kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "В гаванях Афинского порта Пирей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В гаванях Афинского порта Пирей"»

5 Б класс

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Тема урока: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование:

Литература:

1) А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2) О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.

Основные понятия: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник

План урока

I. Оргмомент (1 мин)

II. Проверка домашнего задания (опрос + тест) (25 мин.)

III. Изучение нового материала (15 мин.)

1. В военных гаванях (3-4 мин)

2. В торговой гавани (3-4 мин)

3. Тяжелая участь рабов (3-4 мин)

IV. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент (1 мин.)

- приветствие учащихся

- проверка их явки и готовности к уроку.


II. Проверка домашнего задания (25 мин.)(опрос)

1. Повторение домашнего задания (3 мин)

2. Опрос (17 мин)- 2 раза

- Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)

- В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)

- К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).

- Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)

- В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)

- Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)

- Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)

- Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)

- Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)

- Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)

- Какой подвиг совершили 300 спартанцев? ( Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)

- На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)

- А кто был против этого? (Фемистокл)

Итоги:

- Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

- Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

3. Тест «Греко-персидские войны» (5 мин)


III. Изучение нового материала (15 мин)

- Итак, после побед при Саламине и Платеях, жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств – Афинский морской союз. Таким образом, ребята мы с вами переходим к изучению новой главы учебника: «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии».

- Кто мне может сказать, что такое «демократия»? (власть народа). Власть демоса - демократия была установлена в освобожденных от власти персов полисах.

- Как вы думаете, где демократия достигла наибольшего расцвета? (В Афинах)

- И сейчас мы с вами выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

- А для начала прочитайте 1 абзац §36 и ответьте на вопрос: Что же представлял собой порт

Пирей?

Откройте с.172, рассмотрите план расположения порта.

- Что означает красная линия с зубчиками? (стены укреплений)

- Как они расположены на плане? (стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон)

- Что показывают две параллельные линии на плане? (дорога, соединявшая Афины с Пиреем, с обеих сторон были обнесены Длинными стенами)

- Сколько гаваней находилось в Пирее? (3 гавани – две морские и одна торговая)

1. В военных гаванях

Сейчас мы с вами поподробнее узнаем о жизни в военных гаванях, для этого читаем п.1 §36 и ответим на вопросы:

- Кто служил на военных кораблях (только афинские граждане)

- Кто по закону считался гражданином? (коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами)

- Объясните значение слова «верфь? (место, где чинили старые и строили новые корабли)

- Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? (за свой счет снарядить по боевому кораблю)

- Предположите, на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? (богатым людям, знати)

2. В торговой гавани

Прочитать п.2 и узнайте, что же представляет собой торговая гавань.

А теперь рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы:

- Как вы можете доказать, что это торговая гавань?

- Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? (стены, огораживающие порт)

- На пристани чем заняты люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить? (прочитать абзац 1 стр.173)

- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)

- За счет чего пополнялась казна Афинского государства? (За счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах)

- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? (граждане, переселенцы, рабы)

3. Тяжелая участь рабов

Прочитать п.3 и ответить на вопросы:

- Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках)

- Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продавать, как скот)

- Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами)

- Кого называли вольноотпущенниками? (рабов, которые отпускали владельцы на свободу)

IV. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

1. Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? (здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства)

2. Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

3. Какие гавани были в порту?

4. Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

5. На какие группы делилось население порта?

6. Какая из групп была самой бесправной?

7. Где использовали труд людей этой группы?

V. Домашнее задание

1. Прочитать § 36;

2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей

Ответы. Тест 6. 1 — А; 2 — Б; 3 — БАВ; 4 — БВАЕДГ; 5 — В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "В гаванях Афинского порта Пирей"

Автор: Огурцова Анна Владимировна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370940


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства