Просмотр содержимого документа
«Герои и события Отечественной войны 1812г. в русской истории и литературе »
ФИО педагога Горчакова Наталья Анатольевна, Чернышенко Людмила Валерьевна
МАОУ «СОШ №10», ГО Ревда, Свердловская область.
Предмет: история, литература
Класс 8
Тема урока: Герои и события Отечественной войны 1812г.
в русской истории и литературе.
Да...были люди в наше время
Могучее лихое племя...
Тип урока: интегрированный история-литература
Вид урока: изучение нового материала
Оборудование урока:
-карта «Отечественная война 1812г»;
- тексты художественных и публицистических произведений;
- презентация к уроку. Цель: визуализация материала, расширение информационной базы урока.
Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация повторения знаний учащихся на основе произведения М.Ю. Лермонтова
«Бородино»
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4. Изучение нового материала
Сформировать представление о причинах, ходе и результатах войны 1812 г.;
познакомить учащихся с историческими деятелями - участниками войны;
расширить знания детей о жанрах литературных произведений.
Организация и контроль за процессом усвоения материала.
Работают в парах над поставленными задачами.
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Рефлексия (подведение итогов урока)
Сформулировать выводы по теме урока.
Дать качественную и количественную оценку работы учащихся.
Формулирование выводов по теме. Подведение итогов работы отдельных учащихся и класса в целом.
Учащиеся высказывают мнение о собственной деятельности н деятельности одноклассников на уроке
Регулятивные: оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников на уроке.
6. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Учитель литературы зачитывает отрывок из стихотворения «Бородино».
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!.....»
Учитель задает вопросы учащимся:
Назовите автора произведения?
Какому событию оно посвящено?
-Что помните об этом событии?
Устные ответы учащихся
III. Постановка цели и задач урока.
1.Учитель истории сообщает тему и цель урока.(слайд №1)
Урок посвящен одной из величайших дат и событий российской истории- Отечественной войне 1812года.
Наша задача рассмотреть события Отечественной войны 1812года не только с содержательной точки зрения, но и посмотреть как эти события отражены в русской литературе, а также узнать имена выдающихся героев этой войны.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
IV.Изучение нового материала
1. Учитель истории, используя презентацию, карту «Отечественная вой на 1812г», рассказывает о причинах войны, планах Наполеона, называет основные даты, события войны.
Причины Отечественной войны.(слайд №2)
Корсиканец на французском троне, человек с огромным самомнением и непомерными амбициями, Наполеон Бонапарт мечтал расширить Францию до уровня державы Александра Македонского, именно его избрав в кумиры. Все соглашения с Россией и встречи на высшем уровне двух императоров – Александра I и Наполеона, были лишь дипломатическими уловками и оттягиванием неизбежного военного конфликта. Россия была очевидным препятствием к расширению наполеоновской державы на Восток.
Основные сражения Отечественной войны.( по карте)
Июньской ночью 1812 года, форсировав пограничную реку Неман, французы вторглись в пределы России. К тому моменту войска французов многократно превосходили силы русских, поскольку последние были рассредоточены на всем протяжении западной границы империи. Русская армия представляла собой три соединения. Первым командовал М.Б.Барклай де Толли, вторым – П.И.Багратион, третьим – А.П.Тормасов. Император Александр порывался сам возглавить армию, но, будучи человеком светским, вынужден был уехать в столицу. Планами Наполеона предусматривалось разбить основные силы русских поодиночке и не допустить их воссоединения. Французский император планировал дать генеральное сражение вблизи границы. Барклаю де Толли пришлось придерживаться оборонительной стратегии и отступать вглубь страны, заманивая туда и французов. Первым крупным сражением стало Смоленское. Город был сдан и превратился в руины. Тем не менее, французы понесли ощутимый урон, лишились надежды на фураж для лошадей и запасы продовольствия. Русские уже тогда придерживались тактики «выжженной земли». Тем временем, главнокомандующим был назначен М.И.Кутузов. Надо отдать должное императору Александру – он проявил к фельдмаршалу такое же уважение, как его отец – к Суворову, оставив при себе личную неприязнь. Кутузов дал генеральное сражение Наполеону у подмосковной деревни Бородино. Обе стороны остались при своём. Не было ни победителей, ни побежденных. Тяжело далось Кутузову решение оставить французам Москву. Однако он был твердо убежден, что «с потерей Москвы не потеряна Россия», и последующие события лишь подтвердили правоту его великой жертвы. Обескровленная французская армия вступила в Москву. Начались грабежи и пожары. Воспользовавшись передышкой, армия Кутузова отступила к селу Тарутину, где стала лагерем. По инициативе легендарного поэта и гусара Дениса Давыдова развернулось широкое партизанское движение, поднялась «дубина народной войны», по образному выражению Л.Н.Толстого. Оно причиняло французам колоссальный вред. Все обращения Наполеона к Александру оставались без ответа. Москва стала могилой для «Великой Армии». Силы французов таяли, подмоги ждать не приходилось. Французы двинулись из Москвы на юг России. Туда окрепшая русская армия преградила им дорогу. Под Тарутином и Малоярославцем состоялись сражения, окончательно решившие исход войны в пользу Кутузова и его армии. Остатки некогда великой армии с огромным трудом переправились реку Березину. Император Наполеон покинул армию еще раньше. Таким образом, уже к концу 1812 года неприятельские силы были полностью разгромлены и отброшены за пределы России, о чем Кутузов и доложил Александру I. Вскоре фельдмаршал скончался, овеянный неувядаемой славой.
Учащиеся, слушая рассказ учителя, должны самостоятельно указать в тетрадях причины войны и основные сражения войны.
2.Учитель литературы.(слайд №3)
Два великих полководца (Кутузов и Наполеон) решали участь двух держав (России и Франции). Один из русских баснописцев (И.А.Крылов) рассказал о них в своей басне.
Выразительное чтение учащимися басни «Волк на псарне»
«Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»—
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,—
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» — «Послушай-ка, сосед,—
Тут ловчий перервал в ответ,—
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю».
Вопрос учителя классу: «Каким вы увидели Наполеона? А Кутузова?»
Устные ответы учащихся
3.Учитель истории.
Генеральное сражение этой войны - Бородинское. Учитель используя карту и презентацию рассказывает о сражении и его героях.(слайд №4,5,6,7)
Назначенный командующим русских войск генерал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, насколько это было возможно, избегал планируемой Наполеоном Бонапартом битвы в невыгодных для русской армии условиях. Причиной этого нежелания дать генеральное сражение явилось серьезное превосходство армии Бонапарта в численности и опыте военных действий. Планомерно отступая вглубь территории страны, Кутузов заставлял французов распылять свои силы, что способствовало сокращению Великой Армии Наполеона. Однако отступление к Москве способно было серьезно подорвать и без того не высокий боевой дух русских солдат и спровоцировать неодобрение в обществе. Для Бонапарта же важным было по возможности быстро захватить ключевые позиции русских, но при этом сохранить боеспособность собственной армии.
Понимая всю серьезность задачи и опасность Наполеона как полководца, Кутузов тщательно выбирал место сражения. И, в итоге, расположил армию на землях близ села Бородино. Эта местность, покрытая большим количеством оврагов, ручьев и речушек сводила к минимуму численный перевес французской армии и значительное превосходство артиллерии. Кроме того, она сильно затрудняла возможность обходов и позволяла перекрыть все дороги, ведущие на Москву (Гжатский тракт, Старую и Новую Смоленские дороги). Кутузов, строя планы Бородинского сражения основной упор делал на тактику изматывания противника, большое значение придавал он при этом надежности спешно строящихся фортификационных сооружений.
Даже краткое содержание Бородинского сражения займет немало времени. Оно стало самым жестоким и кровопролитным в 19 веке. Поражение означало для России полную капитуляцию, а для Наполеона – изнурительную и долгую военную компанию.
Начало Бородинскому сражению положила французская артиллерия, открывшая огонь по всему фронту около 6 часов утра. В то же время колонны французов стали занимать места для атаки.
Первым был атакован Лейб-гвардии Егерский полк. И французы сразу же натолкнулись на упорное сопротивление, но, все же, полк вынужден был сдать свои позиции и отступить за речку Колочь.
Расположенные на левом фланге Багратионовы флеши занимали артиллерия и 2-я сводная дивизия генерал-майора Воронцова. Впереди выставлены цепи егерей, от обхода флеши прикрывали егерские полки князя Шаховского. Позади дислоцировалась дивизия Неверовского, так же, генерал-майора. Семеновские высоты занимала дивизия генерал-майора Дуки. С французской стороны наступление на этот участок проводили войска корпусов генерала Жюно, маршалов Мюрата (кавалерия), Даву, Нея. Общая их численность доходила до 115 тыс. воинов.
Атаки флешей, предпринятые французами в 6 и 7 часов утра, были отбиты. Причем сражение на этом участке отличалось невероятным накалом. В ходе Бородинского сражения была предпринята и 3 атака. Багратионовы флеши были усилены Литовским и Измайловским полками, дивизией генерал-майора Коновницына и кавалерийскими частями (1 –я кирасирская дивизия и 3-й кавалерийский корпус). Но и французы, подготавливая массированное наступление, сосредоточили немалые силы, в том числе и 160 орудий. 3 атака, начатая около 8 утра и последующая, 4, предпринятая в 9 часов, так же, захлебнулись. В ходе 4 атаки Наполеону удалось ненадолго занять флеши, но французы были выбиты с занятых позиций. Погибшие и раненые воины, оставшиеся на поле боя, представляли собой страшную картину. Дальнейшие атаки, как и попытки обойти уже полуразрушенные флеши, не увенчались успехом.
Только когда удержание этих укреплений перестало быть целесообразным, русские войска под командованием Коновницына, отошли в Семеновское, где была занята новая линия обороны – Семеновский овраг. Войска Мюрата и Даву уже были измотаны, но Наполеон не пошел на риск и отказал им в просьбе ввести в бой Старую Гвардию, резерв французов. Даже предпринятая позже атака тяжелой кавалерии под командованием Нансути не увенчалась успехом.
Тяжелым оказалось и положение на других направлениях. Битва Бородино была еще далека от завершения. В то время, когда шел бой за взятие флешей, французы атаковали Курганную высоту с расположенной на ней батареей Раевского, одного из многих героев, проявивших невиданное мужество для защиты своей Родины. Несмотря на атаки превосходящих сил под командованием Евгения Богарне, пасынка Наполеона, батарея смогла удержать высоту до подхода подкрепления, а после вынудила французские войска отступить.
Не будет полным описание Бородинского сражения без упоминания о предотвратившем обход левого фланга русских польскими частями Понятовского отряде генерал – лейтенанта Тучкова. Он, заняв позиции на Утицком кургане, прикрывал Старую Смоленскую дорогу. В ходе боев за эту высоту Тучков был смертельно ранен. Польские войска так и не смогли в течение дня взять курган. Вечером они были вынуждены отступить за село Утицкое и занять оборонительную позицию.
На правом фланге события развивались столь же напряженно. Атаман Платонов и генерал-лейтенант Уваров примерно в 10 утра совершили отвлекающий кавалерийский рейд вглубь Великой Армии, чем способствовали ослаблению давления на оборону русских по всему фронту. Атаман Платонов, выйдя в тыл французов к деревне Валуево, вынудил французского императора на время приостановить наступление в центре, что дало передышку русским войскам. Корпус Уварова не менее успешно действовал в районе деревни Беззубово.
Более наглядно действия русских и французских войск можно представить, воспользовавшись схемой Бородинского сражения. С 6 вечера битва понемногу стала затихать. Последняя попытка обойти позиции русских была предпринята в 9 вечера. Но, в Утицком лесу французы были встречены стрелками Лейб-гвардии Финляндского полка. Поняв, что сломить сопротивление войск Кутузова не удастся, Наполеон приказал оставить все захваченные укрепления и отойти к исходным позициям. Кровопролитное Бородинское сражение длилось более 12 часов.
Потери в Бородинском сражении огромны. Великая Армия Наполеона потеряла около 59 тыс. ранеными, пропавшими без вести и убитыми, среди них 47 генералов. Российская армия под командованием Кутузова потеряла 39 тыс. воинов, среди которых 29 генералов.
Итоги Бородинского сражения, как ни удивительно, до сих пор вызывают серьезные споры. Дело в том, что и Наполеон Бонапарт, и Кутузов заявили о своей победе официально. Но ответить на вопрос кто победил в Бородинском сражении не сложно. Кутузов, несмотря на огромные потери и последующее отступление, считал битву при Бородино несомненным успехом русского оружия, во многом достигнутым благодаря стойкости, беспримерному личному мужеству солдат и офицеров. История сохранила имена многих героев Бородинского сражения 1812 года. Это Раевский, Барклай-де-Толли, Багратион, Давыдов, Тучков, Толстой и многие другие.
Армия наполеона понесла огромные невосполнимые потери, так и не достигнув ни одной из поставленных императором Франции целей. Будущее русской компании стало весьма сомнительным, боевой дух Великой Армии упал. Таков был для Бонапарта исход сражения.
Но значение бородинского сражения, несмотря на все споры, настолько велико, что и сегодня, 200 лет спустя, день Бородина отмечается и в России, на Бородинском поле и во Франции.
4.Учитель литературы. Воспоминания участников сражения остались на страницах книг.
Учащиеся выразительно зачитывают отрывки - описания сражения.
(«России верные сыны…» с. 21, том 2)
«29 августа. Окрестности Москвы.
Застонала земля и пробудила спавших на ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось беспримерное сражение Бородинское, 26 августа. Туча ядер, с визгом пролетевших над шалашом нашим, пробудила меня и товарищей. Вскакиваем, смотрим — густой туман лежит между нами и ими. Заря только что начинала зажигаться. Неприятель подвез несколько сот орудий и открыл целый ад. Бомбы и ядра сыплются градом. Треск и взрывы повсеместны. Одни шалаши валятся, другие пылают! Войска бегут к ружью и в огонь. Все это происходило в средине; а на левом крыле нашем давно уже свирепела гроза в беспрерывных перекатах грома пушек и мелкого оружья. Albi простились с братом. Он побежал с стрелками защищать мост. Большую часть сего
ужасного дня проводил я то на главной батарее, где находился светлейший, то на дороге, где перевязывали раненых. Мой друг! я видел это неимоверно жестокое сражение и ничего подобного в жизнь мою не видел, ни о чем подобном не слыхал и едва ли читывал.
Я был под Аустерлицем; но то сражение в сравнении с этим — сшибка! Те, которые были под Прейсиш- Эйлау, делают почти такое же сравнение. Надобно иметь кисть Микель-Анджело, изобразившую Страшный суд, чтоб осмелиться представить сие ужасное побоище. Подумай только, что до 400 тысяч лучших воинов на самом тесном, по многочисленности их, пространстве, почти, так сказать, толкаясь головами, дрались с неслыханным отчаянием: 2000 пушек гремели беспрерывно. Тяжело воздыхали окрестности — и земля, казалось, шаталась под бременем сражающихся. Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностию твердейших стен. Одни стремились добраться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Оскорбленная вера, разоренные области, поруганные алтари и прахи отцов, обиженные в могилах, громко вопияли о мщении и мужестве.
Сердца русские внимали священному воплю сему, и мужество наших войск было неописанно. Они, казалось, дорожили каждым вершком земли и бились до смерти за каждый шаг. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Сражение горело в глубокой долине и в разных местах, с огнем и громом, на высоты всходило. Густой дым заступил место тумана. Седые облака клубились над левым крылом нашим и заслоняли средину, между тем как на правом сияло полное солнце. И самое светило сие мало видало таких браней на земле с тех пор, как освещает ее. Сколько потоков крови! сколько тысяч тел! «He заглядывайте в этот лесок, — сказал мне один из лекарей, перевязывавший раны, — там целые костры отпиленных рук и ног!..» В самом деле, в редком из сражений прошлого века бывало вместе столько убитых, раненых и в плен взятых, сколько под Бородином оторванных ног и рук. На месте, где перевязывали раны, лужи крови не иссыхали. Никогда не видал я таких ужасных…»
Вопрос учителя классу: «Какие впечатления оставили у вас эти воспоминания участников сражения?» «Насколько по –вашему мнению они реалистичны и правдивы?»
Устные ответы учащихся.
5.Учитель литературы. Война 1812 года носила народный характер, а значит важная роль отводится участникам - офицерам и солдатам.
А. Сегодня на уроке мы откроем для себя новые имена - имена тех, кто сражаясь с врагом, защищая свою Родину, в свободную минуту брал в руки перо и рассказывал о своих товарищах, сражавшихся вместе со всеми. Выразительное чтение стихов учащимися.
(«России верные сыны…», с 83, том 1)(слайд №8)
С.Н. Глинка.
Стихи генералу Раевскому.
«Великодушный русский воин,
Всеобщих ты похвал достоин:
Себя и юных двух сынов —
Приносишь всё царю и богу;
Дела твои сильней всех слов,
Ведя на бой российских львов,
Вещал: «Сынов не пожалеем,
Готов я с ними вместе лечь,
Чтоб злобу лишь врагов пресечь!..
Мы россы!., умирать умеем».
Орлы взвилися на врагов!
На бога твердо уповая,.
Полки врагов не исчисляя,
За веру льют родную кровь.
Враг отражен, и снова На россов злость его сурова К стенам Смоленска привлекла
Стотысячна толпа пришла.
Мал русских сонм — но вера с ними!
Опять с полками стал своими Раевский,
веры сын, герой!..
Горит кровопролитный бой»
Б. В стихах вы можете почувствовать победный дух русской армии. Такие герои могли вести за собой и вселить уверенность в русских солдат. Только за таким командиром пойдет солдат.
Выразительное чтение стихов учащимися.
(«России верные сыны…», С. 91 том 1).
В.Ф. Раевский
Песнь воинов перед сражением.
«Заутра грозный час отмщенья, Заутра, други, станем в строй,
Не страшно битвы приближенье Тому, кто дышит лишь войной!.. Сыны полуночи суровой,
Мы знаем смело смерть встречать, Нам бури, вихрь и хлад знакомы. Пускай с полсветом хищный тать Нахлынул, злобой ополченный,
В пределы наши лавр стяжать;
Их сонмы буйные несчетны,
Но нам не нужно их считать.
Пусть старец вождь прострет рукою И скажет: «Там упорный враг!» Рассеем громы пред собою —
И исполин стоглавый — в прах!..
Сей новый Ксеркс стопою силы, Как огнь всежгучий, к нам притек Узреть Батыева могилы,
Сарматов плен и шведов рок, Узреть поля опустошенны,
Прах мирных сел и городов,
И небо, заревом возжженно,
И вкруг — изрытый ряд гробов,
А пред собой — перуны мести».
В. Вместе с мужчинами свою Родину защищали и женщины. Имя одной из них осталось на страницах истории. Надежда Андреевна Дурова (1783- 1866).(слайд №9)
«Воспоминания кавалерист- девицы» ( мемуары) позволяют нам и сейчас понять состояние русских воинов. Чтобы вместе с другими защищать Россию, ей пришлось выдать себя за мужчину,
«Пожалуйте» — и с этим вместе вышел опять в переднюю; я вошла и не только с должным уважением, но даже с чувством благоговения поклонилась седому герою, маститому старцу, великому полководцу. «Что тебе надобно, друг мой?» — спросил Кутузов, смотря на меня пристально. «Я желал бы иметь счастие быть вашим ординарцем во все продолжение кампании и приехал просить вас об этой милости». — «Какая же причина такой необыкновенной просьбы, а еще более способа, каким предлагаете ее?» Я рассказала, что заставило меня принять эту решимость, и, увлекаясь воспоминанием незаслуженного оскорбления, говорила с чувством, жаром и в смелых выражениях; между прочим, я сказала, что, родясь и выросши в лагере, люблю военную службу со дня моего рождения, что посвятила ей жизнь мою навсегда, что готова пролить всю кровь свою, защищая пользы государя, которого чту, как бога, и что, имея такой образ мыслей и репутацию храброго офицера, я не заслуживаю быть угрожаема смертию... Я остановилась как от полноты чувств, так и от некоторого замешательства: я заметила, что при слове «храброго офицера» на лице главнокомандующего показалась легкая усмешка. Это заставило меня покраснеть; я угадала мысль его и, чтобы оправдаться, решилась сказать все. «В Прусскую кампанию, ваше высокопревосходительство, все мои начальники так много и так единодушно хвалили смелость мою, и даже сам Буксгевден назвал еебеспримерною, что после всего этого я считаю себя вправе назваться храбрым,не опасаясь быть сочтен за самохвала». — «В Прусскую кампанию! разве вы служили тогда? который вам год? Я полагал, что вы не старее шестнадцати лет». Я сказала, что мне двадцать третий год и что в Прусскую кампанию я служила в Коннопольском полку. «Как ваша фамилия?» — спросил поспешно главнокомандующий. «Александров!» Кутузов встал и обнял меня, говоря: «Как я рад, что имею наконец удовольствие узнать вас лично! Я давно уже слышал об вас. Останьтесь у меня, если вам угодно; мне очень приятно будет доставить вам некоторое отдохновение от тягости трудов военных; что ж касается до угрозы расстрелять вас, — прибавил Кутузов, усмехаясь, — то вы напрасно приняли ее так близко к сердцу; это были пустые слова, сказанные в досаде. Теперь подите к дежурному генералу Коновницыну и скажите ему, что вы у меня бессменным ординарцем». Я пошла было, но он опять позвал меня: «Вы хромаете? отчего это?» Я сказала, что в сражении под Бородином получила контузию от ядра. «Контузию от ядра! и вы не лечитесь! Сейчас скажите доктору, чтобы осмотрел вашу ногу». Я отвечала, что контузия была очень легкая и что нога моя почти не болит. Говоря это, я лгала: нога моя болела жестоко и была вся багровая…» («России верные сыны…», с. 386- 387).
Вопрос учителя классу: «Догадался ли главнокомандующий, что перед ним молодая женщина?»
Устные ответы учащихся
История её жизни стала основой к/ фильма «Гусарская баллада». (слайд№10)
Героев войны 1812 г. немало. И вы можете узнать их фамилии, заглянув в исторические книги, фильмы или другой источник.
Г. Учитель истории. Отечественный характер войны прослеживается через активное партизанское движение. Один из известных партизан Денис Васильевич Давыдов, который был еще и поэтом. («России верные сыны…», с. 386- 387).(слайд №11)
Выразительное чтение учащимися стихотворения о Денисе Давыдове.
Партизан Давыдов.
Усач. Умом, пером остер он, как француз, Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом — И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом, То, вынырнув опять, следом Идет за шумными французскими полками И ловит их, как рыб, без невода, руками. Его постель — земля, а лес дремучий — дом! И часто он, с толпой башкир и с козаками, И с кучей мужиков, и конных русских баб, В мужицком армяке, хотя душой не раб, Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы, И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан. Но милым он дарит, в своих куплетах, розы. Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..
(1826}
V.Рефлексия (подведение итогов урока).
Учитель истории делает вывод. (слайд №12)
Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливы, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, на ряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, башкиры, грузины и представители многих других народов. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран. Наполеоновское нашествие было огромным несчастием для нашей страны. В полосе военных действий, трудно было найти уцелевший город или нетронутое село. В огне пожаров навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого, что не сгорело, то было расхищено. Громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство. Погибло много людей. Но общая беда, как известно, сближает людей. Это значительно ускорило сложный и длительный процесс русской сплочения нации. Теснее сблизились с ней и другие народы России.
Мы с вами открыли для себя новые имена нашей истории. Эту работу можно продолжить и узнать о судьбе известных героев после войны России и Франции.
Учащиеся высказывают свое мнение о причинах победы России и поражении Наполеона.
Учитель оценивает деятельность учащихся по итогам урока
VI.Информация о домашнем задании.
Дома учащимся предлагается сделать сообщение об одном на из выбор герое войны (полководца, офицера, солдата, партизана) имя которого они услышали на уроке, либо об ином. В сообщении должна быть указана биография и основная деятельность выбранного ими участника войны. При оценке будет учитываться оформление работы.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Источники информации для урока:
1. Данилов.А.А., Косулина Л.Г., История России XX век-М.: Просвещение,2009г.
2. «России верные сыны…» Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины XIX века, т 1,2 - Ленинград: «Художественная литература», 1988г.
3. Отечественная война 1812 года: [Электронный ресурс]- Режим доступа: //http://2mir-istorii.ru
4. Бородинское сражение: [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://historynotes.ru/
Критерии оценивания устного ответа учащихся.
Оценка «5» - материал изложен полно, дополнения не требует. Речь грамотная.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.
Оценка «3» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учеников). Речь бедная.
Оценка «2» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}