kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. В статье представлены виды и методы для активизации учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

Саду Асия Мухтаровна

Преподаватель истории

Северо-Казахстанская область

г.Петропавловск

Петропавловский строительно-экономический колледж


"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Аннотация Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. «Критическое мышление в современной педагогике является одной из самой ключевых технологией и потому - актуальной для усовершенствования процессов преподавания и обучения в Казахстане. В наше стремительное время, современная школа выдвигает новые требования для выпускников: умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию, умения работать с различными видами заданий, способности осуществлять сотрудничество в совместной деятельности. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать ситуации и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на сегодня отвечает всем требованиям современной школы, является наиболее популярной и востребованной, имеет высокое мировое признание. Поток информации растущий в геометрической прогрессии, вызвал потребность в критическом мышлении школьников, в способности ориентироваться самому и находить решения. Кстати, умение адекватно воспринимать собственные и чужие ошибки, а также возможность работать с ними – одно из приоритетных направлений развития критического мышления. Его реализация проводится путем обсуждения фактов, изложения собственных мыслей, поиском альтернативных путей решения задач. Это нелегко дается детям, родители которых привыкли жить стереотипами и навязывают их детям с самого рождения, но даже самый маленький несмелый шаг в отстаивании собственной точки зрения – это большая победа не только ребенка, но и его наставника.

«Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». Эта технология может осуществить несколько направлений модернизации образования: -деятельностный характер образования. -личностную ориентацию обучения. -востребованность результатов обучения в жизни. В образовании с применением стратегий критического мышления меняется процесс преподавания: учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». Урок строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким при выборе стратегий работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Выбор способа развития критического мышления, требует точности и аккуратности со стороны педагога, а еще важно предусмотреть реакцию учащихся на все новое и найти способ эффективного настроя на учебу, ведь работа идет совместно в коллективе, где каждый ученик- индивидуальность. Данная стратегия позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А учащиеся со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла: -помочь активно воспринимать изучаемый материал, -помочь соотнести старые знания с новыми. Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии: - помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал, - помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое». На разных стадиях урока, используюразные приёмы и методы. На этапе – «Вызов». -кластер; -Игра-упражнение «Веер»; -Прием «Поясните цитату»; -Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»; -Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»; -Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных; -Прием «Верите ли вы, что…»; -Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»). На этапе - «Осмысление». -Прием инсерт (пометки на полях); -Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация); -Прием «Сводная таблица»; -Прием «Тонкие и толстые вопросы»; -Прием «Зигзаг»; -Прием «Мое мнение»; -Прием «Мозговой штурм»; -Прием «Фишбоун»; -Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?); На этапе - «Рефлексия» (размышление). -Написание эссе; -Рефлексивный экран вопросов; -Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме; -Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»); -Что нового вы узнали на уроке; -Написание синквейна. Наиболее часто используемый мною прием: «Кластер». Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему. Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием «Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) readingand (чтения и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: "V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. В пояснительной записке к программе по истории говорится, что студенты «…должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их…». Приём «инсерт» помогает учащимся читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Этапы «инсерта» соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Часто используемый прием учениками «синквейн».Это стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве: 1) инструмента для понимания сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности; 4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности Успешное применение различных методик по развитию критического мышления: повышает успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышает познавательный интерес к предмету и мотивирует на успех.





Литература 1.Заир – Бек С.И. Муштавинская И.В. « Развитие критического мышления на уроке» - М.Просвещение,2004г. 2.Халперт Д. «Психология критического мышления», СП б ,2000г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Саду Асия Мухтаровна

Дата: 19.06.2018

Номер свидетельства: 473714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления"
    ["seo_title"] => string(105) "innovatsionnyie-mietody-aktivatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-i-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "211693"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431673671"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-dietskoi-odariennosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-obobshchieniie-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "219487"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434216349"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства