Технологическая карта урока "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу" 5 класс(ФГОС ООО)УМК:Вигасин А.А.;Годер Г.И. и др. Всеобщая история.
Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина;А.О.Сороко-Цюпы 5-9 классы:пособие для учителей ОУ-М."Просвещение",2011г.Вигасин А.А.,Годер Г.И.;Свенцицкая И.С.Всеобщая история.История Древнего мира,5 класс:учебник для ОУ-М, "Просвещение" 2011.
Цель:Начать формирование у обучающихся представлении о Греции, как особой цивилизации Средиземноморья.
Задачи образовательные:
-Проанализировать географию, природу и ландшафт Аттики
-Охарактеризовать основные занятия населения Аттики;
-Дать оценку положению знати и демоса в Афинском полисе
Развивающие:
-Продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством(картой) и историческим временем(хронологией);
-Продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Воспитательные:
-Способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
-Продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
Планируемые результаты.
Предметные(знания, умения. представление)
-Находить на карте и устно комментировать положение Аттики;
-Характеризовать основные занятия населения Аттики,
-Выделять признаки греческого полиса;
-Характеризовать греческий демос, общество в целом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу »
Урок по истории древнего мира в 5 классе.
Учитель КГОУ шк-инт №2
Капитанова Инна Геннадьевна
ТЕМА: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомить учащихся с жизнью знати и демоса в Афинском полисе, основными требованиями демоса.
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями выделяя главное, составлять рассказ; формирование умений работать с дополнительной литературой самостоятельно, готовить сообщения
Продолжить формирование у учащихся отрицательного отношения к долговому рабству, уважения к самоотверженной борьбе людей с этим явлением.
Оборудование урока: выставка рисунков учащихся, посвященная Олимпийским богам и героям;
Карта Древней Греции; кроссворд на доске
Ход урока:
Я долго не могла заснуть сегодня, готовилась к этому уроку, а под утро мне приснился сон, в котором меня посетили туманные видения, которые оказались греческими богами. Они рассказывали о прекрасном месте на Земле- солнечной Элладе, о мире богов и людей, мы весело болтали, смеялись, а под утро они растаяли и оставили эти предметы. Попробуйте определить, какому богу принадлежат данные вещи.
-орел-символ власти (Зевсу -верховному богу греков)
Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков(Смену времен года- миф о Деметре и Персефоне)Дождь и засуху, морские бури, неурожаи
Какие занятия людей отразились в религиозных верованиях?
-земледелие, кузнечное дело
-торговля, виноделие, охота, мореплавание
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?
(В Египте нет моря, это речная цивилизация, дожди выпадают,грозы и молнии, редко, т.к. там пустыня)
Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?
Что такое язычество?
Где жили боги по представлению древних греков?
Какие спортивные состязания устраивали греки в честь своих богов?
Чем отличались боги Греции от богов народов Древнего Востока?
-идет рассказ двух учеников о мироощущении древних эллинов
Кого почитали греки помимо богов?
Что привлекает нас в героях мифов о Геракле и Прометее?
Разминка пятиминутная посреди учебного материала(решение кроссворда, крылатые выражения)
Герои какие?
Нить Ариадны
Яблоко раздора
Ахиллесова пята
Троянский конь
Цербер
Между Сициллой и Харибдой
II Изучение нового материала.
Рассказ учителя
В VIII-VII вв до н.э. греки населяли южную часть Бакланского полуострова, острова эгейского моря и западное побережье Малой Азии. В древности единого греческого государства не существовало, почти в каждой горной долине, на каждом острове образовалось самостоятельное государство. В каждом таком небольшом по территории государстве были свои правители, войско, законы. Такой город-государство назывался полис. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса : Афинское и Спартанское. На сегодняшнем и следующем уроке пойдет речь об Афинском государстве. Афинское государство образовалось в Средней Греции в области Аттика.
В западной части Аттика расположена равнина, где можно было заниматься земледелием( равнина выделена синей линией с полосками).Почти вся остальная Аттика покрыта горами, в горных районах жители разводили овец, коз, свиней.В прибрежных поселках жили рыбаки, промышлявшие ловом морской рыбы. Почвы в Аттике , каменистые, неважные для зерновых, зато виноград как и во всей Греции и оливки здесь росли прекрасно.Миф о названии Афин. Именно Афина подарила такой чудесный дар жителям Аттики, пригласили же ее в гости.
Рассказ Афины об оливковом дереве.
В Аттике на склоне гор в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Занимались виноделием мужчины, т.к. это был тяжелый труд. Спелые гроздья винограда срезали и складывали в деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград. Иногда сок выдавливали прессом.
Какой способ- ногами или прессом- давал сок более высокого качества?
Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.
Схема «Состав населения Аттики в VIIвв до н.э.(работа с терминами)»
В VII вв. до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по -гречески демос в управлении не учавствовал. На холме, посвященному богу войны Аресу заседал совет знати- Ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых 9 правителей- архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решение выгодное им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни. Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами. Некоторые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Также поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей; ее вышвыривали за границы полиса. По словам древних греков, законы были «писаны» не чернилами, а кровью. За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода, Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.
Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба доставался им тяжким трудом(работа с аппликацией) , и бедняк в неурожайный год приходил брать в долг зерно или серебро у знатного соседа.
-Дай мне 6 мешков зерна в долг- просит крестьянин.
-Возьми,- отвечает богач,- но, вернешь 12.А не отдашь в срок, отберу у тебя участок.
На крестьянской земле появлялся камень. Он назывался долговым. На нем вырезано имя знатного человека, давшего в долг зерно, имя должника и срок возвращения долга. Если крестьянин не отдаст долга, у него отберут землю. Но семью надо кормить, и приходится вновь залезать в долги. Как поступят с крестьянином если он опять не уплатит долга? он был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, и даже продать его на чужбину.
Поэтому на многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права- самим управлять государством, отменить долговое рабство и переделить землю.
Закрепление материала:- (по карточкам)- из кого состоял афинский демос?
Чем был недоволен афинский демос в VII вв. до н.э.?
Чего он требовал?
Как демос добился этих прав, как зародилась демократия в Афинах, мы узнаем на следующем уроке.