I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Слайд 1 – Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад. Слайд 2 – Давайте ознакомимся с документами, которые помогут понять людей, живших в ту далёкую эпоху. Документы на с. 95. Т.к. документы достаточно большие по содержанию, лучше разделить детей на две группы. Например: мальчики и девочки или по вариантам. – Какое противоречие между первым и вторым документами? 1 2 4 2 3 | Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказалось непрочным. Дети знакомятся с документами. Отвечают на вопрос к ним. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
IV. Планирование деятельности. | Слайд 5 – Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 2 3 2 Слайд 6 – Чтобы нам было легче работать, по ходу урока мы будем записывать наши выводы в таблицу. | Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и найти в ней либо христианские, либо языческие черты. Желательно таблицу слайда перенести в рабочую тетрадь. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Слово и перо Слайд 7 (РТ, с. 30, задание 1) – Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала? – После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде. 1 2 3 4 1 2 3 Слайд 8 – Крещение Русь приняла от Византии, но есть ли связь между культурой Византии и литературой Древней Руси? 1 2 4 2 3 4 2. Дом веры и искусства Слайд 9 (РТ, с. 30, группа 2, задание 1) – Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим… – Мы продолжаем разговор об архитектуре. Пожалуйста, выполните задание слайда. Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху. 1 2 4 2 3 4 Слайд 10 (РТ, с. 30, группа 2, задание 2) – Сравните византийскую и Древнерусскую архитектуру, найдите сходство и отличия. – Какой ответ на вопрос урока можно дать? 1 2 3 4 2 4 Слайд 11 Скрытый. Работа со слайдом на усмотрение учителя. На слайде подробно показано устройство крестово-купольного храма. 3. Язык образов и знаков Слайд 12 (РТ, с. 31, группа 3, задание 1) – Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда. 1 2 4 2 3 4 Слайд 13 (РТ, с. 32, группа 3, задание 2) – И вновь вы должны сравнить византийскую и древнерусскую живопись, используя подсказки учебника и иллюстрации слайда. 2 4 2 3 4 | Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок. Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи. Может быть указано, что есть схожие жанры литературы, такие как жития, летописи… Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий. Должны быть названы черты сходства и отличия, указано, что русские мастера учились у византийских, но научились применять свой материал и приспособили проекты к местным природным условиям. Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид. |