В данной работе показаны предпосылки и повод к событиям,произошедшим в Алма-Ате в декабре 1986 года и их последствия.События показаны так,как их предлагается освещать Министерством образования и науки РК.К этой работе имеются видеоматериалы и документы.Если кого-то заинтересует,могу выслать.Предлагаю комментарии и обсуждения писать мне лично.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате. »
Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.
1 Предыстория
2 Причины
3 Ход событий
4 Ввод военных подразделений
4.1 Выступления в Караганде
4.1 Выступления в Караганде
5 Жертвы
6 Итоги
Причины
Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил;
Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства . Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов, Министерство энергетики, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики;
При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались;
0т многомиллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителям и вовсе ничего;
Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60% товаров, необходимых народу, завозилось из-за пределов республики. Редко какая страна в мире имела столь «искривленную, колониальную структуру экономики»;
Идеологический тоталитаризм и «остаточный» принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека;
Науки превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой;
С 1954 по 1986 гг. в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения;
В особо сложном положении оказался казахский язык. Он перестал функционировать во многих общественных местах и превращался в сугубо бытовой;
Явное противоречие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.
Президент СССР
15 марта1990 — 25 декабря 1991 г. Председатель Верховного Совета СССР
25 мая1989 — 15 марта1990
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
11-й Председатель Президиума Верховного Совета СССР
1 октября1988 — 25 мая1989
Председатель Верховного Совета СССР
5-й Генеральный секретарь ЦК КПСС
11 марта1985 — 24 августа 1991 г.
Динмухамед Ахмедович Кунаев
Председатель Совета Министров Казахской ССР
31 марта1955 года — 29 января1960года
9-й Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана
19 января1960 года — 26 декабря1962года
Председатель Совета Министров Казахской ССР
26 декабря1962 года —
7 декабря1964года
11-й Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана
7 декабря1964 года — 16 декабря1986года
Колбин, Геннадий Васильевич
5-й Председатель Комитета народного контроля СССР
7 июня 1989 — 26 декабря 1990
7-й Первый секретарь Ульяновского обкома КПСС
15 декабря 1983 — 12 января 1987
12-й Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Казахстана
16 декабря 1986 — 22 июня 1989
Поводом послужила смена высшего руководства Казахстана.
16 декабря 1986 г. в Алма-Ате состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана.
На повестке дня стоял один вопрос — организационный.
Пленум длился всего 18 минут.
Был снят с должности Первый секретарь ЦК КПК Д. А. Кунаев
на его место поставлен Г. В. Колбин
Выступления в Караганде
Выступление студенческой молодёжи в Караганде произошло 19-20 декабря 1986 года.
Около восьми вечера 19 декабря студенты нескольких вузов — примерно 80-120 человек — собрались на площади имени Гагарина.
Затем двинулись к Советскому проспекту, где были разогнаны милицией.
83 человека были задержаны.
20 декабря студенты стали собираться на площади возле обкома (около 300 человек).
Против студентов были направлены курсанты школы МВД
Произведены массовые аресты
Из вузов Караганды были исключены 54 студента, пять студентов привлечены к уголовной ответственности .
Жертвы
Число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек.
99 человек было осуждено, из них 2 — к высшей мере наказания
83 человека — к лишению свободы от 1,5 до 15 лет.
Из высших учебных заведений было исключено 264 студента
12 ректоров ВУЗов освобождены от занимаемой должности.
Из рядов КПСС было исключено 52 человека, из членов ВЛКСМ — 787 человек.
1200 человек были уволены из Министерства внутренних дел, 309 — из министерств здравоохранения и транспорта.
К айрат Рыскулбе́ков — участник декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате, за участие в которых был осуждён к высшей мере наказания — смертной казни, которая была затем заменена двадцатью годами лишения свободы. Погиб в Семипалатинской тюрьме по дороге к месту лишения свободы при невыясненных до конца обстоятельствах. Реабилитирован. Указом Президента Казахстана ему было посмертно присвоено звание «Халық Қаһарманы». В Семее именем Кайрата Рыскулбекова названа школа .
Активисты Декабрьских событий в Алма-Ате – E. Копесбаев, T. Ташенов, K. Рыскулбеков, K. Кузембаев - на скамье подсудимых. Алма-Ата, 16 июня 1987 года.
Текст в хрестоматии
В средствах массовой пропаганды по указке партийных комитетов была развернута целая кампания по поиску «националистов»
На I-м съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) народный депутат, известный поэт Мухтар Шаханов, первым потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания несправедливо осужденных участников событий.