О?ыту/образовательная : познакомить с декабрьскими событиями.
Дамыту/развивающая: развивать умение анализировать ситуацию, выражать собственное мнение, способность рассуждать, развивать потребность в работе с дополнительным материалом, воспитывать казахстанский патриотизм, гражданскую ответственность, интерес к отечественной истории.
Т?рбиелік/воспитательная: воспитывать казахстанский патриотизм, гражданскую ответственность, интерес к отечественной истории.
Саба? барысы/Ход урока:
I Оргмомент.
II Работа над новым материалом.
1 Вступительная беседа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декабрьские события 1986 года.»
Тақырып/Тема: Декабрьские события 1986 года.
Мақсат/Цель:
Оқыту/образовательная : познакомить с декабрьскими событиями.
Дамыту/развивающая: развивать умение анализировать ситуацию, выражать собственное мнение, способность рассуждать, развивать потребность в работе с дополнительным материалом, воспитывать казахстанский патриотизм, гражданскую ответственность, интерес к отечественной истории.
Тәрбиелік/воспитательная: воспитывать казахстанский патриотизм, гражданскую ответственность, интерес к отечественной истории.
Сабақ барысы/Ход урока:
I Оргмомент.
II Работа над новым материалом.
1 Вступительная беседа.
На прошлом уроке мы познакомились с событиями 1986года. Сегодня постараемся
глубже заглянуть в центр тех событий и узнаем о людях, которые участвовали в них. Эпиграфом нашего урока возьмем слова нашего президента Н.А.Назарбаева. « События декабря 1986года показали рост национального самосознания казахской молодежи».( слайд)
Мы вернемся в те далекие годы насильственной коллективизации: конфискация имущества, скота подорвали народное хозяйство. Перед коллективизацией в республике было 40,5 млн голов скота, а в 1933г эта цифра составила 4,5 млн голов скота. В годы голода 1930-1932гг в Казахстане проживало 6,2 млн людей, погибли 2,1 млн, 1млн 750 тыс покинули Казахстан. Все это вызвало массовые возмущения, вылившиеся в крестьянские восстания.Эти годы были трагическими для казахского народа, людям были навешаны ярлыки « враг народа», репрессировано свыше 22 тыс людей. В 40 годы и послевоенное время коммунистическая партия продолжала проводить политику, направленную на укрепление тоталитарного режима.Вашему вниманию предлагаю.
2 Интеллектуальная разминка.( найти ошибку)
1В 1940-1941гг в Павлодаре возникла организация « Жас Тулпар»
г. Уральск « Союз защиты казахского народа» ( слайд)
- Что можете сказать об этом Союзе?
2 Студентами Вузов во многих городах России и столице КССР была создана организация « Тай шубар» 1966г г Москва М. Ауэзов.
« Жас тулпар» 1963г г. Москва.( слайд)
« Жас казах»- Караганда, « Тай шубар» Семипалатинск.
Что вы можете сказать о организации « Жас тулпар»? (ответы учащихся)
3 Весной 1977г было принято решение о создании Немецкой автономии, центром которого определен город Степногорск.
1979г Ерейментау.( слайд)
Ответы учащихся о событиях.
Что объединяет все эти события?
Вывод учителя .Все эти события направлены на борьбу за независимость, на защиту казахского народа. Наша страна находилась в составе СССР. Она не могла решать никакие вопросы самостоятельно. Она была лишена самостоятельности, независимости, свободы. Все указания шли из центра, коммунистическая партия контролировала всю деятельность казахского народа. Давайте вспомним первых секретарей Казахстана за период 1946-1964гг ( ответы учащихся) слайд.За 20 лет Коммунистическая партия поменяла 6 первых секретарей Казахстана.
-Как вы думаете почему?
Вывод:Центр не устраивали кандидатуры, он принимал решения. Коммунистическая партия была единственным обладателем политической власти. Наша Республика не могла ничего сама изменить и предпринять. В Республике с 1954- 1986 гг было закрыто 600 школ с казахским языком обучения, не было научных работ на казахском языке, в республике доминировал русский язык. Народ не знакомился с историей, обычаями, традициями, музыкой, искусством, литературой казахского народа. При составлении планов, разработке новых месторождений, интересы Республики в расчет практически не брались, от миллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи. Возмущение вызвало явное противоречие между традиционно- командными методами центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки, все это и есть причины, которые отразились в декабре 1986года.
3 Работа в группах ( в группах участники- историки, представитель правительства ЦК компартии Казахстана, группа молодежи, студентов, учитель в роли журналиста)
Вопрос к историкам.
Дайте политическую характеристику страны перед декабрьскими событиями.
(ответы историков)
Вывод:
1 Полный диктат общесоюзных министерств, ведомств.
2 Чрезмерное выкачивание национальных богатств.
3 Игнорирование экономических интересов населения, нужд республики- свидетельство того, что Казахстан превратился в испытательный полигон.
Журналист. Вопрос представителю Правительства.
- Охарактеризуйте работу Д.А. Кунаева на высших руководящих постах
( ответ представителя правительства)
Журналист. Вопрос к историку.
Укажите повод, причину декабрьских событий
( ответ историка)
Журналист. Вопрос Правительству.( ответ Правительства)
Журналист. Вопрос к историкам.
-Что повлекло за собой избрание Г. Колбина на пост первого секретаря? ( ответ историка)
Журналист . Вопрос группе студентов и молодежи.
- Каковы были требования в ходе демонстрации
- Почему демонстрация приняла массовый характер?
-Какие меры были приняты против молодежи?
Вывод учителя:
Наши девушки и юноши явились первыми вестниками свежего ветра перемен, принесшего долгожданную свободу не только Казахстану. Но и многим народам Европы и Азии. Им пришлось защищать нежные ростки пробуждающейся демократии: Ербол Сыпытаев, Жамбыл Тайжумаев,Ляззат Асанова, Кайрат Рыскулбеков .Они были первопроходцами демократии.
4 Сообщения учащихся.
- Каковы же последствия декабрьских событий?
5 Работа по тестам ( 8 заданий)
Составление кластера к слову независимость.
6 Эссе « Моя точка зрения на события декабря 1986года»
В завершении урока звучит стихотворение М. Шаханова.
- Почему итогом урока стало это стихотворение?
Да, мы должны знать наши обычаи, нашу историю, наш язык, нашу землю. И если жить – то только для них, а погибнуть так только за них, как и поступила наша молодежь, это настоящие патриоты своей страны. Со временем, возможно, восполнятся потери от непростительного зла, но заживут ли раны Декабря.