В современных условиях роль учебника на уроке остается значимой. Хороший учебник помогает учителю профессионалу правильно и граммотно разработать урок, а ученику закрепить знания полученные на уроке. Учитель должен освоить методы и примы работы с учебнным пособием, это приходит с опытом. В своей работе, я делюсь теми приемами работы, которые освоила сама, и удачно испльзую на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебная литература на уроке истории »
Роль школьного учебника в формировании информационной компетенции учащихся на уроках истории Казахстана.
КГУ «Гимназия№6»
г.Семей
Помозова.Е.Н.
Важным требованием современного урока истории является правильное определение учителем задач урока, их умение реализовать с учетом неразрывной связи формирования знаний, гражданско-патриотического воспитания и развитием мышления учащихся.
Учитель должен четко понимать, какие методы и формы работы необходимо применять для достижения тех или иных целей на уроке. Полная систематизация в учебном процессе возможна на основе разностороннего осмысления учебного материала, умения работать с учебником и учебными пособиями самого учителя и его учащихся.
Что такое школьный учебник? Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования по конкретной школьной дисциплине, и определяющая виды деятельности, указанные в школьной программе для обязательного усвоения учащимися с учетом возрастных особенностей.
Учебник для учителя имеет двойную ценность. 1.Учебник – это часто прямое руководство к планированию урока. 2.Его материал составляет обычно, большую часть программы совместной деятельности учителя и ученика на уроке.
Научить ребенка правильно работать с учебником или учебным пособием главная развивающая задача учителя на уроке истории. Чем является учебник для современного ученика? Он должен предоставить ученику высокую информативность текста. Современные учебники по истории имеют очень большой объем информации, с которым учащиеся не всегда справляются, от этого страдает качество знаний по предмету. Задача учителя с 5-го класса научить работать с исторической информацией, из большого объема текста научить выделять главное, а из текстов сжатого, концентрированного типа получать развернутую информацию путем аналитического мышления.
Какие формы работы с учебником необходимо применять на уроках истории?
Комментированное чтение
Чтение по цепочке
Чтение с выделением ключевых слов
Составление вопросов к тексту
Заполнение тематических таблиц
Поиск ответов на вопрос учителя по тексту учебника
Конспектирование текста по учебному параграфу
И др.
Выполняя данные виды работы, ученики обязаны хорошо понимать, что они должны сделать и какой конечный результат получить. Поэтому задания необходимо сформулировать с учетом возрастных особенностей, причем сделать это необходимо перед выполнением задания.
Если учитель с первых дней учит учеников работать с учебником, то со временем они смогут самостоятельно брать и усваивать учебную информацию.
Предлагаю вариант самостоятельной работы учащихся 5-го класса по теме: «Племена гуннов на территории Казахстана».
По календарно-тематическому планированию это 7-тема учебной программы, конец 1-й четверти, учитель может оценить качество своей работы, и узнать, как учащиеся научились работать с учебным текстом.
Учащимся предлагается два варианта работы по одному параграфу, чтобы это была индивидуальная работа и была возможность провести диалог в классе.
Для выполнения этой работы учителем разрабатываются и распечатываются компетентностно-ориентированные задания следующего содержания:
Самостоятельная работа
учащихся 5-х классов с учебным текстом по истории Казахстана.
Ф.И. ученика____________________
Класс: ________
Тема: Племена гуннов на территории Казахстана.
Учебник: «Рассказы по истории Казахстана», параграф№20 стр.70-74
Задание: разбери содержание новой темы, внимательно читая параграф и заполняя «лист ответов» по указанным задания.
Вариант№1
Задание№1. Выбери дату существования гуннов.
с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.
с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.
с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: _________________________
Задание№2
В каких древних источниках есть информация о гуннах?
китайские источники
персидские источники
греческие источник Ответ: __________________________
Продолжи текст: «Прочитав, рассказ в учебнике о гуннах я узнал /а/ …_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант№2
Задание№1 Выбери правильно дату. Расцвет гуннского государства пришелся на
2 век до н.э.
3 век до н.э.
5 век до н.э Ответ___________________
Задание№2 Кто нарушил обещание о мире и вторгся в земли племени юечжи?
При завершении работы учащимся предлагается «карта ответов», где ученик может еще раз обратить внимание на главное в изучаемом им тексте (второе прочтение новой темы), и проверить свои ответы.
Карта ответов:
Тема: Племена гуннов на территории Казахстана.
Вариант№1
Задание№1.
Выбери дату существования гуннов.
1.с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.
2.с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.
3.с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: 2
Задание№2
В каких древних источниках есть информация о гуннах?
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Бинарный урок истории и литературы «Изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе XIX в.»"
["seo_title"] => string(101) "binarnyiurokistoriiilitieraturyizobrazhieniieotiechiestviennoivoiny1812ghodavistoriiilitieraturiexixv"
["file_id"] => string(6) "297166"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1456151424"
}
}