kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления

Познавательная деятельностьэто сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

  • Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
  • Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Среди множества путей активизации познавательной деятельности учащихся одним из них является метод проектов.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;

это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

  • То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
  • Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе.

Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.

Накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности.

Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка.

Конечным итогом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению.          Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году

  • Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.
  • После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
  • В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

В 1928 году Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов», Надежда Константиновна Крупская принимала его в своём кабинете на Чистых прудах.

  Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа.

  Профессор В. В. Кумарин пишет: «Луначарский, по совету Ильича, вместо „прусской модели“ ввёл американскую. 

Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках „всестороннего развития личности“ (что такое „личность“ и сколько у неё сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники».

Проекты могут быть:

  •                     
  •                     
  •                     

                     телекоммуникационными.

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  • 1.Рефлексивные умения;
  • 2.Поисковые (исследовательские) умения;
  • 3.Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • 4.Менеджерские умения и навыки;
  • 5.Коммуникативные умения;
  • 6.Презентационные умения и навыки.

Мы живём в обществе информационных технологий, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий  метод проектов занимает одно из ведущих мест.

Сущность современной трактовки метода проектов

  •    В основе метода проектов лежит развитие познавательных и коммуникативных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
  •    Данный метод направлен на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
  • Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно – следственные связи.
  • Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
  • Данный метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии и применение творческих способностей.
  •  Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».
  •  

Для того, чтобы реализовать проект на уроке и во внеурочной деятельности, необходимо знать, каковы структурные элементы проекта.

            Чаще всего выделяют 3 элемента проекта:

1 этап – подготовительный

  • а. Инициирование идеи проекта.
  • б. Обсуждение идей проекта в коллективе.

2 этап – основной

  • в. Планирование работы
  • г. Практическая деятельность по выполнению проекта.
  • д. Консультации и координация работы в группах преподавателем.

3 этап – заключительный

  • е. Презентация работ.
  • ж. Оценка представленных проектов, определение лучших работ.
  • з. Организация выставки лучших работ.

Процесс работы над проектом стимулирует учащихся к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность.

Он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий.

Это могут быть современные средства: компьютеры, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др.

Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. Средства массовой информации также оказываются полезными при работе над проектом.

Наш ребенок многое бы умел и знал, но беда в том, что он не хочет.

Поэтому расширение возможностей личности - это прежде всего повышение мотивации к развитию.

Нужно научить ребенка учиться, а не усваивать знания.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления»

Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления Преподаватель МСХК Тананаенко О. В.

Инновационные методы активации познавательной деятельности и развития творческого мышления

Преподаватель МСХК

Тананаенко О. В.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.   Познавательная деятельность
  • Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

  • Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Среди множества путей активизации познавательной деятельности учащихся одним из них является метод проектов.   Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Среди множества путей активизации познавательной деятельности учащихся одним из них является метод проектов.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

  • То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
  • Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе.
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
  • В России метод проектов был известен ещё в 1905 году.
  • Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.
  • После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
  • В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными .

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: 1.Рефлексивные умения; 2.Поисковые (исследовательские) умения; 3.Умения и навыки работы в сотрудничестве; 4.Менеджерские умения и навыки; 5.Коммуникативные умения; 6.Презентационные умения и навыки.
  • В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
  • 1.Рефлексивные умения;
  • 2.Поисковые (исследовательские) умения;
  • 3.Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • 4.Менеджерские умения и навыки;
  • 5.Коммуникативные умения;
  • 6.Презентационные умения и навыки.

Мы живём в обществе информационных технологий, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий метод проектов занимает одно из ведущих мест.

Сущность современной трактовки метода проектов.    В основе метода проектов лежит развитие познавательных и коммуникативных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.    Данный метод направлен на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно – следственные связи.
  • Сущность современной трактовки метода проектов.
  •    В основе метода проектов лежит развитие познавательных и коммуникативных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
  •    Данный метод направлен на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
  • Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно – следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Данный метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии и применение творческих способностей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».
  • Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Данный метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии и применение творческих способностей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».
   Для того, чтобы реализовать проект на уроке и во внеурочной деятельности, необходимо знать, каковы структурные элементы проекта. Чаще всего выделяют 3 элемента проекта: подготовительный, основной, заключительный. 1 этап – подготовительный. а. Инициирование идеи проекта. б. Обсуждение идей проекта в коллективе. 2 этап – основной. в. Планирование работы г. Практическая деятельность по выполнению проекта. д. Консультации и координация работы в группах преподавателем. 3 этап – заключительный. е. Презентация работ. ж. Оценка представленных проектов, определение лучших работ. з. Организация выставки лучших работ.
  •    Для того, чтобы реализовать проект на уроке и во внеурочной деятельности, необходимо знать, каковы структурные элементы проекта. Чаще всего выделяют 3 элемента проекта: подготовительный, основной, заключительный.
  • 1 этап – подготовительный.
  • а. Инициирование идеи проекта.
  • б. Обсуждение идей проекта в коллективе.
  • 2 этап – основной.
  • в. Планирование работы
  • г. Практическая деятельность по выполнению проекта.
  • д. Консультации и координация работы в группах преподавателем.
  • 3 этап – заключительный.
  • е. Презентация работ.
  • ж. Оценка представленных проектов, определение лучших работ.
  • з. Организация выставки лучших работ.
Процесс работы над проектом стимулирует учащихся к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность. Он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютеры, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. Средства массовой информации также оказываются полезными при работе над проектом.
  • Процесс работы над проектом стимулирует учащихся к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность. Он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий.
  • Это могут быть современные средства: компьютеры, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. Средства массовой информации также оказываются полезными при работе над проектом.

Наш ребенок многое бы умел и знал, но беда в том, что он не хочет. Поэтому расширение возможностей личности - это прежде всего повышение мотивации к развитию. Нужно научить ребенка учиться, а не усваивать знания.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тананаенко Ольга Викторовна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "статья на тему,«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка»"
    ["seo_title"] => string(161) "statianatiemuformirovaniiemiezhlichnostnoghoobshchieniiauchashchikhsiarazvitiietvorchieskikhnavykovchierieziazykovyieiriechievyieighrynaurokakhkazakhskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "313683"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459522199"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение инновационных педагогических технологий на уроках географии . "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "149197"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420006429"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства