Просмотр содержимого документа
«"Духовная культура"»
История Казахстана. ТЕМА: Духовная культура. 7 класс.
(«Музыкальное искусство казахского народа»)
Цель урока: способствовать усвоению учениками знаний о творчестве великих музыкантов казахской степи, о музыкальных инструментах казахского народа-домбре и кобызе;
-развивающая: развитие музыкальной памяти, кругозора, умения работать в парах;
-воспитательная:воспитывать уважение к казахской народной музыке.
Оборудование: текстовой материал, слайды с изображением музыкальных инструментов, музыкальное сопровождение (домбровая музыка). Музыкальное сопровождение на протяжении урока. Музыка звучит то тише, то громче- по мере необходимости.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Основная часть.
Мы продолжаем тему «Духовная культура». Мы уже говорили о роли культуры в жизни человека. Сегодня мы раскрываем тему «Музыкальное искусство казахского народа».В жизни казахов музыка занимала важное место. Она сопровождала степняков везде.(Где и как?)- С момента рождения и до самой смерти. В младенчестве-это колыбельные песни, в детстве-это игры и забавы, в повседневной жизни- мелодии пастухов и степных певцов. В военноевремя-сигнальные звуки ударных инструментов. Давайте представим, что мы, путешествуя, оказались в одном из казахских аулов и решили там пожить. Нас приняли с большим удовольствием, так как казахи издавна отличались гостеприимством. Почётными гостями здесь часто бывали известные по всей казахской степи Казтуган-жирау, Коркыт-ата и другие известные казахские акыны. Спросим у жителей, что они нам могут рассказать о них?
-Сообщение ученика: «Казтуган-жирауСуюнишулы (15 в.)-поэт-сказитель, один из создателей народного эпоса. Согласно легендам, Казтуган-жирау был полководцем-батыром. Родился и вырос на берегах Едиля (современная территория Астраханской области). Казтуган внёс большой вклад в развитие казахской поэзии. Его песни на многие века остались в качестве школы искусства и литературных образцов.»
-Главной темой творчества поэтов того времени было сохранение единства народа, защита его независимости. Сохранилась небольшая часть поэтического наследия Каз-туган-жирау: «Степная земля бесконечна, как время», «Знаменитые отроги, голубые цепи гор». Дошедшие до наших дней эти произведения позволяют Казтуган-жирау занять определённое место в истории литературы.
-Ученик: О вольный, вольный,вольный народ,
Юрты поставивший вольный народ,
Где мой отец, бийСуюниш,
Был женихом, раздольный народ.
Где наша матушка Бозтуган, невестой пришла, свободный народ,
Где я-батырКазтуган-родился, мою пуповину обрезал народ,
Обмыл и на руки принял народ,
И стрелами туго колчан мне набил. Ижизнь моюсохранил мой народ.
-Учитель: Акыны обладали образностью мысли, меткостью слова, находчивостью, поэтическим даром. Попробуйте и вы себя на этом поприще. Подберите к началу каждой фразы продолжение, прочтите всё изречение полностью. (Раздаём карточки, затем, проверяем, что получилось.)
- Учитель: Акын- мастер красноречия. Кроме того каждый акын владеет искусством игры на музыкальных инструментах.
-Ученик:В тиши, уединении лугов
Я слышу отзвук жизни дальней.
Звенит кобыз–наследие отцов,
Волнует кровь своим звучаньем.
Здесь мудрый страж Коркыт-ата
Слагал волнующие гимны
Про жизнь батыров, подвиги сынов
И воспевал полёт орлиный.
И лёгкий трепет струн Курмангазы
Доносит ветер вольных странствий
Аксак-кулана долгий бег, как миг звезды упавшей яркий.
И мчится конь, его не остановишь,
Развеял гриву яростным ветрам.
О, степь моя, каких ещё батыров
Подаришь ты грядущим временам?
-Учитель: Сегодня мы знакомимся с духовным наследием казахского народа, его музыкальными инструментами и кюями.Музыка сопровождала людей во всех сферах жизни. Она звучала в походах, на свадьбах, похоронах, перед советом старейшин. Из поколения в поколение передавались традиции игры на музыкальных инструментах. Песни и кюи, созданные казахским народом, живут и до сих пор.
Около 30 лет назад в Алматы был открыт музей казахских музыкальных инструмен-тов. Экспонаты для него собирались со всего Казахстана. При открытии музея их было
70, а теперь –более 500. Словно музыкальная шкатулка одна за другой открываются витрины перед посетителями музея. Можно взять любой инструмент и услышать его звучание. Сегодня мы остановимся на двух из них. Почти у каждого инструмента есть своя легенда о происхождении.
-Ученик рассказывает про мудрого старика.(Как пастух Али спас жизнь ханским людям и сделал новый инструмент-домбру.)
-Домбра занимает особое место в казахской культуре.Это самый любимый и распространённый инструмент. Музыканты, игравшие на домбре, пользовались большим уважением.Один из музыкантов-домбристов так говорил о своей судьбе:
«Я советами лучшими пренебрёг,
И бродягой шагнул за порог
В шапке филина да сдомброй.
Не вбогатстве- в искусстве искал я прок.»
-Учитель: Современные исследователи доказывают, что домбра имеет более чем2000-летнюю историю. В каждом регионе Казахстана есть мастера- умельцы, которые изготовляют самые лучшие инструменты. Живёт в с. Долонь Бескарагайского района БолатШамамбаев. Он известен далеко за пределами своего края своим мастерством в изготовлении домбры. Он подарил свой инструмент Бурасинской школе-саду. В разных областях Казахстана домбра имеет разную форму и оформле-ние. Домбра Восточного Казахстана имела широкий, укороченный гриф, что было связано с более медленным исполнением кюев. Домбра сопровождала казахский народ не только в стародавние времена, она и сейчас с нами. Дети обучаются игре на домбре в музыкальных школах. Летом 2010года в Китае (район Толы, где проживает 73% казахского населения),10 тысячами домбристов одновременно был исполнен кюй«Кенес». Факт исполнения зарегистрирован и внесён в книгу рекордов Гиннесса.
-Ученик: Из глубины веков к нам пришли музыкальные инструменты. В тюркских письменах 7-8 веков встречаются названия музыкальных инструментов, которые люди брали с собой на охоту, использовали в культовых обрядах. О музыке писал Аль Фараби. К древнейшим инструментам он относил домбру. Однако был инструмент более распространённый- это кобыз.Древние кобызы находят в ВКО и настоящее время. В Зевакинском кургане кимакского вождя среди 364 предметов найден и кобыз. Полвека в тайнике пещеры пролежал кобыз в окрестностях села Екатеринов-ка Уланского района ВКО. По народному преданию возникновение кобыза связано с именем Коркыта. (Рассказ ученика о Коркыте.) Историки, этнографы, писатели, журналисты, путешествуя по казахской земле, писали о необычном музыкальном инструменте: « Казахи для увеселения своего никаких вольных пений не имеют и духовых инструментов не имеют, кроме по их названию кобыса, который величиной со скрипку, имеет две струны из конских волос, играет смычком…» (Андреев, 1795 г.) В фондах областного историко- краеведческого музея города Усть-Каменогорска хранится кобыз, которому 200 лет (найден в с. Пролетарка). В Музее музыкальных инструментов г. Алматы хранится кобыз, которому около 180 лет. Он был найден в Курчумском районе нашей области.
-Заканчивая наш урок, хочется сказать, что язык музыки понятен всем. В музыке отражается душа, характер народа, его особые черты.
-Для закрепления проводим беседу по данной теме, сравниваем со значением музыки для казахского и других народов. Вспоминаем, какие народные инструменты есть у русского народа, у немцев и т.д.
-Дома: прочитать параграф, ответить на вопросы к нему. Нарисовать народные инструменты народов Казахстана ( по выбору учеников).