kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бинарный урок истории и литературы «Изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе XIX в.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Отечественная война 1812 г. Изображение войны в истории и литературе XIX в.»

Авторы: Стрельникова Валентина Анатольевна, учитель истории ГБОУ «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8», Подколзина Ольга Витальевна, учитель литературы ГБОУ «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8».

Тип занятия: бинарный урок (история-литература)

Цель урока: углубить знания учащихся о причинах, ходе и значении Отечественной войны 1812 г.; показать, какую  роль сыграли герои Луганщины  в ходе войны; проследить, каким образом Отечественная война 1812 года нашла отображение в творчестве современников-поэтов и писателей XIX века; способствовать развитию навыков выразительного чтения и культуры речи,  развитию навыков работы с исторической картой, учебником и иллюстративным материалом; способствовать формированию умения давать оценку историческим событиям; создать условия для воспитания чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности, чувства уважения к памятникам культуры и искусства.

Обеспечение урока: историческая карта «Отечественная война 1812 г», презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок истории и литературы «Изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе XIX в.»»

Тема: «Отечественная война 1812 г. Изображение войны в истории и литературе XIX в.»

Авторы: Стрельникова Валентина Анатольевна, учитель истории ГБОУ «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8», Подколзина Ольга Витальевна, учитель литературы ГБОУ «Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 8».

Тип занятия: бинарный урок (история-литература)

Цель урока: углубить знания учащихся о причинах, ходе и значении Отечественной войны 1812 г.; показать, какую роль сыграли герои Луганщины в ходе войны; проследить, каким образом Отечественная война 1812 года нашла отображение в творчестве современников-поэтов и писателей XIX века; способствовать развитию навыков выразительного чтения и культуры речи, развитию навыков работы с исторической картой, учебником и иллюстративным материалом; способствовать формированию умения давать оценку историческим событиям; создать условия для воспитания чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности, чувства уважения к памятникам культуры и искусства.

Обеспечение урока: историческая карта «Отечественная война 1812 г» (на слайде), презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

Учитель истории:

  1. Назовите временные рамки Отечественной войны и её участников.

  2. Назовите основные причины, которые привели к войне между Россией и Францией в 1812 году.

  3. Покажите на карте движение армии Наполеона в начале военных действий на территории России.

  4. Какое сражение стало одним из самых значительных в ходе этой войны?

  5. Как вы считаете, чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона?

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Работа над темой урока.

  1. Сообщение о начале Отечественной войны

Учитель истории: Из курса всеобщей истории мы знаем, что наполеоновские войны привели к разобщению стран Европы. У Англии не было возможностей для участия в военных действиях в Европе, так как она воевала со Швецией и Данией, а потом была втянута в войну с США. Поэтому, кроме России, в Европе в 1812 году никто не мог противостоять Франции.

Готовясь к войне, Наполеон создал огромную армию (600 тыс.).

Вспомните, какие страны были захвачены Наполеоном до войны с Россией?

Численность русской армии была около 200 тысяч человек, чем уступала французской армии.

В ночь на 12 июня 1812 года «Великая армия» без объявления войны вторглась в пределы России.

  1. Объяснение учителя истории с использованием карты

Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием Барклая де Толли (река Неман). 2-ой армия под предводительством Багратиона располагалась в Белоруссии. 3-я армия А.П.Тормасова прикрывала путь на Киев.

Учитель литературы: Военным событиям на реке Неман посвятил своё стихотворение Ф.И.Тютчев. Давайте прослушаем отрывок из него.

Ученик выразительно читает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Неман».

Ты ль это, Неман величавый?

Твоя ль струя передо мной?

Ты, столько лет с такою славой,

России верный часовой?...

Один лишь раз по воле Бога,

Ты супостата к ней впустил –

И целость русского порога

Ты тем на веки утвердил…

Ты помнишь ли былое, Неман?

Тот день годины роковой,

Когда стоял он над тобой,

Он сам, могучий южный демон-

И ты, как ныне, протекал,

Шумя под вражьими мостами,

И он струю твою ласкал

Своими чудными очами…

Учитель литературы: Как поэт описывает реку? (как свидетеля событий, как солдата).

3) Изображение войны в поэзии и прозе XIX в

Учитель литературы: Литература всегда отражала историю народа, страны, обращалась к важнейшим событиям в истории, вдохновляла людей на подвиги во славу Отечества, прививала любовь к своей Родине. Неудивительно, что события Отечественной войны 1812г. и их значение отображены в литературе XIX в. Писатели и поэты оставили нам в наследие свои произведения. С некоторыми из них мы с вами сегодня познакомимся, а некоторые повторим.

Отечественная война 1812 года застала А.С.Пушкина в Царскосельском Лицее. Именно здесь поэт написал свои первые стихи, посвящённые этому событию. Яркой словесной иллюстрацией к этой теме является стихотворение «Полководец», в котором ещё совсем юный Пушкин высветил роль, сыгранную Барклаем де Толли в войне.

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Полководец».

«У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Её разрисовал художник быстроокой…

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года»

  1. Сообщение учащегося о сражении под Смоленском.

Учитель истории: Неудачи первых недель войны породили в обществе уныние. Главным виновником объявили Барклая де Толли, обвинив его в предательстве. Александр назначает главнокомандующим популярного в армии Михаила Илларионовича Кутузова.

  1. Беседа о Бородинском сражении.

Работа по карте

Учитель истории: В 530 26 августа 1812 года началось крупнейшее сражение войны. Силы сторон были приблизительно равны. Самые ожесточённые бои были на Багратионовых флешах. Не менее упорное сражение на батарее Раевского. Количество потерь велико (Франция – от 35 до 60 тыс., Россия – 45 тыс.)

Оценивая битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Учитель литературы: Как торжественная симфония о великом героизме русского народа в Бородинском сражении звучит одно из лучших стихотворений М.Лермонтова «Бородино», написанное в канун 25-летия Отечественной войны.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения М.Лермонтова «Бородино»

Учитель истории: Александр І пожаловал Кутузова высшим чином генерал-фельдмаршала и потребовал дать новое сражение. Однако Кутузов принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии.

В деревне Фили на военном совете он сказал: «С потерей Москвы не потеряна Россия».

  1. Описание учеником картины «Военный совет в Филях» А.Д. Кившенко

Сюжет данной картины отражает одно из важнейших событий Отечественной войны 1812 г. – совещание военачальников, которое состоялось 1 (13) сентября 1812 г. в деревне Фили. М.И.Кутузов, учитывая тяжелые потери в Бородинском сражении, поддержал высказанное Барклаем де Толли предложение оставить Москву без боя, чтобы сохранить армию. Он утверждал: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию». Было решено, что армия двинется по Рязанской дороге, а затем скрытно перейдёт на Калужскую дорогу, совершив Тарутинский марш-маневр, пополнится людьми и вооружением.

На полотне изображён момент спора между М.И.Кутузовым и генералами во главе с Леонтием Леонтиевичем Бенигсеном, которые выступали за битву под Москвой.

Автор этого произведения Алексей Данилович Кившенко не был участником военных событий. Он использовал для своей картины мастерское описание, данное Л.Н.Толстым в романе «Война и мир». Теперь картина считается одним из лучших полотен русской исторической живописи второй половины ХIХ века.

  1. Беседа о Московской битве.

Учитель истории на фоне фрагмента из кинофильма «Война и мир», изображающего пожар в Москве: Русская армия 2 сентября покинула Москву. Ушло вместе с ней и население. Ни один город не встречал Наполеона так, как Москва. В столице начался пожар, опустошивший весь город. Повсеместно действовали партизаны, которые оказывали помощь армии.

Учитель литературы: События Отечественной войны 1812г. нашли своё отображение в баснях И.А. Крылова. В период нашествия Наполеона на Россию Крылов создает две басни — “Волк на псарне” и “Ворона и Курица, в которых баснописец выступил как “летописец” грозных событий. Басня “Волк на псарне” считается одним из самых значительных произведений Крылова. Сюжет басни связан с попытками Наполеона, находившегося в это время в поверженной Москве, вступить в мирные переговоры.

Чтение отрывка из басни И.Крылова «Волк на псарне».

  1. Отечественная война 1812 года и Луганщина.

Учитель истории: Коснулась Отечественная война 1812 года и нашего края.

Рассказы учащихся о героях-земляках, участниках Отечественной войны 1812 г.:

- О помощи Луганского паровозостроительного завода, поставлявшего боеприпасы для армии;

- О героях-казаках Славяносербского уезда Луганской области;

- О генералах нашего края, проявивших доблесть и отвагу во время войны 1812 г.

  1. Изгнание Наполеона из России

Учитель истории: Находясь в Москве, Наполеон понимал свою обречённость. Три раза он пытался начать переговоры о мире с Александром І. Ответа на свои письма он не получал. Тогда он принял решение покинуть Москву. 6 октября французская армия оставила столицу.

Поражение под Тарутином и Малоярославцем вынудили Наполеона повернуть на опустошенную им Смоленскую дорогу. Границу перешли лишь жалкие остатки Великой армии. Сам же император бросил войска и бежал в Париж со словами: «Армии больше нет!»

Учитель литературы: События Отечественной войны отражены не только в поэзии, но и в прозаической литературе. Выдающимся произведением о грозе 1812г. является роман Л.Н.Толстого «Война и мир», с которым нам ещё предстоит ознакомиться в 10 классе.

  1. Рефлексия

Метод «Три предложения»

Учитель истории: Мы уже получили достаточно информации о войне, что поможет нам сформулировать вывод и подвести итог урока. Каково же историческое значение победы России в войне 1812 г.? Какую роль сыграла в этой войне Луганщина?

Учитель литературы: Как отразились события войны в литературе?

Учащиеся делают вывод тремя предложениями.

  1. Итог урока

Слово учителя

Учитель истории: Нашествие Великой армии на Россию было успешно отражено. Со стороны России война была справедливой, освободительной, народной.

В ходе войны все народы многонациональной России внесли свой вклад в разгром врага. Герои Луганщины, наши земляки также не остались в стороне и внесли свою лепту в победу над Францией.

Учитель литературы: Поэты же и писатели этого времени отразили события войны в своих бессмертных произведениях, воспитав в своих читателях чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности.

- Выставление оценок











2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Стрельникова Валентина Анатольевна, Подколзина Ольга Витальевна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства