Статья "Работа с философским текстом в учебном процессе"
Статья "Работа с философским текстом в учебном процессе"
Одной из активных форм, которую я использую на занятиях по философии, и которая вызывает живой интерес у студентов, является работа с философскими текстами. Данный прием позволяет использовать учебное пространство для формирования понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, учит организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, учит работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с философским текстом в учебном процессе"»
Работа с философским текстом в учебном процессе
Использование в образовательном процессе новых форм и методов обучения, и прежде всего, активных, позволяет развивать творческое мышление студентов, умение формулировать и четко выражать свои мысли, находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Одной из активных форм, которую я использую на занятиях по философии, и которая вызывает живой интерес у студентов, является работа с философскими текстами. Данный прием позволяет использовать учебное пространство для формирования понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, учит организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, учит работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
В центре моего внимания, на занятиях философии, стоят проблемоцентричность, диалогичность и дискуссионность, поэтому большую эффективность дают деловые игры с использованием философских текстов, и прежде всего, оригинальных историко-философских. Особенно на первых этапах изучения философии в качестве пропедевтической функции, я использую игру «Символ», в которой студенту или малой группе предлагается для анализа философский текст, который за определенное время должен быть оформлен в виде схемы, опорного конспекта. Такая деятельность учит студентов выделять в тексте логические блоки, соподчинять понятия. Особая эффективность достигается при работе в малых группах, так как отдельным учащимся бывает иногда сложно самостоятельно справиться с заданием. В группе студенты могут активно обсуждать текст, предлагать свои варианты, но в итоге должны попытаться прийти к какому-либо единому согласованному решению. В завершении игры каждая группа излагает свой вариант решения проблемы и старается отстоять результаты своей работы.
Более сложной является игра «Ключ», которая позволяет перейти на более высокий уровень самостоятельного понятийного мышления. Студентам также дается для анализа философский текст, в котором они должны найти ключевое слово, ключевое предложение, ключевую мысль. Следующим этапом этой игры является, используя терминологию Гегеля, переход от «представления к понятию».
В зависимости от степени подготовленности студентов, я предлагаю следующее: 1.- сформулировать понятие, которое предлагает сам преподаватель и которое является ключевым в тексте; 2.- предложить студентам самостоятельно продвинуться от мысли /представления/ и найти и определить искомое понятие. Работа с философским текстом позволяет развивать логическое, понятийное мышление, успешнее овладевать категориальным аппаратом философии, а игровая модель обучения, совместная деятельность, диалогичность общения в исследовательском процессе студентов обеспечивает личностное включение каждого в изучение философии, значительно активизируя познавательную деятельность. Задача преподавателя - умелый подбор текстов для анализа, чтобы, с одной стороны, они были достаточно «прозрачны» и посильны, а с другой - давали возможность в ходе усвоения знаний проявлять и формировать самостоятельное мышление. В своей педагогической деятельности использование философских текстов я осуществляю на первых занятиях по философии, таких темах как: «Философия Древнего мира», «Философия средних веков и эпохи Возрождения», «Философия Нового времени» и других. На таких занятиях даётся памятка по работе с первоисточником, где указываются основные этапы работы с философским текстом, на что следует обратить пристальное внимание, разбирается текст произведения, слушаются комментарии студентов по тексту, а затем я указываю на ошибки, которые возникают в процессе интерпретации текста. Последующие занятия связаны с самостоятельным разбором текста уже в качестве домашнего задания.
Хочется отметить, что действительно использование данного приема способствует активизации познавательной деятельности, повышает интерес к изучаемому материалу, и как следствие значительно повышает успеваемость в группах.