Статья "Создание ситуации успеха на уроке истории"
Статья "Создание ситуации успеха на уроке истории"
В статье рассматривается актуальный вопрос создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания в современной школе, предлагаются методы и приемы для создания ситуации успеха на уроках, которые можно использовать не только на уроках истории, но и адаптировать к другим урокам, так как, проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание ситуации успеха на уроке истории"»
Создание ситуации успеха на уроке истории
Амелина О.В.
Амелина Оксана Владимировна/Amelina Oksana Vladimirovna – учитель истории и обществознания МБОУ «Шуруповская основная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области, Волгоградская область, Фроловский район, хутор Шуруповский
Аннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос создания ситуации успеха на уроках истории и обществознания в современной школе, предлагаются методы и приемы для создания ситуации успеха на уроках, которые можно использовать не только на уроках истории, но и адаптировать к другим урокам, так как, проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью.Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ключевые слова: ситуация, успех, стиль общения, концепция
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А.Сухомлинский
УСПЕХ с психологической точкизрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха– это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [1, с. 31].
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Создавать ситуацию успеха на уроках в настоящее время достаточно сложно, несмотря на то, что современная оснащённость открывает бескрайние просторы для плодотворной работы. Но, как показывает практика, современному ученику быстро всё пресыщает, ему требуются всё новые и новые приёмы и методы. При подготовке урока это учитывается, в соответствии с этим готовится урок.
Итак, как же создать на уроке ситуацию успеха? Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя». Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью.
Исходя из этого, учителю необходимо продумать так свою деятельность, чтобы обеспечить на уроке:
• снятие тревожности,
• высокую мотивацию,
• авансирование достоинств ученика
• преобладание скрытой инструкции,
• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,
• объективность и доброжелательность педагогического внушения,
• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника[2].
И если «научить истории» всех детей практически невозможно, то научить не бояться истории, научить любить её - это цель, которую можно реализовать.
Именно этой цели и подчиняется моя деятельность на уроке. В чем же конкретно это проявляется?
В создании ситуации успеха я выделяю две основных составляющих с точки зрения ученика, во-первых, «внешние» условия на уроке, которые задаются учителем, во-вторых, «внутренние» условия, которые зависят от учащегося. Иначе говоря, на уроке необходимо обеспечить снятие тревожности и высокую мотивацию. Исходя из этой идеи, я и подбираю средства достижения ситуации успеха, которые можно разбить на четыре блока:
1. средства организации сотрудничества учителя и ученика;
2. средства организации комфорта для ученика в учебном классе и дома, при подготовке к уроку;
3. средства контроля усвоения знаний, умений и навыков;
4. создание такого алгоритма урока, который позволял бы реализовать все эти средства на практике.
I. От чего зависит сотрудничество на уроке?
На мой взгляд, первостепенное значение имеет доброжелательный климат на уроке, решающую роль в создании которого играет учитель. Во-первых, это лидер образовательного процесса. Во-вторых, это то на что он может влиять. Связан он с психологической обстановкой на уроке, которую определяют: внешний вид учителя, жесты и мимика, стиль общения учителя, стиль руководства классом и т.д.
Урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом и с каждым учеником в отдельности мы должны минимизировать личное начало в этом процессе, либо «сообщать» детям, что у нас все нормально, мы бодры и готовы к занятиям, тем самым, побуждая их следовать нашему примеру.
Как жесты и мимика могут повлиять на успешность процесса обучения, спросите вы? Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними и осуществляется оно не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру. Как мы владеем собой, как используем невербальные средства коммуникации, в значительной степени, влияет на возможность сотрудничества с ребенком, на его доверие нам.
Поэтому учитель должен, на мой взгляд, быть постоянно виден ученикам, показывая, что ему нечего скрывать (никакого отгораживания столом от класса во время разговора). При этом не допускаются «закрытые» жесты: скрещивание рук и ног, приветствуется улыбка, а не нахмуренные брови, открытые ладони, а не сжатые кулаки… Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
Исходя из личных качеств, учитель подбирает правила общения с учениками, которые могут привести к установлению контакта с ними и созданию ситуации сотрудничества. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
1. Авторитарный.
2. Демократический.
3. Попустительский.
Под стилем общения понимается индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога.
На мой взгляд, первый и третий стили не приведут к сотрудничеству. Но в тоже время, очень тяжело быть демократом в авторитарном обществе, каким является школа. Поэтому выбираю вариант использования сочетания двух стилей: демократического и авторитарного. С одной стороны преподаватель определяет общие цели работы и указывает способы выполнения задания, с другой – класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации, что требуют современные условия в школе в рамках реализации ФГОС. В результате, у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.
«Я – КОНЦЕПЦИЯ» - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. Положительная "Я - концепция" - я нравлюсь, я способен, я значу - способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
В теории «Я-концепции» существует такой феномен – «Эффект Пигмалиона», который формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем:
- Мы относимся к ребёнку, как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.
- Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. Сомневающимся в себе, такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах. Перед выполнением задания обязательно надо внушить ребенку веру в себя, сказать, что все получиться. Большое влияние могут оказать слова учителя: «Я верю в тебя», «Если ты постараешься, у тебя обязательно все получится».
В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону. Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.
И эта организация деятельности будет уже совместным творчеством учителя и ученика, где они будут выступать равными сторонами, сотрудниками.
«Закон успешности» гласит: успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха, счастливого человека может воспитать только счастливый.
Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов на уроке, развивающих интерес к учебе:
Эффект новизны;
Эффект разнообразия;
Эффект занимательности;
Эффект увлекательности форм и метода изложения;
Эффект использования ярких художественных средств;
Эффект образности;
Эффект игры;
Эффект удивления школьника;
Эффект поиска;
Эффект парадоксальности.
Третьим китом сотрудничества ученика и учителя, является «принцип открытых перспектив». В моем понимании это набор приемов позволяющих ученику самостоятельно управлять направлением своего движения в ходе уроков, которое будет зависеть от его личных целей, самочувствия и настроения в тот или иной период времени. Он включает в себя: самооценку, планирование своей (ученической) деятельности.
Самооценка – это тот результат, к которому движется ученик в течение всего года или четверти. Его можно выбирать самостоятельно, и оповестив о цели учителя, ученик получает возможность самостоятельно решать, как ему готовиться, а учитель понимает, что не стоит пытаться вытянуть условного Иванова на четыре, если его удовлетворяет тройка. В итоге «заключается» договор о взаимных ожиданиях. Что снижает тревожность ученика с одной стороны и учителя с другой. По итогам четверти можно совместно провести рефлексию и узнать, почему полученный результат не достигнут/достигнут и можно ли ставить перед собой более высокие цели, а может нужно снизить на какое-то время планку требований к себе?[3]
Никакая запланированная цель не может быть достигнута без представления того, какой путь предстоит пройти, для этого ученик должен знать не только, что он «выучит» весь учебник, но и какие действия ему потребуются для того чтобы этого достигнуть. Здесь на помощь учителю и ученику могут прийти прием «Анонсирование» и УМК-ученика. Прием «Анонсирование» - учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной контрольной работе, о проверке знаний и предварительно обсуждают то, что должен сделать ученик: например, рассмотреть план сочинения, прослушать первый вариант ответа. Чем-то он напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся такая подготовка создает психологическую подготовку на успех, дает уверенность в силах.
В УМК-ученика прописываются задания к параграфам, картам и т.д., ознакомившись с которыми ребенок может более адекватно подойти к оценке своих возможностей и распределить свои силы, а, значит, поможет избежать ненужных стрессовых ситуаций.
Таким образом, соблюдая все выше изложенное, мы можем прийти к ситуации, когда ученик — это не тот, кого учит учитель, а тот, кто у него учится. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Это урок, на котором главным “работником” в процессе обучения является ученик, учебная деятельность которого объективно направлена на образование и формирование своей личности.
II. Второй группой средств позволяющих достичь ситуации успеха, идут те, которые позволяют организовать комфорт для ученика в учебном классе и дома, при подготовке к уроку.
Первым в этом списке идет УМК-ученика.
Каждый ребенок, идя в школу, хочет знать, что ждет его сегодня на уроке? А самое важное, что будем делать сегодня на уроке, о чем будет спрашивать учитель, какую самостоятельную или контрольную работу будем писать, каким будет домашнее задание? Ответить на эти вопросы помогает учебно-методический комплекс (УМК) для ученика. Что же это такое?
Это своего рода тематическое и поурочное планирование, но для ученика. Структура его такова:
1. Изучаемая тема.
2. Стандарт образования:
а) ученик должен знать;
б) ученик должен уметь.
3. Домашнее задание.
4. Темы для сообщений.
Указанные домашние задания носят уровневый характер и состоят из нескольких частей. Некоторые являются обязательными и при правильном выполнении учащиеся получают оценку “4”. Для получения оценки пять необходимо выполнить дополнительные задания. При желании ученик может выполнять эти задания заранее, с учетом своего времени.
Наиболее ценным в УМК представляется то, что он помогает организовать индивидуальную самостоятельную работу над изучаемой темой в соответствии со способностями, возможностями каждого.
При раскрытии каждой темы используется тематически-акцентированный конспект, в котором выделяются наиболее важные моменты темы. Это позволяет достигнуть двух целей: во-первых, предотвращает заучивание параграфа наизусть, без понимания, во-вторых, позволяет ученику выбрать необходимую для ответа информацию из текста, зная примерный план ответа, что немаловажно при огромных объемах наших учебников и таким образом помогает избежать лишней перегрузки ученика при подготовке домашнего задания. Все уроки в комплексе построены по единому алгоритму, который является фундаментом для творческой деятельности учащихся.
Также УМК поможет, если ребенок отсутствовал на уроке, в полной мере изучить пропущенную тему.
Имея комплекс, ученик, идя на урок, знает о нем все, т.е. чувствует себя комфортно. Наличие УМК полностью снимает стресс ребенка на уроке, что положительно влияет на его здоровье.
В самом УМК закладывается второе средство достижения комфорта на уроке – дифференцированный подход. При чем, относит себя к той или иной группе учащихся не учитель, а сам ученик!
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
В основе дифференцированного обучения лежит формирование разноуровневых групп учащихся. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым является контроль и проверка знаний.
ИКТ. Без них не обходится ни один урок, поскольку позволяют задействовать сразу два типа памяти ученика: слуховой и зрительный. Позволяют «на пальцах» показать те сложные системы, которые не описать словами. Кроме того, их можно использовать в интерактивном режиме и тогда урок превращается из «работы» в увлекательную игру, которую некоторые ученики захотят смастерить сами, что позволит им расширить спектр своих умений, глубже погрузит в изучаемый предмет, без принуждения со стороны учителя. И на выходе в ходе презентации своего продукта, дети получат значимую для них оценку своих одноклассников.
III. Какие же средства контроля усвоения знаний, умений и навыков необходимо использовать для создания ситуации успеха?
Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. И главное здесь стимулирующая функция оценки, поскольку проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть счастье в его разновидности. В работе с детьми можно использовать прием - «выделение персональной исключительности». Для его проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного/нескольких детей. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала.
Необходимым приемом деятельности является высокая оценка детали - самое трудное, так как подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию. Для этого я использую призовые баллы. Они позволяют наградить ребенка за ответ, за который нельзя поставить положительную отметку, а за урок таких ответов может накопиться несколько и ученик, считая, что он заработал оценку идет к учителю в конце урока, а в ответ слышит, что ты недостаточно сегодня работал. Как он может доказать свою активность? А если это ребенок, который крайне редко поднимает руку и боится отвечать? Как его простимулировать к активности? Призовые баллы позволяют, во-первых, относительно объективно контролировать активность учащихся на уроке, во-вторых, позволяют быть смелей при ответе, не бояться ошибиться, поскольку за неправильный ответ на небольшой вопрос не поставят «два», в-третьих, позволяют задействовать большее количество детей при коррекции знаний и фронтальном опросе, в-четвертых, с их помощью можно научить отвечать ребенка step-by-step, начиная с небольших ответов и заканчивая развернутыми: формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных, у средних и слабых формируется умение высказываться. Кроме того на уроках, за различные действия ученик получает и накапливает бонусы в виде призовых баллов, и лишь он сам определяет на что они могут быть потрачены. Причем оценку определяет сам ученик, поскольку каждая из них обладает разной стоимостью, которая была определена в начале года учителем совместно с учащимися. Тем самым он управляет своими достижениями и самостоятельно принимает решения. Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является атмосфера доброжелательности на уроках и отсутствие страха перед ответом.
С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки я предоставляю ученикам шанс исправления неудовлетворительной оценки. Это может быть дополнительное занятие или время для пересдачи. Главное, что бы ребенок знал, что полученная отметка – это не конец света, есть возможность все поправить.
IV. Основой нашей системы образования является классно-урочная система. Можно ли в её рамках эффективно создавать ситуацию успеха?
Конечно, да при условии создания такого алгоритма урока, который позволял бы реализовать все выше перечисленные средства достижения успеха на практике. Он должен состоять из трех дидактических единиц:
коррекция знаний
контроль знаний
изучение нового материала
Как мы знаем, наибольшая степень мыслительной активности ребенка приходится на середину урока 15-35 минуты. Для создания условий успешной проверки знаний проводить её в указанное время. На первом же этапе урока проводить коррекцию знаний и так называемое «вкатывание» в урок, начиная с легких и коротких вопросов и переходя к более сложным и развернутым, чтобы мозг ребенка постепенно переключался и на новый предмет и переходил из режима отдыха на перемене в рабочее урочное состояние. Здесь уместно использовать фронтальный опрос по желанию с раздачей призовых баллов за верные ответы, задавать вопросы из домашнего задания, на которые дети готовили ответы дома. Можно использовать такие формы работы как: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, эвристическая беседа, интервью. При этом учитель корректирует знания учащихся, может успеть выявить пробелы в знаниях и ошибки в понимании материала. Ученики, которые в силу каких-либо причин не подготовились или недостаточно подготовились к уроку, могут восполнить пробелы в знаниях и подойти к контролю с большей уверенностью в успехе, а, следовательно, с меньшим стрессом и негативом. В итоге к моменту начала контроля дети будут готовы максимально проявить себя.
Для создания ситуации успеха, письменный контроль знаний (я использую преимущественно такой, поскольку он позволяет проверить знания всех учащихся за короткое время) должен быть избыточным. Т.е. перед учениками ставится задача набрать определенное количество баллов для той или иной отметки. Баллы за каждое задание прописываются и их больше, чем необходимо для отметки «отлично». Таким образом, у ученика появляется вариативность в выборе заданий, и он может самостоятельно решать сколько, и в каком порядке их выполнять для получения необходимой ему отметки. Поэтому ответственность за нее он несет сам, что снижает конфликтность между учеником и учителем. При этом позволяя учителю включать в работу и сложные задания для продвинутых учеников.
Второй вариант проведения контроля: учащиеся со слабой подготовкой получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Могут быть даны творческие задания с четкой инструкцией, а иногда и образцом выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания.
Таким образом, первые два этапа урока программируют ученика на успешность, дают почувствовать уверенность в своих силах и проявить себя.
На третьем этапе урока – объяснении нового материала – я использую ТАК для представления темы в сжатом виде, он позволяет задействовать сразу и визуальную и слуховую память, а кроме того, учащиеся с образным мышлением запоминают схему как образ, а те, у кого мышление абстрактное как систему взаимосвязанных элементов. Что позволяет лучше понять новый материал. Но поскольку на последнем этапе урока мыслительная активность падает, то здесь используется моторная память при записывании конспекта и составлении схем. Кроме того, ТАК позволяет использовать его как средство навигации при составлении презентаций, и тогда он наполняется визуальными материалами, что добавляет ему яркости, образности и позволяет лучше усвоить новую тему. Кроме этого он дает «скелет» для изучения темы, на который ученики будут «нанизывать» знания, получаемые из параграфа, причем не все подряд, а выборочно – те, которые помогут дать ответ на вопрос, зашифрованный в плане. Так же на этом этапе урока можно использовать приемы: публичное выступление или обмен ролями. В этих случаях слово предоставляется наиболее сильным/желающим детям, которые заранее готовят объяснение всего или части нового материала. В первом случае, выступая компаньонами учителя, а во втором - заменяя его. Что позволяет им стать вровень с ним, стать не подчиненными, но соучастниками учебного процесса.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Литература
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991.
Казакова Е. Путь по лестнице успеха//Народное Образование. 1996. №6 с. 87 – 90.
Анализ ситуации -условие успеха // В. Соловьева, М. Глазунова, Е. Полевая и др. // Народное образование. - 1996. - № 1. - С. 80-84