«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»
«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»
«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»
Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса Но, основными задачами образования сегодня является не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, развивать самостоятельность, личную ответственность,созидательные способности и качества человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность как на уроке, так и вне урока. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. Именно использование системно-деятельностного подхода в обучении обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Слайд 2
Общепризнанно, что деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников Поэтому урочную деятельность я строю таким образом, чтобы обучающиеся не только и даже не столько узнавали новое, сколько научились действовать, чувствовать, принимать решения.
И я остановлюсь на некоторых формах и методах своей работы, основанных на деятельностном подходе, позволяющих успешно решать задачи развития обучающихся
Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся.
Приемы, которые я использую, развивают мыслительные и творческие способности учащихся, их можно использовать на разных этапах урока. Приведу примеры некоторых из них Например, прием,«Лови ошибку!”. Ученикам раздаю тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Князья не прекращали вести борьбу между собой. Процесс раздробленности на Руси становился необратим. Летописец записал, что в 1125 году после смерти Владимира Мономаха
Русь распалась на множество частей. В 1206 году великим ханом монголов стал Батый, он начал захватнические походы в разные направления. Первая встреча с русскими состоялась в 1232 году на р.Неве.и закончилась поражением русских войск. В 1236 году хан Чингисхан вторгся в
Волжскую Булгарию, а в 1237 году, весной, началось вторжение на Русь. В 1240 году захватив Москву и Галицко –Волынскую Русь ордынцы на долгие годы установили свое господство»
Такой же эффект имеют задания типа “Повторяем с контролем”, когда ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают. Например, вот такие вопросы предложили после изучения темы «Отечественная война 1812 г учащиеся 9 классов :
Почему началась война в 1812 году между Россией и Францией?
Каков был стратегический план Наполеона в начале войны?
Почему война получила название Отечественной войны?
Какой план разработал Барклай де Толли?
Почему Александр 1 вынужден был назначить главнокомандующим Кутузова ?
Кто победил в Бородинской битве?
Прав ли был Кутузов, сдав французам Москву?
В чем состоял стратегический план Кутузова на завершающем этапе войны?
Еще один интересный прием,который любят ученики, “Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в 9-м классе “Бородинская битва ”, ученикам в конце урока задается вопрос : “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Вот что предложили дети:
1.Нарисовать схему сражения.
2. Охарактеризовать виды используемого вооружения
3.Составить характеристику исторических личностей, принимавших участие в битве
(Кутузов, Наполеон, Багратион, Раевский и др.)
4.Написать сценарий фильма «Бородинская битва»
Еще один интересный прием, который я использую: решение исторических примеров.
Например, при повторении дат по теме Правление Ивана Грозного, можно предложить выполнить такое задание:
Какое событие произошло в год Х.
Х= Введение Иваном 4 Опричнины – Присоединение г.Казани + Печать первой печатной книги И.Федоровым+ Присоединение Астрахани – Принятие Судебника Ивана 4
В этом году -?
К полученной дате прибавьте число 6.Какое бытие произошло в год Z
От последней даты отнимите число 40.Какое событие произошло в год Y
К вновь полученной дате прибавьте цифру 2.Какок событие произошло в годW
Играть любят ученики всех возрастов, но особенно это “непоседы” 5-7-х классов. Поэтому я использую разного рода путешествия. например в 6 классе повторительный урок по теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» я провожу в виде игры- путешествия. Дети делятся на команды,согласно цеховой организации средневекового города представляют различные цехи, каждая команда“летает” в прошлое на “хронолетах”.В рамках этого путешествия ученики повторяют причины возникновения городов, признаки ремесленной мастерской, правила цеховой организации, права и обязанности мастеров, учеников и подмастерьев, решают исторические задачи, работают с исторической картой. Этот прием называют “игра в случайность”
Эффективной формой активизации мыслительной деятельности, развития творческого мышления являются интеллектуальные разминки. Приведу пример одной из них. Учащимся 5 класса предлагается назвать исторические термины, относящиеся только к истории Древнего Египта. Как правило, ученики называют: фараон, саркофаг, пирамида, имена деятелей Древнего Египта: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.
Приведенные выше примеры заданий формируют у учащихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению учебного материала.
Применение методов эвристического обучения.
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методика обучения, основанная на открытии или догадке. совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины
История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики. Главный принцип эвристики – поиск, дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога.
Исследовательская деятельность, проблемное обучение, эвристическая беседа… - все это позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития
Возможности у исследовательского направления работы среди учащихся огромны. Во-первых, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством такого вида деятельности гораздо активнее и быстрее развивается познавательный интерес. Во-вторых, в исследовании активизируются такие психические процессы деятельности как : внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Ребятам очень нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, результатом которых является подготовка проектов, разнообразие видов деятельности. В процессе исследовательской работы проходит огромная воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотизма.
В определенной степени к эвристическому обучению я бы отнесла проблемное обучение, которое я часто использую на уроках. Например, на уроке, посвященном изучению восстания под рук.Е.И.Пугачева, перед ребятами было поставлено проблемное задание: А могло ли восстание Е.И.Пугачева завершиться победой восставших? С помощью проблемной ситуации на уроке была организована работа с историческими источниками, картой, каждая группа прорабатывала свой «вопрос»: 1гр- Личность Пугачева;2 гр- Масштаб восстания;3гр- Состав участников, их цели4 гр- ;«Манифесты» Е. Пугачева ; 5гр- «Уровень организованности восстания», по результатам работы была организована эвристическая беседа. Ученики, обсудив в группах, и придя к единому мнению, отстаивали свою точку зрения. Представляя себя свидетелями исторического события, находили свое решение проблемы.
Важность такого обучения заключается в том, что ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Такой же подход был использован,например при изучении тем в рамках курса обществознания: в 8 классе: Неравенство доходов: справедливо или нет?,в 10 кл: Предпринимательство :Легко ли быть предпринимателем?
Использование разнообразных приемов и методов по активизации мыслительной деятельности на основе системно – деятельностного подхода на уроке, способствуют эффективному решению образовательных и воспитательных задач,обеспечивающих формирование и развитие патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьников, что в свою очередь направлено на достижение тех целей, которые выдвигает современная образовательная стратегия государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»»
«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках
истории»
Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса Но, основными задачами образования сегодня является не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, развивать самостоятельность, личную ответственность ,созидательные способности и качества человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность как на уроке, так и вне урока. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.
Именно использование системно-деятельностного подхода в обучении обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Слайд 2
Общепризнанно, что деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников Поэтому урочную деятельность я строю таким образом, чтобы обучающиеся не только и даже не столько узнавали новое, сколько научились действовать, чувствовать, принимать решения.
И я остановлюсь на некоторых формах и методах своей работы, основанных на деятельностном подходе, позволяющих успешно решать задачи развития обучающихся
Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся.
Приемы, которые я использую, развивают мыслительные и творческие способности учащихся, их можно использовать на разных этапах урока. Приведу примеры некоторых из них Например, прием,«Лови ошибку!”. Ученикам раздаю тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Князья не прекращали вести борьбу между собой. Процесс раздробленности на Руси становился необратим. Летописец записал, что в 1125 году после смерти Владимира Мономаха
Русь распалась на множество частей. В 1206 году великим ханом монголов стал Батый, он начал захватнические походы в разные направления. Первая встреча с русскими состоялась в 1232 году на р.Неве.и закончилась поражением русских войск. В 1236 году хан Чингисхан вторгся в
Волжскую Булгарию, а в 1237 году, весной, началось вторжение на Русь. В 1240 году захватив Москву и Галицко –Волынскую Русь ордынцы на долгие годы установили свое господство»
Такой же эффект имеют задания типа “Повторяем с контролем”, когда ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают. Например, вот такие вопросы предложили после изучения темы «Отечественная война 1812 г учащиеся 9 классов :
Почему началась война в 1812 году между Россией и Францией?
Каков был стратегический план Наполеона в начале войны?
Почему война получила название Отечественной войны?
Какой план разработал Барклай де Толли?
Почему Александр 1 вынужден был назначить главнокомандующим Кутузова ?
Кто победил в Бородинской битве?
Прав ли был Кутузов, сдав французам Москву?
В чем состоял стратегический план Кутузова на завершающем этапе войны?
Еще один интересный прием ,который любят ученики, “Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в 9-м классе “Бородинская битва ”, ученикам в конце урока задается вопрос : “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Вот что предложили дети:
1.Нарисовать схему сражения.
2. Охарактеризовать виды используемого вооружения
3.Составить характеристику исторических личностей, принимавших участие в битве
(Кутузов, Наполеон, Багратион, Раевский и др.)
4.Написать сценарий фильма «Бородинская битва»
Еще один интересный прием, который я использую: решение исторических примеров.
Например, при повторении дат по теме Правление Ивана Грозного, можно предложить выполнить такое задание:
Какое событие произошло в год Х.
Х= Введение Иваном 4 Опричнины – Присоединение г.Казани + Печать первой печатной книги И.Федоровым+ Присоединение Астрахани – Принятие Судебника Ивана 4
В этом году -?
К полученной дате прибавьте число 6 .Какое бытие произошло в год Z
От последней даты отнимите число 40.Какое событие произошло в год Y
К вновь полученной дате прибавьте цифру 2.Какок событие произошло в годW
Играть любят ученики всех возрастов, но особенно это “непоседы” 5-7-х классов. Поэтому я использую разного рода путешествия. например в 6 классе повторительный урок по теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» я провожу в виде игры- путешествия. Дети делятся на команды ,согласно цеховой организации средневекового города представляют различные цехи, каждая команда“летает” в прошлое на “хронолетах”.В рамках этого путешествия ученики повторяют причины возникновения городов, признаки ремесленной мастерской, правила цеховой организации, права и обязанности мастеров, учеников и подмастерьев, решают исторические задачи , работают с исторической картой. Этот прием называют “игра в случайность”
Эффективной формой активизации мыслительной деятельности, развития творческого мышления являются интеллектуальные разминки. Приведу пример одной из них. Учащимся 5 класса предлагается назвать исторические термины, относящиеся только к истории Древнего Египта. Как правило, ученики называют: фараон, саркофаг, пирамида, имена деятелей Древнего Египта: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.
Приведенные выше примеры заданий формируют у учащихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению учебного материала.
Применение методов эвристического обучения.
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методика обучения, основанная на открытии или догадке. совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины
История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики. Главный принцип эвристики – поиск, дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога.
Исследовательская деятельность, проблемное обучение, эвристическая беседа… - все это позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития
Возможности у исследовательского направления работы среди учащихся огромны. Во-первых, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством такого вида деятельности гораздо активнее и быстрее развивается познавательный интерес. Во-вторых, в исследовании активизируются такие психические процессы деятельности как : внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Ребятам очень нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, результатом которых является подготовка проектов, разнообразие видов деятельности. В процессе исследовательской работы проходит огромная воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотизма.
В определенной степени к эвристическому обучению я бы отнесла проблемное обучение, которое я часто использую на уроках. Например, на уроке, посвященном изучению восстания под рук.Е.И.Пугачева, перед ребятами было поставлено проблемное задание: А могло ли восстание Е.И.Пугачева завершиться победой восставших? С помощью проблемной ситуации на уроке была организована работа с историческими источниками, картой , каждая группа прорабатывала свой «вопрос»: 1гр- Личность Пугачева;2 гр- Масштаб восстания;3гр- Состав участников, их цели4 гр- ;«Манифесты» Е. Пугачева ; 5гр- «Уровень организованности восстания», по результатам работы была организована эвристическая беседа. Ученики, обсудив в группах, и придя к единому мнению, отстаивали свою точку зрения. Представляя себя свидетелями исторического события, находили свое решение проблемы.
Важность такого обучения заключается в том, что ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Такой же подход был использован ,например при изучении тем в рамках курса обществознания: в 8 классе: Неравенство доходов: справедливо или нет? ,в 10 кл: Предпринимательство :Легко ли быть предпринимателем?
Использование разнообразных приемов и методов по активизации мыслительной деятельности на основе системно – деятельностного подхода на уроке, способствуют эффективному решению образовательных и воспитательных задач ,обеспечивающих формирование и развитие патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьников, что в свою очередь направлено на достижение тех целей , которые выдвигает современная образовательная стратегия государства.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}