kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные технологии в преподавании истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для начинающего учителя - какие технологии наиболее удачны в преподовании истории

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в преподавании истории»


Технологии преподавания истории


Современные педагогические технологии позволяют реализовать поставленные цели и задачи в обучении истории:

- формирование у молодого поколения ориентиров гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли Казахстана во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В методической литературе на сегодняшний день достаточно мало информации о новейших технологиях преподавания. Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монархов).

В системе образования понятие "педагогическая технология" употребляется в трех категориях: Общепедагогическая, методическая (предметная), локальная (модульная, представляющая собой технологию отдельных из учебно-познавательных процессов), отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств:

технология урока, технология повторения, технология коррекции и контроля учебного материала, технология самостоятельной работы и др.

Личностно-ориентированные технологии.

Важнейшим условием эффективности образовательных технологий (пед. процесса) есть с личностно-ориентированные технологии, представляющие собой объединенные в определенных сочетаниях формы, методы и средства обучения.

Личностно-ориентированные технологии предполагают отказ учителя от авторитарной модальности в общении с учениками. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между учителем и учениками, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний школьниками.

Проектная технология.

В данном случае это, так называемая, локальная или технология отдельного вида деятельности.

Перспективной для старшей школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, но он пока не получил должного применения ни в начальной, ни в основной школах.

Однако, в старшей школе объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителям, подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.

Игровые технологии обучения.

Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательная, коммуникативная, самореализация, диагностическая, коррекция, межнациональная коммуникация, социализация.

Игры как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) как самостоятельные технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;

2) как элемента более крупной технологии;

3) как урок или его части (введения, закрепления, объяснения, контроля, упражнения и т.д.);

4) как технологии внеклассной работы (игры типа "Зарница", КТД и т.д.).

Рассмотрим более подробно технологию деловой игры. Она используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общих учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материалов разных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационная, операционная, ролевая, деловой театр, психо- и социодрама.

Далее следует введение в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертов за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками деловой игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они идут от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетает алгоритмизации с учетом вероятного характера событий, наиболее свойственный деловой игры). В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: а) по содержанию работы в группе - генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор; б) по организационным позициях - организатор, координатор, интегратор, контроллер, тренер, манипулятор; в) в отношении новизны - инициатор, осторожный критик, консерватор; г) по методологическим позициям - методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующей, программист; д) по социально-психологических позициях - лидер, предпочитает, принят, независимый, не принят, что отвергается.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры подразумевает выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Интерактивные методы обучения.

Интерактивные методы обучения является частью личностно-ориентированного обучения, поскольку способствуют социализации личности, осознание себя как части коллектива, своей роли и потенциала.

Сущность и виды интерактивных методов обучения.

Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные. Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от 2 до 6-ти человек), вторые - совместную работу и взаимообучения всего класса.

При обсуждении в малых группах - 3-5 минут, выступление - 3 минуты, выступление при фронтальной работе - 1 минута.

Групповые методы:

Работа в парах.

Ученики работают в парах, выполняя задания. Парная работа требует обмена мнениями и позволяет быстро выполнить упражнения, которые в обычных условиях является часомисткимы или невозможными (обсудить событие, произведение, вообще информацию, вывести итог урока, события и т.д., взять интервью друг у друга, проанкетировать партнера). После этого один из партнеров сообщает перед классом о результатах.

Работа в тройках. По сути, это затруднена работа в парах. Лучше в тройках проводить обсуждения, обмен мнениями, подведение итогов или наоборот, выделение непохожих мыслей).

Изменяемые тройки. Этот метод несколько сложнее: все тройки класса получают одно и то же задание, а после обсуждения один член тройки идет в следующую, один в предварительную и знакомит членов вновь троек с достоянием своей.

2 + 2 = 4. Две пары отдельно работают над упражнением течение определенного времени (2-3 минуты), обязательно доходят к общему решению, затем объединяются и делятся приобретенным. Как и в парах, необходимо консенсус. После этого можно либо объединить четверки в восьмерки, или перейти к групповому обсуждению.

Карусель. Ученики рассаживаются в два круга - внутренний и внешний. Возможны два варианта использования метода - для дискуссии (происходят "попарные споры" каждого с каждым, причем каждый участник внутреннего круга имеет собственные, неповторимы доказательства), или для обмена информацией (ученики из внешнего круга, двигаясь, собирают данные).

Работа в малых группах. Существенным здесь является распределение ролей: "спикер" - руководитель группы (следит за регламентом при обсуждении, зачитывает задание, определяет докладчика, поощряет группу к работе), "секретарь" (ведет записи результатов работы, помогает при подведении итогов и их вынесении), "посредник" (следит за тем, поощряет группу к работе), "докладчик" (четко выражает мнение группы, сообщает о результатах работы группы).

Возможно выделение экспертной группы из сильнейших учеников. Они работают самостоятельно, а при объявлении результатов рецензируют и дополняют информацию.

Аквариум. В этом методе одна микрогруппа работает отдельно, в центре класса, после обсуждения излагает результат, а остальные группы слушает, не вмешиваясь. После этого группы внешнего круга обсуждают выступление группы и собственные достижения.

Фронтальные методы:

Большой круг. Ученики сидят по кругу и по очереди по желанию высказываются по поводу определенного вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.

Микрофон. Это разновидность большого круга. Ученики быстро поочередно высказываются по поводу проблемы, передавая друг другу воображаемый "микрофон".

Незаконченные предложения. Несколько усложненный вариант большого круга: ответ ученика - это продолжение незаконченного предложения типа "можно сделать такой вывод ...", "я понял, что ..."

Мозговой штурм. Общеизвестна технология, суть которой заключается в том, что все ученики по очереди высказывают абсолютно все, даже алогичные мысли по поводу проблемы. Высказано не критикуется и не обсуждается до окончания высказываний.

Анализ дилеммы (проблемы). Ученики в кругу обсуждают определенную дилемму (проще) или проблему (сложнее, потому поливариантным). Каждый говорит варианты, состоящие в результате выбора. Лучше давать задания выбора с личностным смыслом (например, "платить налоги, если страна не способна их правильно распределить?").

Мозаика. Это метод, сочетающий и групповую, и фронтальную работу. Малые группы работают над различными заданиями, после чего переформировываются так, чтобы в каждой вновь группе были эксперты из каждого аспекта проблемы (например, каждая первичная группа анализировала причины второй мировой войны, после переформирования первая новая группа должна обобщить тематику всех главных событий войны, вторая – основных участников войны, третья – итоги войны, четвертая – последствия и значение войны).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Современные технологии в преподавании истории

Автор: Демидова Наталья Сергеевна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Статья "Совершенствование преподавания истории через интегрированные уроки" "
    ["seo_title"] => string(86) "stat-ia-soviershienstvovaniie-priepodavaniia-istorii-chieriez-intieghrirovannyie-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "137397"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417347593"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Инновационные технологии в преподавании истории и обществознания в рамках внедрения ФГОС второго поколения."
    ["seo_title"] => string(124) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-istorii-i-obshchiestvoznaniia-v-ramkakh-vniedrieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247596"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446577550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Научная статья на тему : " Современные педагогические технологии преподавания истории ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_stat_ia_na_tiemu_sovriemiennyie_piedaghoghichieskiie_tiekhnologhii_pri"
    ["file_id"] => string(6) "423401"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498701795"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhiia-proiektnogho-obuchieniia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "231264"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442429446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства