Несутулова Л.В.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сферы духовной культуры» в 8 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова.
(урок-исследование)
Цели урока:
Образовательные:
повторение и углубление знаний учащихся о сферах духовной культуры общества;
сформировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет наше общество;
дать учащимся представление о необходимости участия в культурной жизни общества;
воспитательные:
формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию;
воспитание патриотизма;
воспитание уважения к культуре как к сокровищнице результатов творческой деятельности всех живших на земле поколений;
способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.
развивающие:
развитие творческих способностей учащихся;
формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации;
дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников;
развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями
Задачи урока.
обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Сферы духовной культуры»;
выработка навыков работы с различными видами информации;
формирование коммуникативной культуры при работе в группе или команде
В нестандартной форме выявить уровень усвоения материала.
Оборудование.
компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
Используемые технологии: исследовательская деятельность, игровая.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Предварительная работа: распределение детей на группы.
Алгоритм работы группы над домашним заданием.
1.Повторение главы: «Сфера духовной культуры»
2. Определение темы и цели проекта. (Постановка проблемного вопроса.)
3.Планирование работы.
4. Исследовательская деятельность.
5.Результаты и выводы.
6. Представление работы на уроке. (конечный результат- презентация, плакат, ребус, коллаж , кроссворд и тд.)
7. Оценка результатов и процесса. (Рефлексия)
Ход урока.
1.Организационный момент. Класс делится на 5 групп.
Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
Эпиграф: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может». Ж. Дюамель, французский писатель. (обсуждение)
2.Работа по теме урока.
Каждой из 5 групп было представлено по одной теме для исследования и постановки проблемного вопроса на дом.
1гр. Сфера духовной жизни.
2гр. Мораль, долг и совесть.
3гр. Образование
4гр.Наука в современном обществе .
5гр. Кроссворд по теме «Сферы духовной культуры»
Выступление команд. (защита презентаций)
Физпауза.
Физкультминутки для старшеклассников
(по системе М.С. Норбекова)
Гимнастика для глаз
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
• Упражнение на аккомодацию.
• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.
Упражнения для шейного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Скольжение подбородком по грудине вниз.
• «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
• Наклоны головы вправо-влево.
• «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
• «Сова»: поворот головы вправо-влево.
• «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
• «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
• Круговые движения плечами вперёд и назад.
• «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
• Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево
Обобщение темы:
1.Работа со словарем.
Группа №1
Найдите слова из темы «Сферы духовной культуры» и объясните их значение.
патриотизм, разум, ценности духовной культуры, умозаключение, приоритетность образования, хобби ,суждение.
Группа №2
Найдите слова из темы «Сферы духовной культуры» и объясните их значение
патриотизм, разум, внешняя и внутренняя культура, умозаключение, религиозная вера, хобби ,суждение.
Группа №3
Найдите слова из темы «Сферы духовной культуры» и объясните их значение
патриотизм, разум, элементы системы образования, умозаключение, свобода совести, хобби ,суждение.
Группа №4
Найдите слова из темы «Сферы духовной культуры» и объясните их значение
патриотизм, разум, роль современной науки, умозаключение, моральный и общественный долг, хобби ,суждение.
Группа №5
Найдите слова из темы «Сферы духовной культуры» и объясните их значение
патриотизм, разум, мораль, умозаключение, наука, хобби ,суждение.
2. Вопросы для повторения:
А)Что включает в себя сфера духовной культуры?
Б) В чем заключается взаимосвязь науки и образования?
В)Какое значение имеет мораль в жизни человека и общества?
Г) В чем состоит роль религии в современном обществе?
Вывод. (делают дети)
Учитель. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы вот такими словами которые я сочинила для вас:
Идут века, сменяются эпохи.
Давно уж 21 век считает годы.
Мы не заметим даже в суматохе
Культуры новой вдохновения свободы.
Какое счастье быть частицей жизни,
Культурной, просветительской, красивой.
Творить добро, пускать благие мысли,
О люди. это же ведь в наших силах.
И что оставим мы своим потомкам,
Великое творенье иль разруху?
И что они увидят лишь обломки?
Или высокую, великую культуру.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе.