kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины, характер, следствие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Декабрьские события 1986 года в Казахстане:

                          причины, характер, следствие».

Цель:

Øпродолжить формирование знаний учащихся по данной теме и углубить их, используя интерактивные формы и методы;

 

Øразвивать умения самостоятельно анализировать учебный и  дополнительный материал по теме, высказывать собственную точку зрения, опираясь на исторические факты, давать историческую оценку событиям, исходя из заданной политической позиции, обобщать, делать выводы;

 

Øвоспитывать осознанное и вдумчивое отношение к национальной истории,  потребность смотреть на исторические события с разных позиций и в споре приходить к истине, формировать патриотический настрой у учащихся и приоритет демократических ценностей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины, характер, следствие »

Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины, характер, следствие

Декабрьские события

1986 года в Казахстане: причины, характер, следствие

Тема:  «Декабрьские события 1986 года в Казахстане:  причины, характер, следствие». Цель :

Тема: «Декабрьские события 1986 года в Казахстане:

причины, характер, следствие».

Цель :

  • продолжить формирование знаний учащихся по данной теме и углубить их, используя интерактивные формы и методы;
  • развивать умения самостоятельно анализировать учебный и дополнительный материал по теме, высказывать собственную точку зрения, опираясь на исторические факты, давать историческую оценку событиям, исходя из заданной политической позиции, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать осознанное и вдумчивое отношение к национальной истории, потребность смотреть на исторические события с разных позиций и в споре приходить к истине, формировать патриотический настрой у учащихся и приоритет демократических ценностей.
Технология  интерактивного обучения с использованием новых информационных средств. Методы:  исследовательский, частично – поисковый, метод проектов, метод выбора.   Тип урока:  комбинированный Оборудование:

Технология интерактивного обучения с использованием новых информационных средств.

Методы: исследовательский, частично – поисковый, метод проектов, метод выбора.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс;
  • технологические таблицы;
  • выставка дополнительной литературы по теме.
  • презентации проектов учащихся.
… Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам   Н.А. Назарбаев

Мало завоевать свободу и независимость, их надо отстоять и закрепить, передать нашим потомкам

Н.А. Назарбаев

Задание: назвать события связанные с этими датами.

  • Задание: назвать события связанные с этими датами.
  • 1986 г. 16 декабря - А) подписан указ о закрытии Семипалатинского
  • 1986 г. 16 декабря - А) подписан указ о закрытии Семипалатинского

ядерного полигона.

2. 1990 г. апрель - Б) издан Указ «О реабилитации граждан

привлеченных к ответственности за участие в

событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане»

3. 1990 г. 25 октября - В) Н.А. Назарбаев избран на должность

Президента Казахской ССР.

4. 1991 г. - Г) состоялись всенародные выборы Президента

Казахстана.

5. 1991 г. 28 августа - Д) Принята «Декларация о государственном

суверенитете» Казахской ССР.

6. 1991 г. 1 декабря - Е) принят Закон о государственной

независимости Республики Казахстан.

7. 1991 г. 12 декабря - Ж) Смена главы республики; массовые

волнения;

  • ядерного полигона. 2. 1990 г. апрель - Б) издан Указ «О реабилитации граждан привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане» 3. 1990 г. 25 октября - В) Н.А. Назарбаев избран на должность Президента Казахской ССР. 4. 1991 г. - Г) состоялись всенародные выборы Президента Казахстана. 5. 1991 г. 28 августа - Д) Принята «Декларация о государственном суверенитете» Казахской ССР. 6. 1991 г. 1 декабря - Е) принят Закон о государственной независимости Республики Казахстан. 7. 1991 г. 12 декабря - Ж) Смена главы республики; массовые волнения;

8. 1991 г. 16 декабря - З) Казахская ССР преобразована в Республику

Казахстан.

Проблемный вопрос Как способствовали декабрьские события 1986 года изменениям политической атмосферы в Казахстане ?

Проблемный вопрос

Как способствовали декабрьские события 1986 года изменениям политической атмосферы в Казахстане ?

1 Причины и повод декабрьских событий . 2 Характер развития событий. 3 Последствия, итоги событий. 4 Значение декабрьских событий для дальнейшего исторического развития Казахстана. Вам в помощь - словарь : административно-командная система  волюнтаризм  дефицит  русификация  национализм  репрессии  реабилитация  демократизация  

1

Причины и повод декабрьских событий .

2

Характер развития событий.

3

Последствия, итоги событий.

4

Значение декабрьских событий для дальнейшего исторического развития Казахстана.

Вам в помощь - словарь : административно-командная система

волюнтаризм

дефицит

русификация

национализм

репрессии

реабилитация

демократизация

 

Характер развития событий. Молодёжная демонстрация 17 декабря 1986 г. была мирной, носила политический характер.  Выступление не содержало призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.  Демонстрация разрослась в толпу, потому что по указанию Москвы казахстанские власти приняли решение о проведении операции «Метель», разработанной МВД СССР. Её цель – изменить характер выступлений, перевести политический митинг с демократическими требованиями в русло националистических и уголовных столкновений. Таким образом, толпа была создана искусственно, и этому есть доказательства.  Власть расправилась с безоружными людьми очень жестоко. Против митингующих применялись саперные лопатки, обученные собаки, использовались пожарные машины и бронетранспортеры. Задержанных парней и девушек заставляли лежать на снегу по несколько часов.

Характер развития событий.

  • Молодёжная демонстрация 17 декабря 1986 г. была мирной, носила политический характер.

  • Выступление не содержало призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.

  • Демонстрация разрослась в толпу, потому что по указанию Москвы казахстанские власти приняли решение о проведении операции «Метель», разработанной МВД СССР. Её цель – изменить характер выступлений, перевести политический митинг с демократическими требованиями в русло националистических и уголовных столкновений. Таким образом, толпа была создана искусственно, и этому есть доказательства.

  • Власть расправилась с безоружными людьми очень жестоко. Против митингующих применялись саперные лопатки, обученные собаки, использовались пожарные машины и бронетранспортеры. Задержанных парней и девушек заставляли лежать на снегу по несколько часов.

Последствия, итоги событий. Приведение данных статистики – задержано, подвергнуто административному, уголовному наказанию, исключено из комсомола, вузов, вынесена даже высшая мера наказания (К. Рыскулбеков).  Показания свидетелей на судебном процессе над Рыскулбековым, Кузембаевым, Тайжумаевым, Ташеновым (1987 г.) очень противоречивы, а все обвиняемые отрицают свою вину и приводят веские аргументы в свою защиту.

Последствия, итоги событий.

  • Приведение данных статистики – задержано, подвергнуто административному, уголовному наказанию, исключено из комсомола, вузов, вынесена даже высшая мера наказания (К. Рыскулбеков).
  • Показания свидетелей на судебном процессе над Рыскулбековым, Кузембаевым, Тайжумаевым, Ташеновым (1987 г.) очень противоречивы, а все обвиняемые отрицают свою вину и приводят веские аргументы в свою защиту.

  • Масса нарушений выявлена была в уголовном деле Кайрата Рыскулбекова. По мнению советника Латвийской лиги по правам человека, юриста – эксперта Богданова В., это была преднамеренно подстроенная «акция». Комиссия М.Шаханова, проведя анализ ведения дела по факту смерти К.Рыскулбекова, доказала, что это был социальный заказ. Он был уничтожен, так как его помилование создавало для власти реальную угрозу разоблачения и возмездия – за искусственное создание уголовных дел в отношении невиновных людей.
  • Подход к социальным и национальным проблемам в конце 1980-х и был чисто формальным.

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ НЕ БЫЛО, НАС ПРОТИВОПОСТАВИЛИ СПЕЦИАЛЬНО

Из рассказа Амангали Байдильдина, фермера из Айтекебийского района, бывшего студента столичного СХИ.

- В 1986 году я учился на 4-м курсе агрофака, был старостой группы. Вечером 16 декабря к нам пришли организаторы митинга и сказали, что завтра надо выйти на площадь. Бунтовать мы не собирались. Хотели сказать свое "против". Мы шли с песней "Менын Казахстаным", потом нам сказали, что это была антисоветская песня. Были провокации. Сокурсники рассказывали, что на площадь привозили водку. Были побитые, убитые. Солдаты не жалели никого. Я видел, как девчонок хватали за косы и кидали в машины. Это было страшно. Русские бабушки кричали с балконов на солдат: "Что вы делаете, вы хуже фашистов". Умирать, конечно, никто не хотел, но отсиживаться тоже было нельзя. На площади были и русские. Ни у них, ни у нас националистических настроений не было, нас противопоставили специально. Забастовка закончилась, а комитетчики еще долго не давали покоя. Допрашивали, показывали фото, чтобы мы кого-то опознали, угрожали, что исключат. После 17-18 декабря, уходя из общежития, каждый должен был отмечаться в журнале, куда и зачем пошел. А перед первомайской демонстрацией всех студентов обыскали. Даже карманы выворачивали.

Что дала лично мне независимость? События 17-18 декабря положили начало тому, что наше государство стало суверенным. Сейчас я фермер. Могу заниматься собственным делом. Я горд за свою страну, где люди свободно могут говорить на родном языке. Могут петь казахские песни, и никто не скажет, что они "враждебные".

Вспоминает участник декабрьских событий в Алма-Ате Самат Жилмагамбетов: В то время я учился на третьем курсе агрофака Алматинского СХИ. 17 декабря, как обычно, мы с утра направились на занятия. Но пару отменили. Выяснилось, что все студенты вышли на площадь. Кунаева сняли, поставили Колбина, люди пошли протестовать. Мы тоже направились на площадь Брежнева. Она была полна людей и окружена милицией. С трибун говорили, что накануне прошел пленум ЦК. За 18 минут убрали Кунаева, откуда-то привезли нового руководителя республики.

- Неужели не нашлось, кому заменить Кунаева в самом Казахстане? - заканчивались их речи.

Демонстрантов разогнали, но вечером они снова собрались на площади. Нас из общежития не выпускали. Мы взяли у первокурсников билеты в театр и сказали, что идем на спектакль. Людей на площади было еще больше, чем днем. Все было мирно. Но в какой-то момент один из солдат ударил девушку по голове, и она упала. С этого и началась бойня. Парни подняли окровавленную девушку на руки и понесли по площади. Они кричали, что тут убивают. Чтобы остановить возмущенную толпу, из пожарных машин в людей направили струи холодной воды. Нам ничего не оставалось, как бежать. И тут площадь оградили девушки. Они выстроились в ряд и кричали: "Какие вы джигиты, если убегаете". Мы были безоружны. Парни стали снимать с площади мраморные плиты, разбивать их и с ними пошли на солдат. От пожарных машин вырывали шланги. Побитых и мокрых парней и девушек кидали в машины, свозили на стадион и штабелями укладывали на землю. Некоторых, как мы потом узнали, вывезли за город, раздели и оставили там.

18 декабря мы снова вышли на площадь. Уже с транспарантами. Молодежь пела песню "Казахстаным". Группа ребят ходила по институту, требовала, чтобы все вышли на площадь.

- Какие занятия, когда народ убивают, - говорили они. Наше общежитие стояло рядом с площадью, на улице Фурманова. Кто не вышел на площадь, кидали на солдат бутылки с водой из окон. Демонстранты требовали, чтобы Кунаев вышел к народу сам, но его не было. Митинг продолжался до вечера. Все это время площадь оцепляли солдаты, вооруженные железными цепями, саперными лопатами и с собаками. Собравшиеся поджигали пожарные машины. Кого били, пятились назад и образовывалась давка. Люди лежали в крови. Потом об этом событии говорили всякое. Мол, на площади хулиганила пьяная молодежь. Но этого не было. Мы вышли выразить свое мнение. 19 декабря на площади было уже чисто. Всю ночь там работали курсанты. Три казаха уже не могли вместе пройти по улице. Везде установили патрулирование. Многих студентов "за проявление национализма" исключили. Кагэбэшники ходили по вузам, просили опознать по снятым фото "декабристов", искали их по найденным на площади тетрадям и студенческим билетам. Но часть документов студенты подобрали сами, потом возвращали владельцам. Это спасло их от исключения. Что меня спасло? У нас в общежитии было много иностранцев. Ссылаясь на это, декан не пустил к нам кагэбэшников.

Из лекций Мухтара Шаханова, председателя комиссии Президиума Верховного Совета КазССР по расследованию Декабрьских событий 1986 г. в Алма-Ате, прочитанных в некоторых университетах Швеции и Англии.  «Были задержаны и наказаны около 8500 человек, участвовавших в Декабрьских событиях. По неполным данным, 1720 человек были ранены. При этом не учитывались люди, заболевшие вследствие обливания водой, удержания на морозе. Были уволены 1200 человек из МВД, сняты с должности 12 ректоров вузов, 246 студентов отчислены, 99 человек осуждены, из них двое приговорены к смертной казни»  Несколько участников Декабрьских событий погибли. Среди них как символ борьбы молодежи за свободу выделяется молодой демократ К. Рыскулбеков. Смертный приговор вынесенный К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши, Венгрии, США. Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах.

Из лекций Мухтара Шаханова, председателя комиссии Президиума Верховного Совета КазССР по расследованию Декабрьских событий 1986 г. в Алма-Ате, прочитанных в некоторых университетах Швеции и Англии.

«Были задержаны и наказаны около 8500 человек, участвовавших в Декабрьских событиях. По неполным данным, 1720 человек были ранены. При этом не учитывались люди, заболевшие вследствие обливания водой, удержания на морозе. Были уволены 1200 человек из МВД, сняты с должности 12 ректоров вузов, 246 студентов отчислены, 99 человек осуждены, из них двое приговорены к смертной казни»

Несколько участников Декабрьских событий погибли. Среди них как символ борьбы молодежи за свободу выделяется молодой демократ К. Рыскулбеков. Смертный приговор вынесенный К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши, Венгрии, США. Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах.

Рыскулбеков К. Молданазаров  К. Мухамеджанов  С. Асанова Л. Махамбетов  Б. Спатаев Е.

Рыскулбеков К.

Молданазаров К.

Мухамеджанов С.

Асанова Л.

Махамбетов Б.

Спатаев Е.

ПОСМЕРТНО НАГРАДИТЬ

До принятия закона о независимости Казахстана тема "кровавого декабря" в газетах не поднималась. Только с середины 90-х к празднику независимости и декабрьским событиям публиковались заметки видных деятелей, историков, акимов.

К пятилетию независимости в областной газете от 18 декабря 1996 года опубликован доклад Назарбаева.

В нем глава государства рассуждает о долгом историческом пути Казахстана и вспоминает о событиях 10-летней давности:

"Алма-Ата в декабре 1986 года продемонстрировала крах социалистической доктрины решения национального вопроса... Целая группа мифов - от пресловутого советского народа до особой роли "старшего брата" - на деле скрывала многолетнюю политику подавления национального чувства и национального сознания... В Казахстане методы решения национального вопроса впервые дали тоталитарный сбой... Новая модель открытого политического выступления сыграла колоссальную роль в развитии национально-демократического движения по всему Советскому Союзу. Именно после Алма-Аты произошли события в Тбилиси, Баку, Киеве, Вильнюсе, Москве. Отдавая дань памяти смелым и беззаветным действиям молодежи, я подписал Указ о присуждении посмертно высшей награды государства "Халык кахарманы" Кайрату Рыскулбекову".

Значение декабрьских событий для дальнейшего

исторического развития Казахстана.

Оценив в 1987 году события в Алма-Ате как националистические выступления, власть показала свою несостоятельность. Удовлетворить демократические требования молодёжи руководство республики не решилось, вопреки курсу на демократизацию, провозглашенному в ходе перестройки. Гораздо легче было не вступать в диалог с молодыми людьми, а подавить их выступление, используя волюнтаристские методы административно – командной системы. Многие были репрессированы безвинно. И только благодаря деятельности комиссии М. Шаханова и партии «Желтоксан», образованной в 1990 г. осужденными за декабрьские события, стала возможной реабилитация незаконно репрессированных. 12 декабря 1991 г. Президент уже суверенного Казахстана Н.А.Назарбаев отдал дань справедливости тем, кто был необоснованно наказан (Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 г. в Казахстане). Таким образом, официальная оценка событий изменилась: это было столкновение неокрепшей казахстанской демократии с административно – командной системой .

Отвечая на проблемный вопрос , можно с уверенностью сказать, что декабрьские события заставили тогдашнее руководство Казахстана дать ход демократическим процессам, остановить которые было невозможно. События изменили политическую атмосферу в республике. С конца 1980-х годов в Казахстане стала формироваться многопартийная система, а это важный шаг на пути к демократии

Отвечая на проблемный вопрос , можно с уверенностью сказать, что декабрьские события заставили тогдашнее руководство Казахстана дать ход демократическим процессам, остановить которые было невозможно. События изменили политическую атмосферу в республике.

С конца 1980-х годов в Казахстане стала формироваться многопартийная система, а это важный шаг на пути к демократии

ПРИЧИНЫ. Застойные явления в народном хозяйстве. Наиболее важные решения принимались в Москве и доводились в качестве директив до национальных республик. Остаточный принцип финансирования науки и образования. В сложном положении оказался казахский язык (с 1954 по 1986 год было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения). Во главе республики стоял Д.А.Кунаев. Его судьба решилась в Кремле. 16 декабря 1986 года утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос - организационный. Пленум длился всего 18 минут. Вместо Кунаева был избран Г.В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, человек, казахстанцам не известный. Утром 17 декабря в Алматы начались массовые волнения.

ХАРАКТЕР. Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года не были националистическими и в начальной стадии не носили противоправный характер. Расценив политический протест как угрозу власти, руководство республики отреагировало приведением в готовность алматинского гарнизона и оцеплением площади. Министр внутренних дел СССР А.В.Власов дал приказ перебросить спецчасти из разных регионов страны в Алматы. При разгоне демонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки. Количество задержанных, по данным МВД, было 2336, по данным КГБ, - 2212, прокуратуры - 2401 человек. В изоляторы временного содержания, спецприемники и за город вывезли около 8,5 тысячи человек, телесные повреждения получили от 763 до 1,7 тысячи человек.

ИТОГ. В июле 1987 года ЦК КПСС оценил декабрьские события как "проявление казахского национализма". Однако в мае 1990 года эти обвинения были признаны ошибочными .

«…казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения,- не слепое копирование схемы, а попытки поиска своего собственного пути. При этом главный принцип, из которого мы исходим во всех начинаниях,- демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии – политическая, социальная и межнациональная стабильность».   Н.Назарбаев «На пороге ХХ I века».  

«…казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения,- не слепое копирование схемы, а попытки поиска своего собственного пути. При этом главный принцип, из которого мы исходим во всех начинаниях,- демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии – политическая, социальная и межнациональная стабильность».

Н.Назарбаев «На пороге ХХ I века».

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины, характер, следствие

Автор: Степанова Лариса Юрьевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Разработка внеклассного мероприятия ко Дню Независимости. "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-ko-dniu-niezavisimosti"
    ["file_id"] => string(6) "111521"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407579812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства