kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Работа с философским текстом в учебном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из активных форм, которую я использую на занятиях по философии, и которая вызывает живой интерес у студентов, является работа с философскими текстами. Данный прием позволяет использовать учебное пространство для формирования  понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, учит организовывать  собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, учит работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с философским текстом в учебном процессе"»

Работа с философским текстом в учебном процессе



Использование в образовательном процессе новых форм и методов обучения, и прежде всего, активных, позволяет развивать творческое мышление студентов, умение формулировать и четко выражать свои мысли, находить верные решения в нестандартных ситуациях.   

Одной из активных форм, которую я использую на занятиях по философии, и которая вызывает живой интерес у студентов, является работа с философскими текстами. Данный прием позволяет использовать учебное пространство для формирования понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, учит организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, учит работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

  В центре моего внимания, на занятиях философии, стоят проблемоцентричность, диалогичность и дискуссионность, поэтому большую эффективность дают деловые игры с использованием философских текстов, и прежде всего, оригинальных историко-философских. Особенно на первых этапах изучения философии в качестве пропедевтической функции, я использую игру «Символ», в которой студенту или малой группе предлагается для анализа философский текст, который за определенное время должен быть оформлен в виде схемы, опорного конспекта. Такая деятельность учит студентов выделять в тексте логические блоки, соподчинять понятия. Особая эффективность достигается при работе в малых группах, так как отдельным учащимся бывает иногда сложно самостоятельно справиться с заданием. В группе студенты могут активно обсуждать текст, предлагать свои варианты, но в итоге должны попытаться прийти к какому-либо единому согласованному решению. В завершении игры каждая группа излагает свой вариант решения проблемы и старается отстоять результаты своей работы.      

     Более сложной является игра «Ключ», которая позволяет перейти на более высокий уровень самостоятельного понятийного мышления. Студентам также дается для анализа философский текст, в котором они должны найти ключевое слово, ключевое предложение, ключевую мысль. Следующим этапом этой игры является, используя терминологию Гегеля, переход от «представления к понятию».

В зависимости от степени подготовленности студентов, я  предлагаю следующее: 1.- сформулировать понятие, которое предлагает сам преподаватель и которое является ключевым в тексте; 2.- предложить студентам самостоятельно продвинуться от мысли /представления/ и найти и определить искомое понятие.             Работа с философским текстом позволяет развивать логическое, понятийное мышление, успешнее овладевать категориальным аппаратом философии, а игровая модель обучения, совместная деятельность, диалогичность общения в исследовательском процессе студентов обеспечивает личностное включение каждого в изучение философии, значительно активизируя познавательную деятельность. Задача преподавателя - умелый подбор текстов для анализа, чтобы, с одной стороны, они были достаточно «прозрачны» и посильны, а с другой - давали возможность в ходе усвоения знаний проявлять и формировать самостоятельное мышление. В своей педагогической деятельности использование философских текстов я осуществляю на первых занятиях по философии, таких темах как: «Философия Древнего мира», «Философия средних веков и эпохи Возрождения», «Философия Нового времени» и других. На таких занятиях даётся памятка по работе с первоисточником, где указываются основные этапы работы с философским текстом, на что следует обратить пристальное внимание, разбирается текст произведения, слушаются комментарии студентов по тексту, а затем я указываю на ошибки, которые возникают в процессе интерпретации текста. Последующие занятия связаны с самостоятельным разбором текста уже в качестве домашнего задания.

Хочется отметить, что действительно использование данного приема способствует активизации познавательной деятельности, повышает интерес к изучаемому материалу, и как следствие значительно повышает успеваемость в группах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Статья "Работа с философским текстом в учебном процессе"

Автор: Жердева Екатерина Кузьминична

Дата: 26.05.2017

Номер свидетельства: 418718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "статья "Приемы анализа и интерпретации повести А.С.Пушкина "Метель" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-priiemy-analiza-i-intierprietatsii-poviesti-a-s-pushkina-mietiel"
    ["file_id"] => string(6) "231766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442611758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(96) "doklad-na-tiemu-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "290899"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455031907"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Информатизация библиотеки в образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(62) "informatizatsiia-bibliotieki-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "117519"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412822026"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства