Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
- Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
- Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Среди множества путей активизации познавательной деятельности учащихся одним из них является метод проектов.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
- То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе.
Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.
Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности.
Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка.
Конечным итогом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году
- Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.
- После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
- В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
В 1928 году Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов», Надежда Константиновна Крупская принимала его в своём кабинете на Чистых прудах.
Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа.
Профессор В. В. Кумарин пишет: «Луначарский, по совету Ильича, вместо „прусской модели“ ввёл американскую.
Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках „всестороннего развития личности“ (что такое „личность“ и сколько у неё сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники».
Проекты могут быть:
телекоммуникационными.
Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
- 1.Рефлексивные умения;
- 2.Поисковые (исследовательские) умения;
- 3.Умения и навыки работы в сотрудничестве;
- 4.Менеджерские умения и навыки;
- 5.Коммуникативные умения;
- 6.Презентационные умения и навыки.
Мы живём в обществе информационных технологий, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий метод проектов занимает одно из ведущих мест.
Сущность современной трактовки метода проектов
- В основе метода проектов лежит развитие познавательных и коммуникативных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
- Данный метод направлен на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
- Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно – следственные связи.
- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
- Данный метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии и применение творческих способностей.
- Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».
Для того, чтобы реализовать проект на уроке и во внеурочной деятельности, необходимо знать, каковы структурные элементы проекта.
Чаще всего выделяют 3 элемента проекта:
1 этап – подготовительный
- а. Инициирование идеи проекта.
- б. Обсуждение идей проекта в коллективе.
2 этап – основной
- в. Планирование работы
- г. Практическая деятельность по выполнению проекта.
- д. Консультации и координация работы в группах преподавателем.
3 этап – заключительный
- е. Презентация работ.
- ж. Оценка представленных проектов, определение лучших работ.
- з. Организация выставки лучших работ.
Процесс работы над проектом стимулирует учащихся к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность.
Он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий.
Это могут быть современные средства: компьютеры, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др.
Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. Средства массовой информации также оказываются полезными при работе над проектом.
Наш ребенок многое бы умел и знал, но беда в том, что он не хочет.
Поэтому расширение возможностей личности - это прежде всего повышение мотивации к развитию.
Нужно научить ребенка учиться, а не усваивать знания.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники.