Урок в 8 классе по обществознанию
Тема: Сфера духовной культуры
Учитель: Бондарь Мария Павловна
Класс: 8
Тип урока: урок обобщения и систематизации по теме: «Сфера духовной культуры»
Учебник: Обществознание. 8 класс, авторы – Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др., М.: Просвещение, 2011год.
Раздел учебника: Глава 2 «Сфера духовной культуры».
Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.
Использование информационно- коммуникативных технологий: показ слайдов из презентации.
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать изученный материал главы «Сфера духовной культуры».
Задачи урока:
1. Закрепить осмысление понятий темы
2. Актуализировать полученные знания, умения и навыки в процессе работы над заданиями различной сложности
3. Развивать способности учащихся формирования умений и навыков по аргументации собственной точки зрения.
В материалах подробно рассматриваются задачи каждого этапа урока, методы обучения, применяемые учителем, ожидаемые результаты занятия посвящённого обобщению темы: «Сфера духовной культуры». Обобщение предполагает демонстрации учениками знаний, умений и навыков, полученных ими на предыдущих уроках. Задания, предлагаемые ученикам должны помочь прочному и глубокому усвоению темы курса обществознания, а так же формированию умений выполнять задачи различных типов, в процессе итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Каждый этап урока раскрывает различные потенциальные возможности учеников. Они призваны решить как простых заданий с выбором ответа, так и сложные в которых требуется применения знаний обществоведческого курса, своего социального опыта, логики рассуждений, и аргументированного доказательства своей точке зрения. На последнем этапе урока, анализируя знания, ребята делают выводы по заданной теме и закрепляют осмысленные понятия в тестовых заданиях.
Этапы урока:
Организационный момент
Задачи этапа
1)Психологически подготовить учащихся к обобщению на уроке.
2)Обеспечить спокойную, доверительную обстановку для работы на учебном занятии.
Постановка проблемы урока, актуализация и планирование действий по решению проблемы урока
Задачи этапа
1)Настроить учащихся на мотивированную работу.
2)Нацелить ребят на активное применение полученных ранее знаний и умений в процессе решения задач теоретического и практического характера по узловым вопросам темы.
3)Актуализировать личный социальный опыт учеников.
Основной этап урока:
- Работа с фрагментом текста
Задачи этапа
1)Выявить главную мысль фрагмента и озаглавить текст.
2)Извлечь требуемую информацию из текста.
3)Осмыслить, проанализировать текст, показать умения интерпретировать в формулировке своего ответа.
4)Показать умения, самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, аргументируя свою точку зрения, а так же применять в ответе свой социальный опыт.
- Работа над заданием на соотнесение понятий
Задачи этапа
1)Проверить знания учащихся по следующим понятиям - духовная и материальная культура.
2)Закрепить умения выделять понятия духовная и материальная культура и соотносить элементы этих понятий друг с другом.
- Работа в группах с заданием на логику самостоятельного выстраивания элементов в схему и выявления, пропущенного элемента этой схемы
Задачи этапа
1)Содействовать осмыслнию и углублению основных понятий главы.
2)Развивать умения и навыки работы в группе.
3)Закрепить знания и понимание изученного материала.
- Работа в группах с проблемными задачами
Задачи этапа
1)Способствовать формированию умений и навыков по аргументации учениками собственной точки зрения.
2)Углубить умение извлекать информацию из предложенного источника для решения поставленной проблемы.
3)Развивать умения применять теоретические знания в решении практических задач.
- Рефлексия
Задачи этапа
1)Закрепить знания и умения, полученные в течение урока.
2)Способствовать психологическому удовлетворению учеников результатами урока.
- Подведение итогов занятия
Задачи этапа
1)Содействовать целостному усвоению изученного материала.
2)Дать качественную оценку работы класса, групп и отдельных учащихся.
Методы обучения, применяемые на уроке
Определены целями урока и его задачами, возрастными особенностями школьников, уровнем подготовленности учащихся по данной теме, спецификой содержания изучаемого материала, необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, а так же совершенствованием знаний, умений и навыков изученного материала и формой итоговой аттестацией школьников к которой они должны быть подготовлены.
1.Проблемно – поисковый метод обучения.
2.Наглядный метод обучения.
3.Метод самостоятельной работы.
4.Групповой метод обучения.
5.Метод работы с текстом.
6.Дифференцированный метод обучения.
7.Репродуктивный.
Активные формы обучения
1)решение проблемных задач
2)работа в группах
3)игровые моменты
Результаты урока
1)закрепление понятий главы
2)совершенствование умений анализировать и интерпретировать незнакомый текст
3)активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них осознанного понимания изучения обществоведческих понятий и применения их в решении познавательных задач
4)формирование у учащихся умений цивилизованно вести дискуссию
5)развитие у школьников умений аргументировано отстаивать свою точку зрения
6)расширение навыков работы в группе
Оборудование
- учебник «Обществознание». 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова и Н.И. Городецкой М.: «Просвещение» 2011 г
- мультимедийный проектор
- презентация по теме урока
- материалы для работы в группах
Основные понятия
- сфера духовной культуры
- материальная культура
- духовная культура
- мораль
- нормы морали
- категории морали
- образование
- наука
- религия
На уроке предусмотрена работа, как в группах, так и индивидуальная. Перед началом урока учитель раскладывает раздаточный материал, сложенный в папки.
- текст с вопросами к нему (фрагмент книги Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей».- М.:1977. с 158-160)
- карточки с понятиями для составления схем
- карточки с задачами
- тестовые задания для рефлексии
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Постановка проблемы урока.
Учитель. На сегодняшнем уроке мы систематизируем наши знания по пройденной теме. Сфера духовной культуры удивительно многообразна и имеет огромное значение для любого человека, для его формирования как личности и складывания его мировоззренческой позиции. Наша работа в группах должна показать как уже полученные знания и умения вы можете применить на практике, решая различные задачи в процессе урока.
3.Первый этап, работа с источником.
На первом этапе урока мы работаем индивидуально с фрагментом книги Сент-Экзюпери «Планета людей» в котором подняты многие проблемы духовной сферы. Вам необходимо прочитать текст проанализировать его и озаглавить. Затем ответить на три вопроса по существу текста, используя умения интерпретировать его и делать выводы опираясь на знания и свой социальный опыт.
2 вопрос: «Современный человек отличается от первобытного наличием духовного или культурного наследства, где культурное наследие рассматривается как часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое»
3 вопрос: «Часть себя человек оставляет в своих детях, в результатах своих дел»
4 вопрос: « Человек должен оставить после себя то, что принесёт пользу»
4. Второй этап урока. Работа с понятиями и определениями
Учитель. Духовная культура пронизывает всё существование человека от рождения до физической смерти, но понятие культура более широкое. Под культурой мы понимаем не только духовную, но и материальную сущность. И во втором этапе нашего урока вы продемонстрируете своё понимание этих компонентов культуры. Возьмите лист бумаги разделите его на две колонки. Первая колонка духовная культура, вторая материальная культура. У каждой группы на столе есть перечень понятий или продуктов культуры человеческого общества, вам необходимо их расставить по колонкам, во всём перечне понятий есть такие которые можно отнести как к одной, так и к другой колонке, расставьте их и объяснить свой выбор.
православный храм; философский диспут; мужской галстук; стихотворение; гоночный автомобиль; книга; плеер; документальный фильм; духи; диссертация; музыкальный центр «Караоке»; ожерелье; жилой дом; военный парад; герб города; компьютерная программа; роликовые коньки; чучело волк;, дневник писателя; солдатский медальон.
Результат Вашей аналитической работы:
4.Третий этап урока. Работа с понятиями и определениями по составлению схем
(слайды №№ 12-15
Учитель. Третий этап урока посвящён отдельным элементам духовной культуры. У каждой группы есть ряд понятий и определений из которых вам необходимо составить логическую схему связанную с отдельным компонентом духовной культуры, но у каждой группы не хватает одного элемента для логического завершения вашей схемы, его нужно вспомнить и внести в схему, объяснив свой выбор.
6. Четвертый этап урока. Задания - задачи с развернутым ответом (слайды №№17-20
7. Пятый этап урока. Рефлексия.
Для того чтобы закрепить знания и умения, систематизированные на уроке выполним тестовые задания .Тестирование лежит у вас на партах в индивидуальных папках.
Вам необходимо решить тесты индивидуально
Домашнее задание. Приготовить сообщения на тему: великие Художники, писатели и исполнители России.