Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В гаванях Афинского порта Пирей"»
5 Б класс
Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»
Тема урока: «В гаванях Афинского порта Пирей»
Цели и задачи:
1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;
2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;
3. Углубить знания учащихся об античной демократии;
4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;
5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.
Оборудование:
Литература:
1) А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013
2) О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.
Основные понятия: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник
План урока
I. Оргмомент (1 мин)
II. Проверка домашнего задания (опрос + тест) (25 мин.)
III. Изучение нового материала (15 мин.)
1. В военных гаванях (3-4 мин)
2. В торговой гавани (3-4 мин)
3. Тяжелая участь рабов (3-4 мин)
IV. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)
V. Домашнее задание
Ход урока
I. Оргмомент (1 мин.)
- приветствие учащихся
- проверка их явки и готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания (25 мин.)(опрос)
1. Повторение домашнего задания (3 мин)
2. Опрос (17 мин)- 2 раза
- Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)
- В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)
- К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).
- Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)
- В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)
- Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)
- Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)
- Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)
- Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)
- Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)
- Какой подвиг совершили 300 спартанцев? ( Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)
- На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)
- А кто был против этого? (Фемистокл)
Итоги:
- Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)
- Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)
3. Тест «Греко-персидские войны» (5 мин)
III. Изучение нового материала (15 мин)
- Итак, после побед при Саламине и Платеях, жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств – Афинский морской союз. Таким образом, ребята мы с вами переходим к изучению новой главы учебника: «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии».
- Кто мне может сказать, что такое «демократия»? (власть народа). Власть демоса - демократия была установлена в освобожденных от власти персов полисах.
- Как вы думаете, где демократия достигла наибольшего расцвета? (В Афинах)
- И сейчас мы с вами выясним, как жили жители афинского порта Пирей.
- А для начала прочитайте 1 абзац §36 и ответьте на вопрос: Что же представлял собой порт
Пирей?
Откройте с.172, рассмотрите план расположения порта.
- Что означает красная линия с зубчиками? (стены укреплений)
- Как они расположены на плане? (стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон)
- Что показывают две параллельные линии на плане? (дорога, соединявшая Афины с Пиреем, с обеих сторон были обнесены Длинными стенами)
- Сколько гаваней находилось в Пирее? (3 гавани – две морские и одна торговая)
1. В военных гаванях
Сейчас мы с вами поподробнее узнаем о жизни в военных гаванях, для этого читаем п.1 §36 и ответим на вопросы:
- Кто служил на военных кораблях (только афинские граждане)
- Кто по закону считался гражданином? (коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами)
- Объясните значение слова «верфь? (место, где чинили старые и строили новые корабли)
- Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? (за свой счет снарядить по боевому кораблю)
- Предположите, на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? (богатым людям, знати)
2. В торговой гавани
Прочитать п.2 и узнайте, что же представляет собой торговая гавань.
А теперь рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы:
- Как вы можете доказать, что это торговая гавань?
- Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? (стены, огораживающие порт)
- На пристани чем заняты люди?
- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?
- Чем купец мог его загрузить? (прочитать абзац 1 стр.173)
- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)
- За счет чего пополнялась казна Афинского государства? (За счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах)
- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? (граждане, переселенцы, рабы)
3. Тяжелая участь рабов
Прочитать п.3 и ответить на вопросы:
- Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках)
- Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продавать, как скот)
- Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами)
- Кого называли вольноотпущенниками? (рабов, которые отпускали владельцы на свободу)
IV. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)
1. Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? (здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства)
2. Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?
3. Какие гавани были в порту?
4. Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?
5. На какие группы делилось население порта?
6. Какая из групп была самой бесправной?
7. Где использовали труд людей этой группы?
V. Домашнее задание
1. Прочитать § 36;
2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей
Ответы. Тест 6. 1 — А; 2 — Б; 3 — БАВ; 4 — БВАЕДГ; 5 — В.