напишем славных имена»
Задание: «О ком идет речь?»
- Кому принадлежит следующая характеристика: “Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил “Золотые ворота”.
- Определите о ком, идет речь: “Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза “ восвояси, а сам, оставшись со своей “малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили”.
- Чья следующая характеристика? “С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю”.
- Кому принадлежат следующие слова: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии – серебро и кони, а из Руси же – мех и воск, мед и рабы”.
Эталон ответов:
- Ярослав Мудрый.
- Князь Игорь.
- Княгиня Ольга.
- Святославу.
III тур «Исторические карты и пазлы». Слайды 5 – 7.
(время выполнения задания – 5 минут)
Каждая команда получает конверт с разрезанной картиной, на которой запечатлено какое-либо историческое событие.
1 Задание:
- собрать картину
- определить название картины
- назвать изображённое событие
- назвать правителя
! Задание выполняется письменно.
Правильные ответы:
1 картина: «Встреча князя Святослава с Византийским императором».
2 картина: «Крещение киевлян на Днепре».
3 картина: «Суд во времена «Русской правды»
4 картина: «Три богатыря»
2 Задание:
Время выполнения задания – 5 минут
Определите на контурной карте границы Киевской Руси, заштрихуйте обозначенную территорию, укажите столицу древнерусского государства, подпишите территории соседних государств.
IV тур «Парадоксы». Слайд 8.
Парадо?кс — это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
В данном задании вам необходимо увидеть неточности или ошибки в высказываниях, которые не имеют логического объяснения.
1)Именно при Ярославе христианство стало государственной религией. Когда и как в душе его произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. (Владимир)
2) Основоположником норманской теории является Михаил Ломоносов, который считал, что привнесение государственности извне невозможно, опираясь на идею возникновение государства как этап внутреннего развития общества. (Антинорманская теория)
3) Византия – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племен под властью князей династии Рюриковичей. (Киевская Русь или Древнерусское государство)
4) «…Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик на Белоозере, а другой Синеус, - в Новгороде, а третий, Трувор, - в Изборске.» (Рюрик сел править в Новгороде, Синеус – на Белоозере)
Задание 2: Определите, верны ли понятия, которым даны определения, если нет – назовите верное понятие, которое соответствует определению.
Понятия:
1 команда
- Рядовичи – это общинники, шедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), ведя при этом собственное хозяйство. Военнопленные и добровольно продавшиеся в рабство от нужды. (Закупы)
- Аристократия по праву - дружина князя (старшая). (Служилая аристократия)
- Черное духовенство – церковные служители церковных приходов.(Белое духовенство)
- Смерды – это несвободное население древней Руси, рабы. (Холопы, челядь)
2 команда
- Летопись – это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. (Житие)
- Смерды - младшая дружина. (Отроки, гридня)
- Отроки, гридня - сельские жители, подчиненные княжеской власти или городу – государственные крестьяне.(Смерды)
- Мужи (бояре) – это торговые люди. (Купечество)
3 команда
1. Служилая аристократия - потомки племенной аристократии, люди, разбогатевшие на торговле. (Аристократия по праву)
2. Вира – это территориальная община свободных земледельцев. (Вервь)
3. Белое духовенство – монахи. (Черное духовенство)
4. Вервь – это наследственные земельные держания. (Вотчина)
4 команда
1. Закупы – люди, заключившие договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на условиях. (Рядовичи)
2. Холопы (челядь) – ограниченно-свободные люди. (Смерды)
3. Вотчина – это плата за жизнь (штраф). (Вира)
4. Купечество – высший слой свободных людей в древней Руси. (Мужи, бояре)
Конкурс для капитанов.
Блиц-опрос. Каждому капитану задаётся индивидуальный вопрос, подразумевающий ответ «да», «нет». Если капитан не справляется, его может заменить член команды.
Вопросы для капитанов: «Верно ли высказывание?»
V тур «Чёрный ящик». Слайд 4.
(время выполнения задания – 5 минут)
В «чёрном ящике» находится предмет, связанный с культурой или традициями восточных славян, с государственной деятельностью русских князей.
Задача команд:
Вам необходимо угадать по описанию, что там находится.
Назвать, как предмет связан с периодом Киевской Руси, с каким событием или именем князя, объяснить, как данный предмет связан с данным именем.
- Для их изготовления требовался гусь, ими пользовались летописцы. (Перо)
- Предмет быта, изготавливался из липы, яблони березы вручную, использовался повседневно во время трапезы. (Ложка деревянная)
- Изображение лика святого, размещалось в правом «красном» углу русской избы. (Икона)
- Изготавливался в печи, по форме круглый, душистый; им славяне приветствовали друг друга при встрече. (Каравай).
- Маленькая корзина для сбора ягод, плетенная из дерева. Использовалось для сбора ягод на Руси. (Лукошко)
- Для записей о хозяйственных расходах, любовных признаний, просьб и других записей; использовалась в большом количестве в Новгороде среди купцов; изготавливалась из дерева. (Береста)
- Носили и мужчины и женщины, особенно было удобно на работах в поле, лесу; плелись из лыка. (Лапти)
- Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. (Веретено)
- До крещения Руси детям при рождении одевали на шею для защиты от сглаза, нечисти, зла. Предмет обладает способностью оберегать его владельца от разных бедствий, в частности, от происков недоброжелательных духов. В X - XII вв. на Руси были широко распространены. (Оберег, амулет)
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Рефлексия.