kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья на тему : " Современные педагогические технологии преподавания истории "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются педагогические технологии и инновационные методы работы,  применяемы при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах, которые помогут студенту, будущему специалисту, войти в новое пространство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему : " Современные педагогические технологии преподавания истории "»

Современные педагогические технологии преподавания истории и обществознания



М.К.Ерёмина



Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования "Алатырский сельскохозяйственный техникум" Министерства Образования и молодежной политики Чувашской Республики



Аннотация

В статье рассматриваются педагогические технологии и инновационные методы работы, применяемы при преподавании гуманитарных дисциплин в СПО, которые помогут студенту, будущему специалисту, войти в новое пространство.

Раскрываются интерактивные формы обучения и различные педагогические технологии – нетрадиционные возможные методы и средства обучения студентов истории и обществознания в настоящее время.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, различные педагогические технологии, развивающие технологии обучения, проблемное обучение, кейс-метод, здоровьесберегающая технология, технология метода проекта, технология личностно-ориентированного образования



Modern educational technology teaching of history and social science



M.K.Eremina



Educational institution of the Chuvash Republic vocational education "Alatyrskij Agricultural College" of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic

Abstract

The article deals with educational technology and innovative working methods, applicability in teaching the humanities in the ACT, which will help the student, future expert, enter into the new space.

Disclosed interactive forms of learning and different educational technology - unconventional possible ways and means of teaching students of history and social science at the moment.

Keywords: interactive forms of education, various educational technology, educational technology training, problem-based learning, case method, zdorovesberegajushchih technologies, technology project method, technology student-centered learning.



Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в вузах настоятельно требуют от преподавателей применения  инновационных методов работы: активных,  нестандартных, развивающих  вовлеченность студентов в процесс обучения и увлеченность им.

 Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут студенту войти в новое пространство. При этом необходимо добиться увеличения числа студентов:

 - осваивающих общие и профессиональные компетенции;                        

- умеющих  устанавливать  конструктивные  отношения  с  другими людьми;

- самостоятельно      принимать     решения     и     осознавать     меру ответственности за них.

Чему учить и как учить? - этим вопросом задается каждый преподаватель.

Элберт Грин Хаббард  считал, что "Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи преподавателя".[5]

 Вот почему вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью образования становится развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

А для достижения цели преподавателю самому все время приходится учиться. Он уже не может работать как раньше.

Хотелось бы выделить следующие наиболее важные, на мой взгляд, проблемы:

 - чему учить?

 -как учить?

-какие методы считать современными?

 «Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех".

 Мир меняется настолько быстро, а информация умножается и устаревает, что «вуз должен в большей степени учить способам познания мира, умению самостоятельно учиться и общаться с людьми».

Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов. В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры. 

С внедрением компьютерных технологий стало модным использование их на уроках. Это позволяет более точно донести до студентов особенности исторических событий, привлечь их внимание. Если выдается такая возможность, я использую презентации, которые составляю сама или использую готовые, отрывки из документальных и художественных фильмов. При получении опережающего задания студенты также готовят презентации.  Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень студентов. 

Но необходимо проанализировать проблемы, связанные с подачей лекционного материала с использованием электронных презентаций, а также особенности восприятия информации современными студентами. Кроме того, можно применять интернет-тестирования в качестве механизма проверки знаний.
Возрастание роли информационных технологий сегодня привычное явление. Компьютер стал неотъемлемой составляющей нашей жизни и трудно себе представить современного человека без его использования. Вполне логично, что компьютеризация образования– реальность сегодняшнего дня. В настоящее время достаточно много написано трудов, посвященных анализу информационного общества, основными характеристиками которого являются тиражирование интеллектуального продукта не только посредством печатных изданий, но и через научные конференции, симпозиумы, лекции, семинары и, конечно, Интернет. В современном обществе умение добывать информацию имеет не меньшую, а часто, и большую ценность, чем знание о ком-то или о чем-то.
Для многих Интернет является первоисточником, а иногда, и единственным источником информации, которому доверяют. Зависимость от Интернета заметна во время проведения занятий. Возможно, это объясняется недостатком электронных библиотек, отсутствием навыков работы с учебной литературой, экономией времени и т.д.

Сегодня перед педагогами стоит двойная задача: вернуть интерес аудитории к знаниям, а также найти более приемлемый формат их подачи. Найти привлекательные образы подачи материала — важнейшая задача. Необходима обратная связь, визуальная, эмоциональная реакция, создающая условия для заинтересованной, комфортной работы.
Однако практика показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе сопряжено как с позитивными результатами, так и с негативными.

С одной стороны, визуальная коммуникация лучше воспринимается и лучше запоминается. С этой точки зрения перевод текстов лекций в электронный формат, предоставляет дополнительную возможность обращения к учебному материалу, что позитивно сказывается на учебном процессе.

Что же такое современный урок?  Это урок, на котором царят деловая атмосфера и доброжелательные отношения, взаимоуважение преподавателя и студентов, это рациональное распределение учебного времени, достижение целей урока, его результативность, это урок, на котором есть динамика, эмоция, интеллект.

Использование интерактивных форм обучения и различных педагогических технологий – вот небольшой перечень нетрадиционных возможных методов и средств обучения учащихся истории в настоящее время.

 Очень важно для достижения целей и задач урока правильно подобрать образовательную технологию.  Из  множества методов и технологий, выбираю следующие:

1) Развивающие технологии обучения. Метод развивающего обучения – это метод постановки учебных задач, установите, объясните, определите, найдите, исключите и т.д. Здесь очень подходит приём «кластера». С помощью кластеров можно представить большой объем информации, проследить причинно-следственные связи. Как составляется кластер? Посредине листа или доски пишется ключевое слово или фраза. Вокруг накидываются слова или предложения по данной теме, затем эти слова соединяются с главным словом или фразой. У этих второстепенных слов тоже могут быть ответвления.

2) Проблемное обучение. Студенты должны научиться обозначать проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы. Метод «мозгового штурма». Преподаватель или студенты формулируют учебную проблему. Студенты выдвигают разные порой абсурдные идеи. Затем совместно из этих идей отбираются лучшие.

 3) Технология метода проекта. Проект – это модель будущего, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Виды проектов: информационные, игровые, исследовательские, творческие. Примерные темы проектов: дети декабристов; историческая память, история родного города, история памятников архитектуры и т.д.

4) Кейс-технология - изучение явлений на основе конкретных ситуаций, общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев - как коллективное обсуждение вариантов  решения. Кейс- технология работают на формирование и развитие учебно-информационной компетенции и коммуникативной (социальной) компетенции. [2]

5) Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

6) Технология личностно-ориентированного образования, направлена на развитие личностных качеств студентов, способствующих адаптации и успешности человека в обществе: надпредметных умений и ключевых компетентностей.  

Современный подход к преподаванию гуманитарных дисциплин ставит общей целью   создание макси­мально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности студента. Для достижения этого перед преподавателем ставятся следующие целевые установки:

1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе XXI веке.

2. Воспитание патриотизма через осозна­ние сопричастности к судьбе Родины.

3. Самостоятельность – как формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.

5. Талерантность – как уважение  социального, мировоз­зренческого, конфессионального и культурного многообразия.

6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным ми­ровоззренческим вопросам.

7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.


На мой взгляд проектная и исследовательская деятельность студента при изучении гуманитарных дисциплин, тесно взаимосвязана. Изменение методического и дидактического подхода к конструированию образовательной программы требует нового стиля мышления преподавателя и развития научного мышления студента.


Литература

  1. Бедулина, Г.Ф. Интерактивные методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс].URL: http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm

  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995

  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль,1998.

  4. Семушина, Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001

  5. Щепотин, А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья на тему : " Современные педагогические технологии преподавания истории "

Автор: Акрамова Озода

Дата: 29.06.2017

Номер свидетельства: 423401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Список литературы для реферированного каталога научно-методической литературы "
    ["seo_title"] => string(88) "spisok-litieratury-dlia-riefierirovannogho-katalogha-nauchno-mietodichieskoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "236080"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443957625"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126041"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства