kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Духовная культура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовная культура народов Казахстана. Душевные поседелки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Духовная культура"»

История Казахстана. ТЕМА: Духовная культура. 7 класс.

(«Музыкальное искусство казахского народа»)

Цель урока: способствовать усвоению учениками знаний о творчестве великих музыкантов казахской степи, о музыкальных инструментах казахского народа-домбре и кобызе;

-образовательная:знакомство створчеством казахских акынов Коркытом, Казтуган-жирау;

-развивающая: развитие музыкальной памяти, кругозора, умения работать в парах;

-воспитательная:воспитывать уважение к казахской народной музыке.

Оборудование: текстовой материал, слайды с изображением музыкальных инструментов, музыкальное сопровождение (домбровая музыка). Музыкальное сопровождение на протяжении урока. Музыка звучит то тише, то громче- по мере необходимости.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2. Основная часть.

Мы продолжаем тему «Духовная культура». Мы уже говорили о роли культуры в жизни человека. Сегодня мы раскрываем тему «Музыкальное искусство казахского народа».В жизни казахов музыка занимала важное место. Она сопровождала степняков везде.(Где и как?)- С момента рождения и до самой смерти. В младенчестве-это колыбельные песни, в детстве-это игры и забавы, в повседневной жизни- мелодии пастухов и степных певцов. В военноевремя-сигнальные звуки ударных инструментов. Давайте представим, что мы, путешествуя, оказались в одном из казахских аулов и решили там пожить. Нас приняли с большим удовольствием, так как казахи издавна отличались гостеприимством. Почётными гостями здесь часто бывали известные по всей казахской степи Казтуган-жирау, Коркыт-ата и другие известные казахские акыны. Спросим у жителей, что они нам могут рассказать о них?

-Сообщение ученика: «Казтуган-жирауСуюнишулы (15 в.)-поэт-сказитель, один из создателей народного эпоса. Согласно легендам, Казтуган-жирау был полководцем-батыром. Родился и вырос на берегах Едиля (современная территория Астраханской области). Казтуган внёс большой вклад в развитие казахской поэзии. Его песни на многие века остались в качестве школы искусства и литературных образцов.»

-Главной темой творчества поэтов того времени было сохранение единства народа, защита его независимости. Сохранилась небольшая часть поэтического наследия Каз-туган-жирау: «Степная земля бесконечна, как время», «Знаменитые отроги, голубые цепи гор». Дошедшие до наших дней эти произведения позволяют Казтуган-жирау занять определённое место в истории литературы.

-Ученик: О вольный, вольный,вольный народ,

Юрты поставивший вольный народ,

Где мой отец, бийСуюниш,

Был женихом, раздольный народ.

Где наша матушка Бозтуган, невестой пришла, свободный народ,

Где я-батырКазтуган-родился, мою пуповину обрезал народ,

Обмыл и на руки принял народ,

И стрелами туго колчан мне набил. Ижизнь моюсохранил мой народ.

-Учитель: Акыны обладали образностью мысли, меткостью слова, находчивостью, поэтическим даром. Попробуйте и вы себя на этом поприще. Подберите к началу каждой фразы продолжение, прочтите всё изречение полностью. (Раздаём карточки, затем, проверяем, что получилось.)

- Учитель: Акын- мастер красноречия. Кроме того каждый акын владеет искусством игры на музыкальных инструментах.

-Ученик:В тиши, уединении лугов

Я слышу отзвук жизни дальней.

Звенит кобыз–наследие отцов,

Волнует кровь своим звучаньем.

Здесь мудрый страж Коркыт-ата

Слагал волнующие гимны

Про жизнь батыров, подвиги сынов

И воспевал полёт орлиный.

И лёгкий трепет струн Курмангазы

Доносит ветер вольных странствий

Аксак-кулана долгий бег, как миг звезды упавшей яркий.

И мчится конь, его не остановишь,

Развеял гриву яростным ветрам.

О, степь моя, каких ещё батыров

Подаришь ты грядущим временам?

-Учитель: Сегодня мы знакомимся с духовным наследием казахского народа, его музыкальными инструментами и кюями.Музыка сопровождала людей во всех сферах жизни. Она звучала в походах, на свадьбах, похоронах, перед советом старейшин. Из поколения в поколение передавались традиции игры на музыкальных инструментах. Песни и кюи, созданные казахским народом, живут и до сих пор.

Около 30 лет назад в Алматы был открыт музей казахских музыкальных инструмен-тов. Экспонаты для него собирались со всего Казахстана. При открытии музея их было

70, а теперь –более 500. Словно музыкальная шкатулка одна за другой открываются витрины перед посетителями музея. Можно взять любой инструмент и услышать его звучание. Сегодня мы остановимся на двух из них. Почти у каждого инструмента есть своя легенда о происхождении.

-Ученик рассказывает про мудрого старика.(Как пастух Али спас жизнь ханским людям и сделал новый инструмент-домбру.)

-Домбра занимает особое место в казахской культуре.Это самый любимый и распространённый инструмент. Музыканты, игравшие на домбре, пользовались большим уважением.Один из музыкантов-домбристов так говорил о своей судьбе:

«Я советами лучшими пренебрёг,

И бродягой шагнул за порог

В шапке филина да сдомброй.

Не вбогатстве- в искусстве искал я прок.»

-Учитель: Современные исследователи доказывают, что домбра имеет более чем2000-летнюю историю. В каждом регионе Казахстана есть мастера- умельцы, которые изготовляют самые лучшие инструменты. Живёт в с. Долонь Бескарагайского района БолатШамамбаев. Он известен далеко за пределами своего края своим мастерством в изготовлении домбры. Он подарил свой инструмент Бурасинской школе-саду. В разных областях Казахстана домбра имеет разную форму и оформле-ние. Домбра Восточного Казахстана имела широкий, укороченный гриф, что было связано с более медленным исполнением кюев. Домбра сопровождала казахский народ не только в стародавние времена, она и сейчас с нами. Дети обучаются игре на домбре в музыкальных школах. Летом 2010года в Китае (район Толы, где проживает 73% казахского населения),10 тысячами домбристов одновременно был исполнен кюй«Кенес». Факт исполнения зарегистрирован и внесён в книгу рекордов Гиннесса.

-Ученик: Из глубины веков к нам пришли музыкальные инструменты. В тюркских письменах 7-8 веков встречаются названия музыкальных инструментов, которые люди брали с собой на охоту, использовали в культовых обрядах. О музыке писал Аль Фараби. К древнейшим инструментам он относил домбру. Однако был инструмент более распространённый- это кобыз.Древние кобызы находят в ВКО и настоящее время. В Зевакинском кургане кимакского вождя среди 364 предметов найден и кобыз. Полвека в тайнике пещеры пролежал кобыз в окрестностях села Екатеринов-ка Уланского района ВКО. По народному преданию возникновение кобыза связано с именем Коркыта. (Рассказ ученика о Коркыте.) Историки, этнографы, писатели, журналисты, путешествуя по казахской земле, писали о необычном музыкальном инструменте: « Казахи для увеселения своего никаких вольных пений не имеют и духовых инструментов не имеют, кроме по их названию кобыса, который величиной со скрипку, имеет две струны из конских волос, играет смычком…» (Андреев, 1795 г.) В фондах областного историко- краеведческого музея города Усть-Каменогорска хранится кобыз, которому 200 лет (найден в с. Пролетарка). В Музее музыкальных инструментов г. Алматы хранится кобыз, которому около 180 лет. Он был найден в Курчумском районе нашей области.

-Заканчивая наш урок, хочется сказать, что язык музыки понятен всем. В музыке отражается душа, характер народа, его особые черты.

-Для закрепления проводим беседу по данной теме, сравниваем со значением музыки для казахского и других народов. Вспоминаем, какие народные инструменты есть у русского народа, у немцев и т.д.

-Дома: прочитать параграф, ответить на вопросы к нему. Нарисовать народные инструменты народов Казахстана ( по выбору учеников).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Духовная культура"

Автор: Долгих Людмила Ивановна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 366016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Итоговый урок "Сфера духовной культуры" "
    ["seo_title"] => string(40) "itoghovyi-urok-sfiera-dukhovnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "108130"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403582690"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Духовная культура казахов "
    ["seo_title"] => string(28) "dukhovnaia-kul-tura-kazakhov"
    ["file_id"] => string(6) "179096"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424945815"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "«Деятельность НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение» г. Урай по формированию духовной культуры в современной семье» "
    ["seo_title"] => string(129) "dieiatiel-nost-nochu-dod-tsientr-dukhovnoie-prosvieshchieniie-gh-urai-po-formirovaniiu-dukhovnoi-kul-tury-v-sovriemiennoi-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "167152"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423056191"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Повторительно-обобщающий урок в 8 классе по теме: «Сферы духовной культуры»  по учебнику Л.Н. Боголюбова. "
    ["seo_title"] => string(116) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-v-8-klassie-po-tiemie-sfiery-dukhovnoi-kul-tury-po-uchiebniku-l-n-bogholiubova"
    ["file_id"] => string(6) "232055"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442740829"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Духовная культура казахов, религия и обычай казахского народа. "
    ["seo_title"] => string(69) "dukhovnaia-kul-tura-kazakhov-rielighiia-i-obychai-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "228142"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441124906"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства