Сформировать у учащихся четкое представление о географическом положении Афин
Познакомиться с жизнью в древних Афинах,
Обеспечить усвоение учащимися понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»
Подвести учащихся к пониманию причин и значения проведения Солоном реформ
Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.
Сформировать у учащихся четкое представление о географическом положении Афин
Познакомиться с жизнью в древних Афинах,
Обеспечить усвоение учащимися понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»
Подвести учащихся к пониманию причин и значения проведения Солоном реформ
Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.
Оборудование: ИКТ, учебник Михайловского Ф. А. «История Древнего Мира», 5 класс
Используемая литература:
Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.
Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Пер. с англ. И.М.Стеблин-Каменского.М., 1975.
Лисовой И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах, названиях. Словарь-справочник по истории и культуре древней Греции и Рима. Изд. 2-е. Минск, 1997.
Кто есть кто в античном мире: Древнегреческая и древнеримская классика. Справочник / Сост. Б.Редис; перераб. пер. с англ. М.Умнова. Таллинн, 1993.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока : «Афинский полис» (слайд 1) Вы уже знаете, что история Древней Греции очень интересна для изучения, ведь древние греки являются для нас с вами, современных людей, примером мужества, военной доблести и мудрости, художественного мастерства.
2. Сообщение учащимся целей урока.
Учитель: обратите внимание на цели нашего урока (слайд 2)
3. Актуализация опорных знаний учащихся по темам: «Боги и герои Эллады» и «Греческие полисы»
Учитель: Перед тем, как мы перейдем к изучению новой темы, необходимо повторить изученное.
А) Фронтальный блиц-опрос (ответы учащихся должны быть предельно краткими и четкими)
Вспомните, что такое: религия, фреска, лабиринт
Вспомните, кто такой (такие): эллины, басилей, Агамемнон, Приам, Ахиллес, Одиссей
Для тех, кто быстро считает: сосчитайте, сколько прошло времени с окончания «темных веков» в истории Греции и до наших дней
Б) Игра «Кто есть кто в античном мире?» (слайд 3) Задача учащихся угадать имя одного из греческих богов, опираясь на описание учителя. Правильные ответы иллюстрируются на слайде
Этого бога изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет рукой – и грянет гром, сверкнет молния и хлынет дождь. В честь этого бога греки устраивали Олимпийские игры. (Зевс)
Когда боги делили мир, ему досталось море. Греки верили, что живет этот могучий бог на дне моря в роскошном дворце в окружении морских обитателей. Но когда бог гневался, начинался страшный шторм, и чтобы море успокоилось, необходимо было принести жертву. Часто этого бога изображали с трезубцем, которым он мог разбить скалу и даже вызвать бурю. (Посейдон)
Этому богу во владение досталось подземное царство, где обитали души умерших. Вход туда охранял огромный трехглавый пес – Цербер. Бог очень редко поднимался из своих владений наверх. С его именем связано похищение прекрасной Персефоны, дочери богини плодородия – Деметры (Аид)
Она главная из богинь, поэтому ее голову украшает диадема. Она супруга Зевса и греки считали ее покровительницей брака и семьи. (Гера)
Этого бога считали самым некрасивым из греческих богов, ведь он был хромым на обе ноги от рождения. Но все восхищались тем, какие он делал изделия из металла. Птицы, которых он выковывал, летали как настоящие, даже ветер обретал жизнь в его прекрасных творениях (Гефест)
В) Устный развернутый ответ учащегося с опорой на иллюстрации слайда и отзывы одноклассников
Рассказать об образовании полисов в Греции (слайд 4)
Рассказать об основных направлениях греческой колонизации (слайд 5)
4. Переход к новой теме:
Учитель: Итак, после «темных веков» Греция бурно развивалась и в этой стране появились полисы. Развивалась культура греков – они вновь научились строить из камня, отливать скульптуры из бронзы, плавать по морям, у них появились монеты и письменность (какой народ помог грекам освоить письменность?) А сегодня мы поговорим о самом прославленном городе - Афинах
5. Изучение новой темы
Афинский полис
Учитель: В Средней Греции есть небольшой скалистый полуостров Аттика. Здесь и возник в 6 км. от моря прославленный город – Афины. Так этот город выглядит в наши дни (слайд 6) Об основании города есть красивая легенда, обратимся к ней.
А) Комментированное чтение вслух учебного текста (с. 148-149) и ответ на вопрос: «Почему победила Афина?», «Почему именно с Посейдоном, а не с другим богом, спорила богиня?» (Афина победила, потому что греки признали ее дар (оливковое дерево) самым нужным. С Посейдоном она спорила, потому что он- бог морей, а Афины расположены недалеко от моря) (слайд 7)
Учитель: кроме олив, греки выращивали виноград, из которого делали вино, которое ценилось многими народами. В Афинах был свой великолепный акрополь и агора, а на берегу Эгейского моря возник крупный порт Пирей. (слайд 8).
Б) Учащемуся предлагается попробовать составить самостоятельный устный рассказ с опорой на иллюстрацию слайда (учебная картина «В гавани порта Пирея») и на свои знания, полученные на предыдущих уроках. (Учащимся можно предложить «оживить» картину, прокомментировать, что происходит в порту, что говорит каждый из людей, что привезли корабли и т. д.)
Аристократы и демос
Мы узнали, как появились Афины, а теперь узнаем, как они управлялись.
Власть в Афинах принадлежала ЗНАТИ. Простые же люди почти не могли участвовать в управлении своего государства. Они назывались – ДЕМОС.
В) Работа со слайдом (на слайде – термины в неправильном порядке: богатый землевладелец, богатый рабовладелец, жрец, военачальник, земледелец, кузнец, сапожник, пастух).
Учитель: Разместите термины: кто из названных жителей – представитель знати, а кто - демоса.(правильный ответ – слайд 9)Знать - богатый землевладелец, богатый рабовладелец, жрец, военачальник, Демос - земледелец, кузнец, сапожник, пастух.
Г) Рассказ с элементами беседы
Учитель: Итак, власть была у знати (аристократии), их них состоял ареопаг – государственный совет в Древних Афинах (запись в тетрадь) Он собирался на холме, посвященном богу войны Аресу. Он выбирал (также из знати) правителей города – 9 архонтов Архонты – судьи, военачальники, жрецы в Древней Греции (запись в тетрадь) (слайд 10)
Так как для учащихся слова новые и сложные, можно произнести их хором, повторяя за учителем.
Учитель: как вы думаете, как управляла знать полисом? Кому (знати или демосу) была выгодна такая власть? (Учащиеся могут отметить, что власть была выгодна знатным людям)
Учитель: Знатные архонты придумали жестокие законы, по которым наказанием за воровство была смертная казнь! Лучшая земля также принадлежала знати. Нелёгкий труд был у простого земледельца. Взяв в неурожайный год долг, земледелец очень сильно рисковал. На его поле ставили особенную метку – долговый камень. - Предположите: чего мог лишиться земледелец, если не мог вернуть долг? (Ожидаемый ответ: за долги земледельцы теряли свою землю, а то и собственную свободу).Рабство было пожизненным. А взятого в рабы за долги земледельца рабовладелец мог даже продать в другую страну!- Как вы думаете, был ли доволен своим положением демос?- Чего хотел демос? Каких прав для себя желал? (Демос хотел жить, не боясь каждый день за свое будущее, желал иметь право на участие в делах государства)
Законы Солона
Обстановка в городе накалилась. Знать и демос выбрали нового архонта – Солона, его очень уважали, он был мудрым политиком (слайд 11).
Запись в тетрадь: 594 г. до н.э. – реформы Солона в Афинах.
Учитель: предположите, что Солону необходимо было изменить в Афинах в первую очередь? (учащиеся могут предположить, что он должен был облегчить положение крестьян)
А) можно заслушать заранее подготовленное сообщение учащегося о личности Солона, борьбе Афин с Мегарами за остров Саламин
Б) Комментированное чтение соответствующего раздела параграфа по абзацам
Учитель: законы Солона многое изменили в Афинах
В) запись учащимися в тетрадь законов Солона и комментарии к каждому из них (слайд 12)
Учитель: Теперь не аристократы, а народное собрание ведало управлением страной, а там были и богатые, и бедные. Солон положил начало демократии – «народовластию» (запись в тетрадь). Крестьяне требовали у Солона, чтобы им вернули землю, а аристократы не хотели ее отдавать – все были недовольны Солоном. Он уехал из Афин. Власть получил вождь демоса Писистрат, он казнил и изгонял из Афин своих врагов, после его смерти в Афинах победила демократия. Все граждане стали равноправными
6. Закрепление изученного на уроке
А) Решение задачи.
Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является (слайд 13)
Мать черная земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
Вопросы: О чем идет речь в этом отрывке? Какие изменения произошли в Афинах после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?