kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Деятельность НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение» г. Урай по формированию духовной культуры в современной семье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 «Деятельность НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение» г. Урай по формированию духовной культуры в современной семье»

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.  Современный период в российской истории - время смены ценностных ориентиров. Произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, к воспитательному процессу.  В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Свой доклад я хочу посвятить одному из самых важных и трудных, на мой взгляд, вопросов современного общества. Это религиозное воспитание детей в современной семье.

Религиозное воспитание в семье может проявиться в полной мере лишь тогда, когда оно начинает прививаться с детства. Новые поколения могут стать проводниками и творцами новой религиозной эпохи лишь в том случае, если они уже в семейной атмосфере будут жить религиозной жизнью.

Религиозное оскудение, в наше время, глубочайшим образом было связано с разложением и упадком семейной жизни, с тем духовным гниением, которое проникло в семью и отравило ее. Можно установить и обратный факт: упадок семейной жизни и все растущее число разводов связано с религиозным оскудением в современном обществе.

 "Великая тайна" семьи, заключающей в себе через таинство брака – это малая Церковь, но эта тайна раскрывается в семье не сразу, не по решению или по желанию супругов, а как живой итог духовной жизни семьи как целого. Источник духовных сил семьи перестает действовать часто вовсе не потому, что он иссяк, но потому, что мы не хотим пользоваться им, сводим реальность брака к его внешней бытовой стороне. Отказываясь от духовной силы, в браке, мы саму семью обедняем и ослабляем.

Современная семья всюду переживает глубокий кризис, и он очень глубок, в духовном становлении.  Социальные и технические перемены сами по себе не разрушают семью как духовное единство - они только затрудняют реализацию этого духовного единства.

Ныне семье трудней сохранить и осуществить свою целостность, но она способна возродиться из внутреннего зова сердца – а это есть голос Божий в человеке.  Наступает новая эпоха в истории семьи - сохранить семью духовно. Это осуществимо в новых условиях лишь в том случае, если сама семья уцелеет как духовное единство.

Единственный прямой путь к возрождению - возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции "Добротолюбия" и "Домостроя", повышать в общественном сознании ценность семьи как малой Церкви и Церкви как большой семьи.

Просмотр содержимого документа
««Деятельность НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение» г. Урай по формированию духовной культуры в современной семье» »

«Деятельность НОЧУ ДОД «Центр «Духовное просвещение» г. Урай по формированию духовной культуры в современной семье»


В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Современный период в российской истории - время смены ценностных ориентиров. Произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, к воспитательному процессу. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Свой доклад я хочу посвятить одному из самых важных и трудных, на мой взгляд, вопросов современного общества. Это религиозное воспитание детей в современной семье.

Религиозное воспитание в семье может проявиться в полной мере лишь тогда, когда оно начинает прививаться с детства. Новые поколения могут стать проводниками и творцами новой религиозной эпохи лишь в том случае, если они уже в семейной атмосфере будут жить религиозной жизнью.

Религиозное оскудение, в наше время, глубочайшим образом было связано с разложением и упадком семейной жизни, с тем духовным гниением, которое проникло в семью и отравило ее. Можно установить и обратный факт: упадок семейной жизни и все растущее число разводов связано с религиозным оскудением в современном обществе.

Главное изменение произошло в изменяющемся положении женщины и в превращении семьи из трудовой единицы в единицу потребительскую. Христианизация семьи подвергается в нашем веке серьезнейшему испытанию.

В современной семье мать является ее связующей силой. Мать связана с детьми глубже, чем одной лишь бытовой нитью имеется ее духовное единство. В христианстве раскрывается и осмысливается эта духовная сторона семьи, открывается вечность связи членов семьи.

Сколько среди нас есть семей, внешне еще не утративших своей целостности и даже глубоко чувствующих ее, но уже растерявших в себе духовную близость и единство! Семья уже почти не является духовным организмом - это скорее бытовая и социально-психическая организация, а не духовный организм.

Духовный аромат, семьи, ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу. Но это не есть роковой и неустранимый факт: христианская семья возможна и в наше время в тех изменившихся условиях. Невзирая на враждебные силы, на ослабление бытовых связей проявит свою духовную целостность и отстоит ее.

Основной факт всей нашей духовной жизни есть искание Бога, томление о Нем. Душа наша никогда не может до конца насытиться тем, что дает ей текущая жизнь, она ищет того, что выходит за пределы жизни, что связано с Вечностью. Это определяет динамику всей нашей духовной жизни.

В детской религиозности особенно поразительна простота и естественность, с какой душа обращается к Богу: дети по природе своей ближе к Богу, они непосредственнее и прямее чувствуют Его, чем взрослые.

Религиозная сфера постепенно выделяется из общей духовной жизни; и это отделение имеет три разных грани.

Первая грань охватывает все то, что можно назвать сознанием Бога, - это совокупность интуиции, чувств, образов, мыслей, итогов религиозного опыта.

Вторая грань включает в себя всю полноту выражений религиозных чувств, движений, мыслей - сюда относится молитва, участие в богослужении, разнообразная религиозная активность. Все это образует сферу "благочестия", формирует внутренние и внешние навыки в религиозной жизни, облекается в "обряды", реализует духовные порывы.

Но есть еще третья сторона в религиозной жизни - это развитие и формирование духовной жизни в нас. Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает всю нашу жизнь. В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине нашей формируется "внутренний человек". Рождение внутреннего человека таинственно, неисследимо, но оно должно когда-нибудь прийти, если мы не утопим себя во внешней жизни.

В живом процессе религиозного развития они слиты и связаны между собой. Укрепление и раскрытие духовной жизни невозможно без развития сознания о Боге. НО главное здесь должно быть отдано духовной жизни, придерживаясь осторожности, чтобы религиозное сознание не выродилось в бесплодную, холодную работу чистого интеллекта, а молитва, крестное знамение, посещение богослужения могут стать чисто внешними и формальными.

По православному календарю в год имеется 12 значимых событий, связанных с земной жизнью Спасителя и Богородицы. И это великое поле деятельности для духовного единения семьи, которое происходит в стенах храма при духовном окормлении священнослужителя и в Воскресной школе.

К праздникам Рождества Христова и Пасхи дети готовят праздничные спектакли. Традиционно мы встречаем Масленичную неделю с семейными пирогами и блинами, и завершаем ее чином прощения в храме. В день святых жен-мироносиц, это второе воскресенье после Пасхи, мы поздравляем наших мам и бабушек, посещаем первых христианок, стоявших у истоков возрождения духовности в нашем городе. Еще один праздник, любимый многими, - День славянской письменности и культуры, который объединяет весь славянский мир.

Не смотря на насыщенность мероприятий, дети и родители не оторваны от литургической жизни. Начинается и заканчивается учебный год детской Литургией, на которой родители не только прихожане, но и помощники своим чадам. Совместное посещение детьми и родителями богослужений, крестных ходов, паломнических мест в каникулярное время благотворно влияет на сплоченность семьи.

Ведь общая задача образовательного учреждения - Церкви и родителей в том, чтобы призвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Этой задаче должны быть подчинены все.

Семья не одна имеет влияние на детей: рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальный мир ребенка, откуда исходят различные притяжения, влияния, которым бессознательно отдается дитя. Отделить дитя от этого - близкого и далекого - невозможно и не нужно, но можно воспитывать дитя в свободе, т. е. укреплять в нем духовные силы, при которых он не будет подавлен окружающей средой, помогать ему в его детских исканиях, быть источником и резервуаром сил, необходимых ему.

Вот здесь ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Русский учитель – это, прежде всего, носитель отечественных образовательных традиций, традиций просвещения Святой Руси.

В этой ситуации истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает воспитанникам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель должен и может убедить детей в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Именно он должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества.

Но здесь возникает вопрос: а в какой системе координат живет сам учитель? Вопрос не простой, ведь именно личность учителя является определяющим фактором в духовно – нравственном становлении школьника. Духовности без Бога нет, и не надо бояться переступить порог храма, познакомиться с житием святого, или притчу о блудном сыне приведенную нам в пример в первом веке, переместить ее в 21век. Если сделать еще одну «поправочку», то надо помнить, что вы обязательно встретите «бабушку миссионерку» которая вам скажет что то не так, но и этому надо отдать должное, именно беленькие их платочки и седена сохранили веру и культуру во время безбожия, а наше время пришло.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка. Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины.

При подготовке к конференции нами было проведено небольшое исследование. Мы провели анкетирование среди учащихся и родителей. Для того чтобы мы могли проанализировать взаимоотношения в семье, метод семейного воспитания, учащимся было предложено ответить на вопросы по теме «Моя семья». По результатам опросника социализации для подростков изучается степень значимости в семейном воспитании.

Прежде чем представить анализ анкет, которых поступило лишь 25% от общего количества семей, я хочу остановиться на тех вопросах, которые были заданы родителям:

- нам было интересно мнение родителей о том, кого они считают ответственными за воспитание детей – семью или школу, и кто занимается воспитанием ребенка в их семье;

- как часто посещают они родительские собрания, чего ожидают от них, что разочаровывает, что они предлагают для оптимизации взаимоотношений;

- были вопросы, помогающие понять, хорошо ли родители знают своих детей, их способности, интересуются ли их внутренним миром, их социальной и творческой направленностью, видят ли их реальные перспективы?

Проанализировав анкеты, можем сделать некоторые выводы:

1. Подавляющее число родителей считают, что главенствующая роль в воспитании детей все-таки принадлежит семье, школа является реальным помощником, соратником и другом, причем роль школы существенна. Присутствуют единичные мнения, что школа вовсе не занимается воспитанием и оказывает на ребенка отрицательное воздействие, которое проявляется в неуважении к родителям, девиантном поведении и потребительстве.

2. Выявлено, что руководящая роль в воспитании детей в семье в основном принадлежит матери – 56%; роль отца ниже – она составляет всего 10%; воспитание осуществляется гармонично, с равной долей обоих родителей в 25% семей; в 1% семей руководящая роль отдана церкви (причем, мы не знаем, какого направления эти религиозные организации); в отдельных случаях воспитание осуществляется бабушками, братьями, другими родственниками или опекунами – 8%. Еще раз оговорюсь, что обработаны всего 25% анкет от общего числа семей.

3. Наши родители в вопросе «регулярно ли они посещают родительские собрания?», распределились следующим образом – 81 и 19%. Основная причина непосещений – производственная занятость. Как видим, 2,2% родителей считают собрания неинтересными и однообразными.

4. На вопрос, что бы они хотели обсудить с педагогами на родительских собраниях, мы получили большое количество разнообразных ответов, которые позволяют судить о степени заинтересованности родителей в вопросах развития детей:

· как правильно воспитать ребенка

· как правильно вести себя с ребенком во время возрастных кризисов (переходный возраст)

· отношение к проблемам общества

· что важнее ругать или хвалить

· занимательные задачи и упражнения для занятий с ребенком дома

· как воспитать гражданина и патриота

· повышение качества обучения детей через обучение родителей

· как уберечь ребенка от наркотиков, алкоголя и никотина

Эти ответы родителей можно взять за основу при проектировании системы родительских собраний на целую пятилетку.

5. В вопросах об условиях для успешной самореализации детей в учебной деятельности родители придерживаются классических вариантов ответов, но встречаются и не совсем адекватные, заставляющие пристальнее взглянуть на ситуацию в семье и при необходимости помочь ребенку.

6. Родители предлагали мероприятия, которые могли бы заинтересовать учащихся, демонстрируя тем самым тонкое знание интересов своего ребенка, его направленности, перспектив развития:

· интеллектуальные конкурсы, игры

· экскурсии, поездки за город, походы в театр, цирк, кино

· день именинника

· совместные празднования: учитель – ученики - родители

· литературные вечера

· выступления детей

· посещение спортивных мероприятий

· тематические классные часы

· беседы об отношениях между сверстниками, между детьми и родителями

В целом, можно сделать следующие выводы по результатам анализа анкет:

1. Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе – развиваем детей, обучая и воспитывая.

2. Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей, но 40% опрошенных родителей не заинтересованы в духовном воспитании своих детей.

Посещение Воскресной школы сводится не к приобщению к Богу и жизни в вере, а к расширению детского кругозора.

3. Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.

4. Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах учреждения, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.

Также выявили уровни взаимоотношений в семье: благополучный, менее благополучный, удовлетворительный, неблагополучный. Были опрошены 40 детей из разных классов. Из них у 20 учеников – благополучный уровень, у 19 учащихся – менее благополучный, у 1 ученика – удовлетворительный. “Зачем клад, когда в семье лад” - говорят в народе. И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.

Семья дает благоприятные условия для взаимного понимания, но взаимное понимание внутри семьи часто очень тормозится. Мы просто не замечаем, что нигде так нелегко понимать друг друга, как в семье, и нигде не встречается так часто упорное, почти неисправимое непонимание друг друга, как именно в семье. Сваливать на тупость детей наше неумение, а порой и нежелание присмотреться к своеобразию ребенка не приходится.


"Великая тайна" семьи, заключающей в себе через таинство брака – это малая Церковь, но эта тайна раскрывается в семье не сразу, не по решению или по желанию супругов, а как живой итог духовной жизни семьи как целого. Источник духовных сил семьи перестает действовать часто вовсе не потому, что он иссяк, но потому, что мы не хотим пользоваться им, сводим реальность брака к его внешней бытовой стороне. Отказываясь от духовной силы, в браке, мы саму семью обедняем и ослабляем.

Современная семья всюду переживает глубокий кризис, и он очень глубок, в духовном становлении. Социальные и технические перемены сами по себе не разрушают семью как духовное единство - они только затрудняют реализацию этого духовного единства.

Ныне семье трудней сохранить и осуществить свою целостность, но она способна возродиться из внутреннего зова сердца – а это есть голос Божий в человеке. Наступает новая эпоха в истории семьи - сохранить семью духовно. Это осуществимо в новых условиях лишь в том случае, если сама семья уцелеет как духовное единство.

Единственный прямой путь к возрождению - возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции "Добротолюбия" и "Домостроя", повышать в общественном сознании ценность семьи как малой Церкви и Церкви как большой семьи.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Юрцун Светлана Васильевна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167152

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства