Урок литературы в 9 классе "Невольник чести" (Последние годы жизни и творчества А.С.Пушкина)
Урок литературы в 9 классе "Невольник чести" (Последние годы жизни и творчества А.С.Пушкина)
Т и п урока: комбинированный
Ц е л и урока: 1.Обучающие: формирование знаний о биографии А.С.Пушкина (последние годы жизни поэта); проверка степени усвоения ранее изученных стихотворений Пушкина, знакомство с некоторыми последними стихами А.С. Пушкина; формирование умений и навыков анализа стихотворений, работы с учебной и дополнительной литературой; обеспечение усвоения таких понятий, как честь, благородство, мораль, цинизм и др.
2. Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать, обобщать, умения переносить знания в новую ситуацию, навыков устной и письменной речи, исследовательской и творческой деятельности; развитие воли, рефлексии, эмоциональной сферы личности учащихся, эстетического вкуса, познавательного интереса, речи.
3. Воспитывающие: воспитание нравственных качеств и гражданской позиции: честности, порядочности, благородства, чувства сопричастности к горю, беде ближних, нетерпимого отношения к любым проявлениям подлости, цинизма; ответственности; формирование общечеловеческого мировоззрения, правовой культуры.
З а д а ч и: 1.Образовательные: формировать знания о последних годах жизни А.С.Пушкина, о причинах, приведших к дуэли; о том, какое отражение эта тема нашла в живописи, кино, литературе; обеспечить усвоение нравственных понятий в ходе словарной работы; продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать, готовить сообщения, работать в группах, индивидуально; осуществлять само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку (рецензии ответов, заполнение листа оценки работы).
2.Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию такого мировоззренческого понятия, как «причинно-следственная» связь; на материале урока, на примере А.С.Пушкина формировать нравственные качества учащихся, гражданскую позицию; правовую культуру - при знакомстве со статьёй из УК РФ «О клевете»; в целях эстетического воспитания использовать наглядность, оформление классной комнаты;
3.Задачи развития учащихся: формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы (во время лабораторной работы), составлять схемы, формулировать вопросы, умения переносить знания в новую ситуацию, развивать самостоятельность критического мышления, обогащать словарный запас учащихся, усиливать коммуникативные функции речи (при работе в группах, коллективной работе); формировать умения преодолевать трудности при обучении, обеспечить ситуации эмоциональных переживаний (и при анализе стихов, и при знакомстве с историей дуэли, и при прослушивании отрывков из музыкальных произведений, и в эпизоде с эмпатией – рассказ от лица…)
М о т и в а ц и о н н о е обеспечение урока:
Стимулировать положительное отношение к учению через: работу в зоне ближайшего развития, создание ситуации успеха, сотрудничество с учителем и одноклассниками (работа в группах);
Способствовать развитию как сильных, так и слабых, уверенности в своих силах, дать толчок к саморазвитию (разноуровневые задания с правом выбора).
Основные м е т о д ы: исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Ф о р м ы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая; учащиеся выполняют роли биографа Пушкина, лингвистов, искусствоведа, юриста, роль лаборанта (работа с компьютером: работа с презентацией урока: по ходу урока проецирует на экран необходимые наглядные средства обучения, иллюстрации к уроку, производит музыкальные заставки и др.)
О б о р у д о в а н и е: 1.ТСО – компьютер, диск CD «А. С. Пушкин в 200 летней
истории»; проигрыватель, грамзапись «Воспоминания Лермонтова «Из истории создания стихотворения «Смерть поэта».»
2.Наглядность – репродукция картины А. Наумова «После дуэли»; портреты
А.С.Пушкина (худ. Линёв, Тропинин), Н.Н.Гончаровой; фотографии с картин: «Возвращение Пушкина с дуэли» Бореля, «Смерть Пушкина» Белюкина, «Пушкин в гробу» Козлова и др.; портреты Геккерена, Дантеса, Даля, Данзаса; плакаты : «Условия дуэли», эпиграф урока.
3.Книжная выставка «России сердце не забудет!».
4.Карточки с заданиями, словами для словарной работы, листы оценки работы учащихся на уроке.
5.Свеча; тёмные одежды присутствующих на уроке.
М е ж п р е д м е т н ы е с в я з и: история, живопись, музыка, право.
П л а н у р о к а
1. Оргмомент.
2. Открытие темы. Постановка целей и задач урока. Сообщение плана, условий работы, критериев оценки.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе "Невольник чести" (Последние годы жизни и творчества А.С.Пушкина) »
МОУ Шатковская СОШ №1
Р.п. Шатки Нижегородской области
Методическая разработка урока-презентации по литературе в 9 классе
на тему:
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Балашова Н.П.
Т и п урока: комбинированный
Ц е л и урока: 1.Обучающие: формирование знаний о биографии А.С.Пушкина (последние годы жизни поэта); проверка степени усвоения ранее изученных стихотворений Пушкина, знакомство с некоторыми последними стихами А.С. Пушкина; формирование умений и навыков анализа стихотворений, работы с учебной и дополнительной литературой; обеспечение усвоения таких понятий, как честь, благородство, мораль, цинизм и др.
2. Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать, обобщать, умения переносить знания в новую ситуацию, навыков устной и письменной речи, исследовательской и творческой деятельности; развитие воли, рефлексии, эмоциональной сферы личности учащихся, эстетического вкуса, познавательного интереса, речи.
3. Воспитывающие: воспитание нравственных качеств и гражданской позиции: честности, порядочности, благородства, чувства сопричастности к горю, беде ближних, нетерпимого отношения к любым проявлениям подлости, цинизма; ответственности; формирование общечеловеческого мировоззрения, правовой культуры.
З а д а ч и: 1.Образовательные: формировать знания о последних годах жизни А.С.Пушкина, о причинах, приведших к дуэли; о том, какое отражение эта тема нашла в живописи, кино, литературе; обеспечить усвоение нравственных понятий в ходе словарной работы; продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать, готовить сообщения, работать в группах, индивидуально; осуществлять само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку (рецензии ответов, заполнение листа оценки работы).
2.Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию такого мировоззренческого понятия, как «причинно-следственная» связь; на материале урока, на примере А.С.Пушкина формировать нравственные качества учащихся, гражданскую позицию; правовую культуру - при знакомстве со статьёй из УК РФ «О клевете»; в целях эстетического воспитания использовать наглядность, оформление классной комнаты;
3.Задачи развития учащихся: формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы (во время лабораторной работы), составлять схемы, формулировать вопросы, умения переносить знания в новую ситуацию, развивать самостоятельность критического мышления, обогащать словарный запас учащихся, усиливать коммуникативные функции речи (при работе в группах, коллективной работе); формировать умения преодолевать трудности при обучении, обеспечить ситуации эмоциональных переживаний (и при анализе стихов, и при знакомстве с историей дуэли, и при прослушивании отрывков из музыкальных произведений, и в эпизоде с эмпатией – рассказ от лица…)
М о т и в а ц и о н н о е обеспечение урока:
Стимулировать положительное отношение к учению через: работу в зоне ближайшего развития, создание ситуации успеха, сотрудничество с учителем и одноклассниками (работа в группах);
Способствовать развитию как сильных, так и слабых, уверенности в своих силах, дать толчок к саморазвитию (разноуровневые задания с правом выбора).
Основные м е т о д ы: исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Ф о р м ы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая; учащиеся выполняют роли биографа Пушкина, лингвистов, искусствоведа, юриста, роль лаборанта (работа с компьютером: работа с презентацией урока: по ходу урока проецирует на экран необходимые наглядные средства обучения, иллюстрации к уроку, производит музыкальные заставки и др.)
О б о р у д о в а н и е: 1.ТСО – компьютер, диск CD «А. С. Пушкин в 200 летней
истории»; проигрыватель, грамзапись «Воспоминания Лермонтова «Из истории создания стихотворения «Смерть поэта».»
2.Наглядность – репродукция картины А. Наумова «После дуэли»; портреты
А.С.Пушкина (худ. Линёв, Тропинин), Н.Н.Гончаровой; фотографии с картин: «Возвращение Пушкина с дуэли» Бореля, «Смерть Пушкина» Белюкина, «Пушкин в гробу» Козлова и др.; портреты Геккерена, Дантеса, Даля, Данзаса; плакаты : «Условия дуэли», эпиграф урока.
3.Книжная выставка «России сердце не забудет!».
4.Карточки с заданиями, словами для словарной работы, листы оценки работы учащихся на уроке.
5.Свеча; тёмные одежды присутствующих на уроке.
М е ж п р е д м е т н ы е с в я з и: история, живопись, музыка, право.
П л а н у р о к а
1. Оргмомент.
2. Открытие темы. Постановка целей и задач урока. Сообщение плана, условий работы, критериев оценки.
8. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
Обоснование использования презентации
Презентация поможет восстановить ход тех трагических событий, поможет почувствовать душевное состояние поэта в последний год жизни и боль его утраты.
ХОД УРОКА
ВСТУПЛЕНИЕ. Урок начинается музыкальным вступлением и показом первого и второго слайдов презентации. Учитель читает отрывок из стихотворения Пушкина:
Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
Решенья глупости лукавой,
И шёпот зависти, и лёгкой суеты
Укор весёлый и кровавый.
ОТКРЫТИЕ ТЕМЫ.
- Неслучайно эпиграфом нашего сегодняшнего урока стали именно эти пушкинские строки. Как вы думаете, ребята, о чём же предстоящий урок?
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Сегодня мы попытаемся понять душевное состояние А.С.Пушкина в последний год его жизни и какое выражение нашло это в его произведениях.
Я приглашаю вас к размышлению и исследованию вопроса «Почему погиб Пушкин? Можно ли было избежать этой трагедии
«А зачем нам это? » - может быть, спросят некоторые из вас. На этот вопрос, я думаю, вы сами дадите ответ. (Для того, чтоб лучше понять его стихи, глубже проникнуть в их суть, «вычитать» из его произведений представление о его чувствах, характере, мировоззрении, чтоб каждый из вас сумел сделать свой вывод о событиях тех лет и о гибели поэта).
А для этого нам необходимо, хотя бы частично, восстановить ход тех трагических событий, прочитать некоторые стихи Пушкина последних лет и сделать их частичный анализ, познакомиться с воспоминаниями современников Пушкина и дневниковыми записями самого поэта.
СООБЩЕНИЕ ПЛАНА, УСЛОВИЙ РАБОТЫ, КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ.
П о л о ж и т е л ь н ы й н а с т р о й на работу:
- Желаю вам открытий, успеха, приобретения духовных ценностей и жизненного опыта. И пусть девизом нашей работы будут слова Пушкина:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО. Индивидуальные карточки с заданием «Продолжи стихотворение, укажи название, год написания» с последующей проверкой в виде
п о э т и ч е с к о й р а з м и н к и (записана только одна строка):
- Какие чувства, какое настроение вызывают у вас прочитанные строки?
- В какие моменты жизни Пушкина они были написаны?
- Есть ли среди этих стихов такие, которые написаны в последние годы жизни?
( Вызывают светлые чувства, радостное, возвышенное настроение, вселяют надежду на лучшее, звучит вера в добро, любовь, справедливость. Хочется жить и радоваться жизни : сам поэт испытывал подобное при написании этих и многих других стихотворений. Они написаны в лучшие моменты его жизни.)
Переход к новому.
- А сейчас послушайте ещё одно стихотворение А. С.Пушкина «Пора, мой друг, пора!», в котором поэт обращается к своей жене. Слайд №3 ( Читает ученик)
Беседа по прочитанному и рецензирование чтения учащимися:
- Те же светлые чувства вызывает это стихотворение?
- Когда оно написано? (1834г.)
- Удалось ли передать при чтении настроение лирического героя?
- Почему же поэт разуверился в возможности счастья?
- От чего он ищет покоя?Посмотрите на репродукцию картины «Пушкин в Петербурге». Слайд № 4 Что вы можете сказать о настроении поэта, его душевном состоянии?
- Именно в это время Пушкин писал жене «Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мне веселее жить между пасквилями и доносами?».
- Как складывались обстоятельства в последние годы жизни поэта, каким было его душевное состояние, мы узнаем из сообщения биографа.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1.Сообщение ученика (роль биографа)№1:
- Последние два года жизни поэт чувствовал себя бесконечно усталым от постоянной критики, преследований цензуры (многие из его современников считали Пушкина «умолкнувшим», исписавшимся, пережившим свой талант. Булгарин называл его «великим человеком на малые дела»), от необходимости нести навязанную Николаем 1 придворную службу. Он был пожалован в камер-юнкеры (обычно такие звания давались юношам, а Пушкин был уже немолод). Придворное звание оскорбило Пушкина. Он понимал, что царь, приближая его ко двору, преследовал определённые цели. В свете вновь поползли слухи, будто поэт заискивает перед Николаем 1. Обстоятельства складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина, а н а р о д н ы й поэт, которым Пушкин себя уже осознавал, должен быть чистым и непорочным.
В дневнике 1834г. поэт записал, что переходит к открытой оппозиции.
С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае 1, в котором, по его словам «много от прапорщика и мало от Петра Великого». А какое мнение о Николае 1 у вас? Что вы можете сказать о нём по его портрету? Слайд №5
Поэтому хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов. Но он вынужден служить, чтоб содержать семью. Светское окружение его угнетало. Летом 1834г. он подал в отставку, но в ответ на это ему запретили работать в архивах. Прошение пришлось взять обратно.
Светское общество не могло простить Пушкину его гениальности. Глупцам, посредственностям, бездарностям всегда чужд человек высокоодарённый и духовно свободный. Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это неуклонновело к кровавой развязке. Поэт это знал.
2. Работа со статьёй у ч е б н и к а (стр.297):
Пушкин не знал покоя и в семье...
Посмотрите на портрет его женыи портрет Дантеса. Как вы думаете, это люди одного круга? По их облику можете ли вы что-нибудь сказать о их внутреннем мире, характере? Слайд № 6
Ухаживания Дантеса за женой Пушкина… Друзья не могли понять его…Получение анонимки, порочащей честь Натальи Николаевны… Дуэль стала неизбежной…
Учащимся было предоставлено право выбора задания.
Разноуровневые задания :
на «3» - прочитать и уметь пересказать;
на «4» - прочитать и составить план;
На «5» - прочитать и пересказать от лица самого Пушкина.
Проверка:
- Пересказ статьи учебника от лица Пушкина.
- Рецензирование учащимися, добавления из документов, дополнительной литературы.
- А как вы поступили бы в подобной ситуации?
3. Словарная работа.
- В этой статье много слов, которые требуют пояснения.
Помогут нам в этом л и н г в и с т ы и Толковый словарь.
1 ученик даёт определение слов: клевета, пасквиль, анонимка, интриги,
2 ученик работает у магнитной доски: распределяет карточки с этими словами в две колонки с последующим обоснованием: 1 группа слов имеет положительную смысловую окраску и относится к Пушкину, 2 группа слов – с отрицательной смысловой окраской и относится к противникам Пушкина.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1.Составление схемы-опоры (по этапам).
Ученики используют для этого вопросы: ч т о? к т о? г д е? к о г д а?
- Как это всё отразилось в его произведениях, вы сможете узнать, проведя небольшое
и с с л е д о в а н и е.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА( в группах ) 1) роль литературоведовСлайд №7 Цель: проанализировать несколько стихотворений Пушкина последних лет жизни поэта («Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора!», «Не дай мне, Бог, сойти с ума»), выявить настроение лирического героя, звучание стихотворения, цветовой колорит и т. п., - доказать, что в них отражается душевное состояние поэта, сопоставить с лирикой других лет (использовать стихи из поэтической разминки).
№
2 группа (роль искусствоведов)
Проводит работу по сравнительному описанию двух портретов А.С.Пушкина (Художники: Тропинин, 1827; Линёв, 1836-1837) Слайд №8
Образец оформления работы предлагается на Слайде №9
Вывод по исследовательской работе, сверить с выводом на Слайде №10
1 группа:
Эти стихи (ранние и поздние) – вехи судьбы поэта; свобода юности, надежды и любовь, счастье с одной стороны и усталость, отчаяние, безысходность, отсутствие свободы, счастья – с другой.
Осуществление обратной связи:
- Ощутили ли вы состояние души А.С.Пушкина?
- Как отозвались на пушкинские стихи?
- Можно ли угадать в них судьбу поэта и назвать их автобиографичными?
- Понятна ли вам перемена в судьбе поэта?
2 группа:
Ученики отмечают очевидное различие портретов, обосновывая свои ответы. Заставляют всех присутствующих принять такие же позы, как и на портретах, чтоб на себе испытать разницу в душевном состоянии Пушкина 1827г.(Портрет Тропинина) и Пушкина 1836-1837г.г. (Портрет Линёва, сделанный по посмертной маске поэта).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА с поэтапным ЗАКРЕПЛЕНИЕМ полученных знаний.
Рассказ учителя
- Ребята, перед вами карта Санкт-Петербурга 30-х годов 19 века. Покажите на ней и назовите места, связанные с именем А.С.Пушкина. Слайд №11.
Дуэль состоялась 27 января 1837года в нескольких верстах от Петербурга. Слайд №12
Полиция не смогла, а, может быть, не захотела остановить дуэль. На стороне барона Геккерна и Дантеса был и граф Бенкендорф (шеф жандармов), не любивший Пушкина. Жандармы были посланы в Екатерингоф, будто бы по ошибке, думая, что дуэль будет происходить там, а она была за Чёрной речкой около Комендантской дачи. Пушкин дрался среди белого дня и почти на глазах у всех!
При отсутствии законов, охраняющих личность, для порядочного человека дуэль в то время оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких.
-Как вы думаете, изменилось ли что-нибудь в этом вопросе в современном нашем обществе? Все приглашаются на консультацию к юристу.
Сообщение ученика (роль ю р и с т а):
- В нашем демократическом обществе, в отличие от общества, в котором пришлось жить А.С.Пушкину, честь и достоинство граждан защищены законом. И уже нет необходимости защищать честь с оружием в руках. Клевета признаётся преступлением против чести и достоинства человека, клеветники привлекаются к юридической ответственности согласно статье 229 (ч.1) Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наказанием за это деяние могут быть не только штрафы, исправительные работы, но и арест на несколько месяцев, а такжепредусмотрены и другие наказания – вплоть до лишения свободы.
Запомните, ребята, что клевета – по законам современной России – преступление! Слайд №13
Беседа:
- А был ли у Пушкина выбор, как защитить честь своей семьи?
- Легко ли было ему решиться на дуэль? Ведь у него было уже четверо детей!
- Что он мог чувствовать в это время?
Звучит тревожная м у з ы к а (Ария Ленского из оперы «Чайковского «Евгений Онегин» - «Перед дуэлью»)
2 этап составления схемы
КТО?
-секунданты-
Пушкин Данзас Де Аршиак
ГДЕ?
Петербург Чёрная речка
КОГДА?
27 января ( 8 февраля 1837г.) - 29 января (10 февраля1837г.)
Постановка проблемного вопроса:
- Всё ли можно рассказать по этой схеме?
- Чего в ней недостаёт?
- Значит, нам нужно найти ответы ещё на один вопрос: кто? А для этого я предлагаю работу с к р о с с в о р д а м и :
Работа в группах.
1 группа – составляет кроссворд «Друзья А.С.Пушкина»
2 группа – отгадывает кроссворд «Недруги А.С.Пушкина». Слайд №14
Проверкаответов. Слайд №15
Вносятся д о п о л н е н и я (фамилии недругов поэта из кроссворда) в схему, делается в ы в о д :
По этой схеме можно рассказать и о причинах дуэли, и о её участниках, а также о том, что отстаивал Пушкин и что олицетворяли собой его многочисленные противники. Это не только поединок Пушкина и Дантеса, это поединок чести и бесчестия, правды и клеветы, морали и нравственности с цинизмом, безнравственностью и аморализмом.
У ч и т е л ь:
Его убийца хладнокровно
Навёл удар – спасенья нет!
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой он прикрывал грудь.
Звучит нарастающе тревожная м у з ы к а и текст из грамзаписи « По воспоминаниям М.Ю.Лермонтова. Из «истории создания стихотворения «Смерть поэта»» со слова: «Убили!..».
Работа по к а р т и н е А.Наумова «После дуэли»
Описание картины учащимся:
-Какой эпизод запечатлел художник? Слайд №16
(Раненого Пушкина ведут к саням, поддерживая под руки, Данзас и Де Аршиак. Справа, в стороне, спиной к зрителям стоит одинокий Дантес. Пятна крови на истоптанном снегу, стаи потревоженных птиц (наверное, воронов ), тяжело нависшее серое заревое небо – всё это усиливает трагедию.)
-Какую музыку можно было бы написать к этой картине?
-Звучание каких музыкальных инструментов, по-вашему, необходимо?
- Прошёл ли сквозь вас «свинец, поэта погубивший»? Поднимите руку, ладошкой повернув ко мне, если вас задела за душу эта трагедия.
Вывод по этапу:
- Можно ли было предотвратить дуэль?
- Что стало причиной дуэли?
- Почему Пушкина не остановили и допустили его гибель?
- Посмотрите ещё раз на схему-опору. Всё ли вам понятно? Задайте по ней друг другу вопросы.
- Рана оказалась смертельной. Его привезли домой, на Мойку, где он жил с семьёй с осени 1836года. Старый дядька Никита козлов внёс Пушкина в квартиру на руках. (Демонстрируется картина Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли»). На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. К поэту приходили сотни людей, самых разных сословий и званий. Слайд №17
- А как отреагировали на дуэль Пушкина с Дантесом в Петербурге, кто был рядом с ним в последние минуты жизни, вы узнаете из материала учебника.
Работа с у ч е б н и к о м
Предлагаются разноуровневые задания:
-читают статью;
-читают и составляют тезисный план;
-читают и высказывают свою позицию (рассуждение) или готовят пересказ от лица жены Пушкина, Никиты Козлова и др.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Слайд №18
- Ударило два часа пополудни, и в Пушкине осталось жизни на три четверти часа. (стр.298 учебника) 29 января (10 февраля) в 2 часа 45 минут пополудни Пушкин умер.
(Звучит «Реквием» Моцарта, резко обрывается, гасится свеча. Выдержать паузу).
Трагическая гибель поэта вдруг открыла глаза и друзьям его, и его знакомым, и всей русской публике, что совершилось злое, чёрное дело. Ребята, какая пословица или крылатое выражение здесь уместны? (Что имеем, не храним, потерявши,- плачем./ Нет пророка в своем Отечестве.)
Да, к сожалению, нет пророков в своём Отечестве. И в более позднее время, в 20 веке например, многие талантливые люди были гонимы. Кого из таких людей вы можете назвать? (Солженицын, Высоцкий, который откровенно заявлял в одной из своих песен: «Я не люблю, когда мне лезут в дущу, / Тем более, когда в неё плюют… »).
Не стал пророком в своём Отечестве и другой поэт – М.Ю.Лермонтов, который первым откликнулся на смерть А.С. Пушкина гневным, обличительным стихотворением «Смерть поэта», выразив в нём отношение русского общества к этому трагическому событию.( Встреча с ним нам ещё предстоит.)
Из н е к р о л о г а Пушкина В.Д.Одоевского:
«Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о нём не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужли в самом деле нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!»
Обращение к учащимся с целью развития э м о ц и о н а л ь н о й сферы их личности, воспитания сопричастности к трагедии:
- Тем, кому пришлось пережить утрату близкого человека, кто хоть раз испытал горечь невосполнимой утраты, эти слова будут понятны, понятно душевное состояние большинства людей того времени, не желающих смиряться с тем, что Пушкина больше нет.
Представьте, что больше никогда не будет самого близкого вам человека…
- Что вы чувствуете, ребята?
Есть что-то глубоко значительное в том, что Пушкин погиб, защищая честь женщины и своё достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Смысл гибели Пушкина в том, что он, будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, - пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца - это ещё больший парадокс, чем «скупой рыцарь». (В.Непомнящий).
Он же гений…
А гений и злодейство –
Две вещи несовместные.
Не правда ли?
Великим людям всегда воздают почести, пусть даже и с запозданием. Их похороны проходят торжественно, может быть, даже пышно. Так ли хоронили великого Пушкина? Об этом вы узнаете дома.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Разноуровневое, ученикам предоставляется право выбора):
Прочитать статью учебника о том, как был похоронен Пушкин. Составить 8 – 10 вопросов.
Составить кроссворд или тест на тему урока. (10 – 15 заданий).
Сочинение-рассуждение на тему «Почему погиб Пушкин?» (1,5 – 2 стр.).
Всем: Так как тема следующего урока «Нет, весь я не умру!», познакомиться со стихотворением А.С.Пушкина «Памятник».
К уроку внеклассного чтения прочитать пьесу М.Булгакова «Последние дни» и подумать, какую версию гибели Пушкина предлагает драматург.
Посмотреть фильм «Пушкин. Последняя дуэль» (Пр-во: Россия / 2006, с С.Безруковым в роли А.С.Пушкина).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Кого затронула трагедия А.С.Пушкина?
- О чём заставил задуматься вас этот урок?
- Почему наш урок назывался «Невольник чести»?
- Чему научились?
- Верно ли, что литература – отражение действительности?
- Стали ли вы хоть чуточку добрее, чувствительнее? Поднимите, пожалуйста, руки те, кого хоть однажды «задело» за душу на уроке.
- Способны ли вы совершить что-то подлое, оклеветать кого-то?
- Как вы поступите, когда (не дай бог) столкнётесь с клеветой? («Хвалу и клевету приемли равнодушно // и не оспоривай глупца…», обратитесь в прокуратуру).
- Верите ли вы в торжество добра и справедливости и в то, что зло всегда возвращается к тому, от кого исходит?
И вот пример, подтверждающий это:
Властями убийца Пушкина не был наказан, но «есть и божий суд»…
Дантес прожил 83 года. В 32 года умерла его жена, оставив 4 детей. Младшая дочь, Леония-Шарлотта, одарённая редким чутьём, выучит русский язык и прочитает Пушкина, и преклонится перед поэтом, и возненавидит отца, и бросит ему страшные слова обвинения. И сойдёт с ума… Леония-Шарлотта, дочь Жоржа Дантеса.
- Если у вас есть вопросы, вы можете задать их мне или друг другу.
ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
Самооценка, взаимооценка: заполнение листов оценки работы на уроке.
Оценка учителя
Вербальная: Спасибо, друзья мои, за хорошие, умные мысли, за доброту ваших глаз и сердец. Мне верится, что вы сегодня были искренни. Спасибо, что с серьёзностью подошли к теме, столь важной для нравственного взросления, становления вашей личности и формирования вашей гражданской позиции.
В баллах оценка даётся позже, с учётом оценок самих учащихся.
ЛИТЕРАТУРА.
Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками: переписка; воспоминания; дневники. В 2-х томах.Т.2./Сост. В. В. Кунин. – М.: Правда, 1987 г.
Последний год жизни А.С.Пушкина. – М., 1989 г.
Сборники стихов А.С.Пушкина разных изданий.
Статьи из журнала «Литература в школе» 1999 года № № 2; 5; 8.
Статьи из газеты «Труд-7»: от 14; 21; 28 августа 1998 г. Н. Скатов «Пал, оклеветанный …»; от 5 февраля 1999г. Н.Шевцов «Подобный сотням беглецов. (О судьбе убийцы Пушкина и о тех, кто окружал его)».
Учебник: Маранцман В.Г. «Литература: 9 класс» - М.: Просвещение, 2002г.