kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовная культура казахов, религия и обычай казахского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:      Духовная культура казахов, религия и обычай казахского народа.

Цель урока:   Сформировать целостное представление у учащихся знаний о  

                             развитии народного образования и литературы в Казахстане во

                             второй половине XIX века    

 Задачи урока:

Образовательная – способствовать освоению знаний об основных направлениях

                                       развития народного образования, системе просвещения и

                                       развития литературы

Развивающая -  способствовать развитию аналитического мышления,  навыков

                                 сравнения, сопоставления

Воспитательная – способствовать воспитанию патриотических чувств, интереса

                                       к образовательному процессу

Тип урока: Интегрированный (история Казахстана, казахская литература)

Технология: Развивающее обучение

Оборудование: Таблица, слайды, даты, портреты писателей, кластер.

План урока:

1.                 Система образования

2.                 Казахская литература

Ход урока:

I.                  Организационный моментю 1. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей

II.              Слово учителя: Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох.

III.          В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература, историко-летописные и правовые сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое творчество и народные увеселительные игры.

    Отметить, что тема урока «Народное образование и литература Казахстана во второй половине ХІХ века», но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте, ребята, определим с вами наши цели и задачи. Учащиеся дают свои версии, из которых выбираются самые лучшие и которые вместе с учителем корректируются и заносятся в тетради и записываются на доске.

    Приблизительные варианты:

1.                 Вспомнить развитие образования в первой половине XIX века.

2.                 Выявить причины изменений в развитии образования во второй половине XIX века, если они есть.

3.                 Изучить систему народного образования во второй половине XIX века, сравнивая с образованием в первой половине XIX века.

4.                 Выявить трудности и проблемы развития образования во второй половине XIX века.

5.                 Показать вклад казахских деятелей в развитие образования и литературы во второй половине XIX века.

IV.                  Опрос домашнего задания (по теме «Развитие просвещения в первой половине XIX века»).

   Тогда давайте для начала вспомним развитие образования в первой половине XIX века.

            Фронтальный опрос  (вопросы в слайдах)

  Вопросы по истории Казахстана:

1.                         В чем причина развития просвещения в первой половине XIX века?

2.                         Какого типа стали открывать в это время учебные заведения?

3.                         Какие были трудности, и какие существовали проблемы в развитии образования в первой половине XIX века?

4.                         Что можно выделить положительного во вмешательстве Российской империи в сферу образования в первой половине XIX века?

  Вопросы по казахской литературе:

1.              Каких казахских поэтов первой половины XIX века вы знаете?

2.              Какая тема была основной в их произведениях?

3.              Какие их произведения вам знакомы?

               Тест на узнавание.  История Казахстана.

   Учащимся на слайдовой доске предлагается цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Задача учащихся в каждой строке найти подходящую дату и дать ей соответствующее историческое значение.

А

0

1

2

5

1

8

3

6

4

1

7

5

2

8

9

Б

4

7

1

8

0

2

5

1

8

2

5

6

1

1

2

В

6

5

1

3

4

7

1

6

2

7

3

1

8

3

1

Г

4

2

5

7

6

2

7

1

8

1

1

8

5

0

6

Д

0

2

6

1

8

4

1

5

1

7

4

8

3

2

1

Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя слайд.

А) 1836г. – Открыт интернат для казахов в Усть-Каменогорске

Б) 1825г. – военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации

В) 1831г. – открытие училищ с русским языком обучения в Омской области, организовано одно из первых училищ в Семипалатинске

Г) 1850г. – открытие школ при Оренбургской комиссии, в которых для казахов велось преподавание на русском языке.

Д) 1841г. – В Ханской ставке в Букеевской Орде Жангир организовал школу на русском и татарском языках

V.                      Новая тема

  Как и на прошлом уроке, учащиеся работают над заполнением следующей таблицы:

Вопросы

Пер. пол. ХІХ века

Втор. пол. ХІХ века

1

Влияющие факторы на развитие образования

Присоединение Казахстана к России, «Уставы» 1822г., 1824г.

Реформы 1867-1868гг., общественный прогресс, общественное движение.

2

Система народного образования

Мектебы, медресе, школы с русским языком обучения, специальные учебные заведения

Начальные учебные заведения, средние учебные заведения, учебные заведения со специальной подготовкой.

3

Проблемы, трудности в развитии народного образования

Игнорирование потребностей населения в светском образовании на родном языке,  слабая материальная база

Слабая материальная база, нехватка профессиональных учителей

4

Положительные стороны в развитии народного образования

Обогащение культурного процесса, упрочение казахско-русских связей

Русско-казахские школы, небольшая плата за образование детей казахских шаруа

5

Казахская  литература

Махамбет Утемисов, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронулы

Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин

  Средний столбец учащиеся выполняли на предыдущем уроке, поэтому работа ведется над заполнением последнего столбца таблицы. Каждый вопрос учащиеся разбирают самостоятельно, используя текст учебника. Дается время ознакомиться с текстом учебника §27 на стр.186. Т.к. эта форма работы уже знакома ребятам и они способны сосредоточиться на необходимой информации, то и времени, соответственно, дается немного. После знакомства с текстом ребятам предлагается дать ответы на все вопросы. Учащиеся по очереди высказывают свои мнения, затем правильные ответы записываются каждым учащимся в соответствующие ячейки своей таблицы. Тем временем на доске появляется слайд с готовым текстом в ячейке. Заполненные ячейки показываются после ответов на каждый вопрос.

    Далее слово предоставляется учителю казахской литературы Бекмолдаевой А.Б.

  IV. Закрепление темы.

   В закреплении можно поработать над запоминанием дат, т.к. очень важно в историческом образовании. Учащимся показываются даты, события к которым они должны найти  в учебнике.

   Далее задание на логическое мышление –  найти ошибку.

Система просвещения

во второй половине XIX века

Ø    Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии, женские и мужские гимназии

Ø    Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии

Ø    Средне специальные учебные заведения: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы

Ø    Высшие учебные заведения: учительские институты, военные училища

Правильный вариант

Ø    Начальные учебные заведения: школы грамотности, прогимназии

Ø    Средние учебные заведения: реальные училища, учительские семинарии, учительские институты

Ø    Учебные заведения со специальной подготовкой: учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные школы

V. Итог урока. Рефлексия и оценки за урок.

VI. Домашнее задание. §27 прочитать, выучить все даты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура казахов, религия и обычай казахского народа. »

Развитие религии и религиозная жизнь в XIX веке.

По вероисповеданию население Казахстана XIX века можно разбить на две главные группы: мусульмане и христиане. Иудеи и буддисты составляют ничтожный процент. Мусульмане (казахи, татары, сарты, бухарцы) составляют абсолютное большинство, превышающее 80% населения, христиане менее 20%, иудеи в степных областях - 0,09%, буддисты (калмыки) - 0,04%. Из христиан - большинство православного вероисповеданий, другие христианские толки представлены небольшим числом: протестанты - 0,2, католики - 0,1%.

Казахи относятся к мусульманам суннитского толка, т. е. признают, кроме Корана, священные книги жизнеописания Мухаммеда. Несомненно, именно благодаря влиянию мусульманской религии казахам стали присущи большой порядок в одежде и устройстве жилища, чистота, более совершенные этические принципы. "Казахи в XIX веке придерживались всех формальных предписании ислама: обрезание мальчиков, у мужчин гладко выбритые головы, подстриженные и побритые усы и т. д.

Начиная с середины XIX века, в Казахстане заметно усиливается позиция ислама, все более оно заметно в общественной жизни, в судебной практике. Но это не значит, что была окончательно сломлена традиционная индифферентность казахов к религии, многое из того, что замечал Лёвшин в начале, XIX века, остается действенным. «Все они вообще имеют представление о Высочайшем существе, сотворившем мир, но одни поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение ислама с остатками древнего идолопоклонства». В казахском обществе достаточно крепко сохранялись представления о сверхъестественной силе шаманов - баксы. Баксы, одаренный волшебством и знанием, он выше других, он музыкант, прорицатель, врач. Он посредник между богами, людьми и аруахами.

Священным почитанием у казахов пользовались духи предков - аруахи Во всех трудных житейских ситуациях казахи обращались к ним, прося поддержки, для чего было принято приносить жертвоприношения. Сильные люди после смерти становились могущественными аруахами, их имена превращались в родовые ураны, у таких могил проводили самые серьезные мероприятия, например, клятвоприношения. Казахи верили, что аруах способен оказывать влияние на судьбу живых людей. В XIX веке наряду с Мекке, священным центром мусульман, особо почитаемым местом остается Туркестан, где находился мазар Ходжа Ахмеда Яссави. Казахское население было привязано к этому святому месту, поскольку в течение многих веков здесь хоронили самых известных и достойных людей - ханов, биев, тарханов, и мавзолей превратился в пантеон. Вплоть до середины XIX века из северных территорий казахи везли своих известных людей в священный город Туркестан.

Баксы не были единственными носителями традиционных верований казахов. К классу жречества относились профессиональные гадатели - жаурыншы, балшы, кумалакшы. К категории жрецов относились и жайшы, елты, джадугей, обладающие сверхъестественным и способностями. Поэтому по словам Ч. Валиханова, «казахи не знали Мухаммеда, верили в Аллаха и в то же время в онгонов, приносили жертвы на гробницах мусульманским угодникам, верили в шамана и уважали магометанских ходжей. Поклонялись огню, а шаманы призывали вместе с оногонами мусульманских ангелов и восхваляли Аллаха».

Как известно, с середины XYIH века царское правительство посылало в степь благонадежных татарских мулл, одновременно на них возлагалась шпионская миссия, так необходимая для дальнейшей колонизации края.

Вот почему Ч.Валиханов писал: «мусульманские законы никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов», т. е. округов. Но по мере увеличения численности мулл и усиленной пропаганды ислама в степи развивается мусульманский фанатизм/ Правительству пришлось отказаться от своей миссии, начинается всяческое преследование деятельности мулл и мечетей. С другой стороны, уже в поддержке духовных служителей не было и необходимости, территория Казахстана была уже полностью в составе империи.



Во второй половине XIX века влияние ислама охватывает все казахское население. Это было следствием не только упущении властей, здесь сыграли свою роль и другие обстоятельства - сильнейший кризис в экономике и социальной жизни, разрушение устоев жизни, миссионерство и тд. ,

Временное положение XVIII 67^68 гг. существенно ограничивало права, и привилегии мусульманского духовенства. Духовные дела казахов изымались из ведения Оренбургского муфтия и передавались областной администрации. Устанавливался жесткий контроль над строительством мечетей и медресе В каждой волости разрешалось иметь не более одного служителя Всевышнего. Утверждение и увольнение его, относилось к полномочиям военного губернатора.

Начались повальные репрессии, усиленная поддержка миссионерства, запрет на распространение книг на арабском шрифте закрытие школ при мечетях, запрет разъезжать по степи татарским, бухарским купцам и т. д. В ответ на политику христианизации обычное право казахов разрешает безнаказанно грабить имущество «шокуншы» - новокрещенного. Этот термин приобрел самое худшее значение в степи.

Преследование и гонение священнослужителей придали мусульманской вере, как и предупреждал Ч. Валиханов, еще больше энергии и жизненности. В защиту ислама вступили самые именитые люди степи: Абай Кунанбаев, Муса Чорманов, Салык Бабаджанов и др.

Усиление религиозного самосознания казахов в XIX невозможно объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских или среднеазиатских фанатиков, дело в основном в особенностях национального самосознания казахов. Этот самый важный фактор был упущен Ч.Ч.Валихановым при -его анализе развития религии, возможно в середине века они не выступали так ярко, как в последующих десятилетиях. Усиленная колонизация Казахстана, обнищание масс, упадок экономики и нравственности, Протест против колонизации и обезземеливания - вот корни популярности ислама.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.





























АТ ТЕРГЕУ

- обычай придумывания прозвища

Ат тергеу - обычай, который у казахов исполняется в основном женщинами, и, прежде всего снохами, выражая их почтительное отношение к аулу мужа, их воспитанность и вежливость в общении с окружающими.

Невестка никогда не называет родственников мужа по именам. Его братьям и сестрам она должна придумать прозвища. Поэтому келін (сноха) с первого дня своего пребывания в новом ауле находится под зорким взглядом родичей и испытывается по линии ат тергеу. Ее находчивость, умение сравнивать, юмор, уместность и безобидность шуток - все это критически оценивается, потому что придумывание имен и прозвищ, в точности соответствующих и отражающих характеры и особенности каждого, - способность, данная далеко не каждому, искусство своего рода.

Учтивые снохи даже названия вещей или понятий, связанных с именами свекра или других членов семьи, не употребляют, а заменяют косвенными словами, передающими смысл в другой форме. Так, если одного из родичей зовут Кәрібай, то снохи аула не применяют слово кәрі - (старый), а заменяют его другим. Например, вместо "старый человек" они говорят "человек преклонного возраста".

Для невестки является грехом называть по имени и тезок родственников мужа. Им она также придумывает прозвища. Переиначивают и название рода, к которому принадлежит аул.

Братьям своего мужа снохи обычно давали прозвища, проникнутые юмором. Так, коротышку называли сұңгақ бойлы - "длинным". Лентяя - пысық қайным, - "шустрым деверем", и т. д.

Традиция ат тергеу - признак взаимного уважения и почтения, существующего между снохой и родными мужа. Обходительная невестка даже супруга называет не иначе, как "отец наших детей", "хозяин дома".

Старших по возрасту не имеют права называть по имени не только снохи и остальные женщины, но и мужчины. К ним обращаются почтительно: Абеке, Каке, Ереке, Жаке и т. д., взяв за основу обращения начальные буквы имен.

АСАР - традиция совместного безвозмездного труда

Это одна из замечательных традиций в жизни казахского народа. Со всего аула собираются люди - от стариков до детей - и общими силами выполняют определенную работу, часто непосильную для отдельной семьи. Такой организованный на добровольных началах и коллективный труд и называется асаром.

Асар - отражение братства, единства земляков или сородичей, стремление безвозмездно помочь друг другу, поэтому его отличительная черта состоит в том, что все работают бесплатно, без расчета на вознаграждение. Единственные затраты, которые ложатся на хозяев дома, - это расходы на питание. Еда и напитки должны быть в изобилии, и, как говорится, работа разгорится. Если не удается закончить в первый день, то соберутся вторично. Не прийти на объявленный асар считалось неприличным. Таким образом, сообща, казахи нередко возводили дома или другие сооружения, строили жилье для молодоженов. Асар - добрая традиция, в прошлом широко распространенная в народе, а ныне нуждающаяся в поддержке и развитии.

БАТА - благословение

Бата сложилась как традиция. Благословение дают в виде песни, стихотворения или в художественно-прозаической форме, поэтому бата существует как литературный жанр. Остерегает человека от неблаговидных, безнравственных поступков, побуждает его к благородным, добрым деяниям. Предпринимая какое-либо дело, садясь за дастархан или собираясь в дальнюю поездку, каждый казах получает благословение аксакалов и без этого напутствия ничего не начинает. С распространением ислама эта традиция развилась еще шире. Со словами благословения выражают соболезнование близким и родственникам покойного, читают бата и при выносе тела. Оно считается долгом каждого перед Богом. В форме бата

высказываются добрые пожелания здоровья, долголетия, счастья и т.д.

БАУЫРЫНА БАСУ - обычай усыновления

Древний обычай казахов. К обычаю усыновления в основном прибегают только в том случае, если семья бездетна или появляющееся потомство не выживает. Усыновляют детей близких родственников, обычно старшего или младшего братьев, по предварительной договоренности обеих сторон.

Усыновление, передача и прием ребенка происходят в торжественной обстановке, при участии всех аксакалов аула и родственников. После выполнения обрядовых церемоний клятвенно скрепляют договор.

БӘСІРЕ - традиция казахов, связанная с воспитанием ребенка

Часто рождение ребенка совпадает с окотом домашних животных. В таких случаях жеребенка или верблюжонка бәсіре присваивают новорожденному и считают его собственностью ребенка. По поверью, будущее новорожденного тесно связано с его бәсіре. Поэтому на нем не ездят, его не режут и даже не продают. Наоборот, ухаживают так же внимательно, как за ребенком.

Повзрослев вместе со своим животным, дитя, являющееся владельцем бәсіре, чувствует себя уверенно и с малых лет приучается ценить и холить скот - основное богатство казахов.

АУЫЗ ТИЮ - "отведать угощение"

Древний обычай казахского народа. Кто бы ни пришел в дом, казах его не отпустит, пока гость не отведает угощения. Ауыз тию и означает "отведать, попробовать еду". В любое время, независимо от того, сидят ли в доме за трапезой или нет, казашки выставляют на дастархан угощение или просто хлеб и просят гостя отведать. "Завтрака не оставляй, а ужина не жди", - говорят казахи. По традиции, вошедший в дом во время завтрака обязательно должен сесть за стол и позавтракать вместе с хозяевами. В обратном случае прозвучит шутка: "муж бросит" - женщинам, "жена убежит" - мужчинам.

Отправляясь в поездку, в длительное путешествие, каждый перед отъездом должен отведать угощенье в доме. Провожая детей в армию, родители собирают на стол, т.е. замечательный обычай сохраняется и сегодня.

ӘМЕҢГЕРЛІК – левират

Овдовевшую женщину должен взять в жены один из братьев ее мужа. Эта традиция и называется әмеңгерлік.

В XIX в. П. Мановецкий, чиновник, служивший в Казахстане представителем Российской империи, по поручению властей изучал быт, обычаи и традиции местного населения. В своей книге "Сообщения о традициях казахов, заменяющих законы", он дает такое объяснение обычаю әмеңгерлік: "После смерти мужа вдова в трауре ходит в течение года. Однако по Шариату ей достаточно 100 "черных дней", чтобы отдать долг перед усопшим мужем. После истечения срока траура и когда женщина с себя снимает черное, встает вопрос об аменгерстве. Если у покойного мужа есть родные братья, то вдова должна выходить замуж за одного из них. А если она не согласна, то ее заставят против ее воли или дадут возможность выбирать мужа среди самых близких родственников мужа. Если она приметила кого-то вне родственников мужа, то такая женщина считается испорченной. Если она не подчинялась этому обычаю, убегала с другим, то он родственникам умершего мужа выплачивает выкуп в размере не менее 5 верблюдов. Если у вдовы нет детей от покойного мужа или нет таких родственников, которые могли бы ей заменить мужа, то она может уходить к своим родителям".

В жизни кочевого казахского народа этот обычай имел большое социальное значение. Самое главное - потомки покойного оставались в своем роду, не попадали в чужую среду и, живя среди родственников, не чувствовали себя сиротами, обездоленными. Кроме того, сохранялись и теплые отношения между сватами.

БАҚСЫ – шаман Бақсы - значительная фигура в жизни дореволюционного казахского народа. По определению Ч. Валиханова, бақсы - казахский шаман. Деятельность шамана основана на определенной вере и подчинена служению Богу. В дореволюционной жизни казахов шаман занимал прочное место. К его помощи прибегали, чтобы вылечить тяжелобольных, нередко баксы принимал трудные роды и спасал рожениц.

Лечение шамана резко отличается от процедур других категорий лекарей. Основным способом воздействия на больных является принцип устрашения. Бақсы, во время лечебной процедуры наводивший страх причудливыми движениями, причитаниями и песнями, производил впечатление божественного человека, поведением которого управляют потусторонние силы. С посохом в руке, на который подвешивались колокольчики, при движении издающие массу музыкальных звуков, шаман осуществлял лечебный ритуал под ритмическое песнопение и звуки бубнов. Он общался с Всевышним в небесах и призывал на помощь духов предков. Плеть, которую он всегда имел при себе и которой огревал больных, должна была изгонять болезни из тела и души страдающих. Часто бақсы в ходе священнодействия доходил до истерики, закрывал глаза и падал замертво. И хотя сам способ лечения воспринимался как далеко не из приятных, нередко достигался положительный лечебный эффект и выздоровление больного. Объясняется это, видимо, не воздействием потусторонних таинственных сил, а тем глубоким и безотчетным доверием, которое люди питали к бақсы



































Культура Казахстана во второй половине XIX века

Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии сюда стали приезжать ученые, путешественники. Еще в XVIII веке, в 1769 году одну из первых экспедиций в край возглавлял П. С. Паллас. Результатом ее стал труд "Путешествие по разным провинциям Российской империи" (1773 год). В 1772 году Н. Рынков опубликовал "Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в Киргиз-кайсацкие степи в 1771 году". Крупным этапом изучения Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книг А. И. Левшина "Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей". Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В. И. Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при Оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году во время сбора материала о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин.

Семенов-Тянь-Шанский (1827-19Н годы), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование "Россия. Полное географическое описание отечества". Два тома из них : "Киргизский край" и "Туркестанский край", посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Также изучали географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые Н. А. Северцев, И. В. Мушкетов. Большой вклад в изучение края внес востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837-1918 годы). Он изучал обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Семиречье. Его публикации "Образцы народной литературы тюркских племен" содержат казахские сказки, эпические произведения, лирику. Также известный ученый-востоковед, археолог, лингвист, академик В. В. Вельяминов-Зернов (1830-1904 годы) в книгах "Исследование о касимовских царях и царевичах", "Исторические сведения о киргиз-кайсаках" освятил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали А. И. Добромыслов, Н. Н. Аристов, М. Красовский и другие. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали "обзоры" областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии. В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов. В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: "Дневник поездки на Иссык-куль", "Записки о киргизах". Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса "Манас", а по результатам поездки в Кульджу - "Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа". В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства. Результатом этой поездки стал капитальный труд "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)"; 1856-1861 годы - это время пребывания его в Петербурге. Он работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедом В. В. Григорьевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, В. П. Васильевым, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым продолжалась еще с Семипалатинска; он общался с поэтами А. М. Майковым, Я. П. Полонским. Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч. Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: "Аблай", "Киргизское родословие", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи", "Записки о судебной реформе", "О мусульманстве в степи", "Следы шаманства у киргизов", "О кочевьях киргиз" и другие. Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан. Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор. Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни. В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку", опубликованы отрывки из казахского эпоса "Кобланды-батыр", "Жанибек-батыр", материалы по истории "Кыпчак Сейткул", "Байулы" и другие. По этнографии в "Записках" Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи "Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства", "Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства". Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.



Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 году он написал стихотворение "Лето" и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют "лицом казахского народа". Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении "Гаклия", где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа. В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты "Акмолинские областные ведомости", "Киргизская газета", "Оренбургский листок" и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты "Туркестан уалаяты" на казахском и узбекском языках.

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов. В изучаемое время появилось много произведений выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т. Г. Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку: "Казах на лошади", "Казахские дети - байгуши", "Казахское стойбище на Кос-Арале" и другие. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце 60-х, начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую Туркестанскую серию "В горах Алатау", "Мечеть Хазрета Ясави" и другие. Развивалось декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, других изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, превращая их в произведения искусства. Таким образом, социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено окончательным превращением края в колонию Российской империи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовная культура казахов, религия и обычай казахского народа.

Автор: Айтжанова Самал Сагындыковна

Дата: 01.09.2015

Номер свидетельства: 228142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  «ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА» "
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-traditsii-i-obriady-kazakhskogo-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "130054"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415811424"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 550-летию Казахского ханства "По страницам нашей истории" "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-posviashchiennogho-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva-po-stranitsam-nashiei-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "203326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429458638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Классный час ко дню духовного согласия "Мы за толерантность" "
    ["seo_title"] => string(64) "klassnyi-chas-ko-dniu-dukhovnogho-soghlasiia-my-za-tolierantnost"
    ["file_id"] => string(6) "124465"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414696265"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства