kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках      истории»

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса Но, основными  задачами образования сегодня является  не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, развивать  самостоятельность, личную  ответственность,созидательные  способности  и качества человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность как на уроке, так и вне урока. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.
Именно  использование системно-деятельностного подхода в обучении  обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Слайд 2

 Общепризнанно, что деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников  
Поэтому   урочную деятельность я строю таким образом, чтобы обучающиеся не только и даже не столько узнавали новое, сколько научились действовать, чувствовать, принимать решения.

И я остановлюсь на некоторых формах и методах своей работы, основанных на деятельностном подходе, позволяющих  успешно решать задачи  развития  обучающихся

Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся. 

Приемы, которые я использую, развивают мыслительные и творческие способности учащихся, их можно использовать на разных этапах урока. Приведу примеры некоторых из них  Например, прием,  «Лови ошибку!”. Ученикам раздаю тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.

«Князья не прекращали вести борьбу между собой. Процесс раздробленности на Руси становился необратим. Летописец записал, что в 1125 году после смерти Владимира Мономаха 

Русь распалась на множество частей. В 1206 году великим ханом монголов стал Батый, он начал захватнические походы в разные направления. Первая встреча с русскими состоялась в 1232 году на р.Неве.и закончилась поражением русских войск. В 1236 году хан Чингисхан вторгся в

Волжскую Булгарию, а в 1237 году, весной, началось вторжение на Русь. В 1240 году захватив Москву и Галицко –Волынскую Русь ордынцы на долгие годы установили свое господство»

Такой же эффект имеют задания типа “Повторяем с контролем”, когда ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают. Например, вот  такие вопросы предложили  после изучения темы «Отечественная война 1812 г учащиеся 9 классов :

  1. Почему началась война  в 1812 году между Россией и Францией?
  2. Каков был стратегический план  Наполеона в начале войны?
  3. Почему война получила название Отечественной войны?
  4. Какой план разработал Барклай де Толли?
  5. Почему Александр 1 вынужден был назначить главнокомандующим Кутузова ?
  6. Кто победил в Бородинской битве?
  7. Прав ли был Кутузов, сдав французам Москву?
  8. В чем состоял стратегический план Кутузова на завершающем этапе войны?

 Еще один интересный прием,который  любят ученики, “Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в 9-м классе “Бородинская битва ”, ученикам   в конце урока задается  вопрос : “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Вот что  предложили дети:

1.Нарисовать схему сражения.

2. Охарактеризовать виды используемого вооружения

3.Составить характеристику исторических личностей, принимавших участие в битве

(Кутузов,  Наполеон, Багратион, Раевский и др.)

4.Написать сценарий фильма «Бородинская битва»

 Еще один интересный прием, который я использую: решение исторических примеров.

Например, при повторении дат по теме Правление Ивана Грозного, можно предложить выполнить такое задание:

Какое событие произошло в год Х.

  1. Х= Введение Иваном 4 Опричнины – Присоединение г.Казани + Печать первой печатной книги И.Федоровым+ Присоединение Астрахани – Принятие Судебника Ивана 4
  2. В этом году -?
  3. К полученной дате прибавьте число 6.Какое бытие произошло в год Z
  4. От последней даты отнимите число  40.Какое событие произошло в год Y
  5. К вновь полученной дате прибавьте цифру  2.Какок событие произошло в годW

 Играть любят ученики всех возрастов, но особенно это “непоседы” 5-7-х классов. Поэтому я использую разного рода путешествия. например в 6 классе повторительный урок по теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» я провожу в виде игры- путешествия. Дети делятся на команды,согласно цеховой организации средневекового города представляют  различные цехи, каждая команда“летает” в прошлое на “хронолетах”.В рамках этого путешествия ученики повторяют  причины возникновения городов, признаки ремесленной мастерской, правила цеховой организации, права и обязанности мастеров, учеников и подмастерьев, решают исторические задачи, работают с  исторической картой. Этот прием   называют “игра в случайность”

 Эффективной  формой  активизации мыслительной деятельности, развития творческого мышления являются интеллектуальные разминки. Приведу пример одной из них. Учащимся  5 класса предлагается  назвать исторические термины, относящиеся только к истории Древнего Египта. Как правило, ученики называют: фараон, саркофаг, пирамида, имена деятелей Древнего Египта: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.
 

Приведенные выше примеры заданий формируют у учащихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению учебного  материала.

Применение методов эвристического обучения.

Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методика обучения, основанная на открытии или догадке.  совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины

История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики. Главный принцип эвристики – поиск, дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога.

Исследовательская деятельность, проблемное обучение, эвристическая беседа… - все это позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития

Возможности у исследовательского направления работы среди учащихся огромны. Во-первых, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством такого вида деятельности гораздо активнее и быстрее развивается познавательный интерес. Во-вторых, в исследовании активизируются такие психические процессы   деятельности как : внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Ребятам очень нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, результатом которых является подготовка проектов, разнообразие видов деятельности. В процессе исследовательской работы проходит огромная воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотизма.

 В определенной степени к эвристическому обучению я бы отнесла проблемное обучение, которое я часто  использую на уроках. Например, на уроке, посвященном изучению восстания   под рук.Е.И.Пугачева, перед  ребятами было поставлено  проблемное задание: А могло ли восстание Е.И.Пугачева завершиться победой восставших? С помощью проблемной ситуации  на уроке  была организована работа  с историческими источниками, картой, каждая группа прорабатывала свой «вопрос»: 1гр- Личность Пугачева;2 гр- Масштаб восстания;3гр-  Состав участников, их цели4 гр- ;«Манифесты» Е. Пугачева ;  5гр- «Уровень организованности восстания», по результатам работы была организована  эвристическая беседа. Ученики, обсудив в группах, и придя к единому мнению,  отстаивали свою точку зрения. Представляя   себя свидетелями исторического события, находили  свое решение проблемы.

Важность такого обучения  заключается в том, что ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Такой же подход был использован,например при изучении тем в рамках курса обществознания: в 8 классе: Неравенство доходов: справедливо или нет?,в  10 кл: Предпринимательство :Легко ли быть предпринимателем?

Использование разнообразных приемов и методов по активизации мыслительной деятельности на основе  системно – деятельностного подхода  на уроке, способствуют эффективному решению образовательных и воспитательных задач,обеспечивающих формирование и развитие патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьников, что в свою очередь направлено на достижение тех целей, которые выдвигает современная образовательная стратегия государства.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»»

«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках

истории»


Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса Но, основными задачами образования сегодня является не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, развивать самостоятельность, личную ответственность ,созидательные способности и качества человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность как на уроке, так и вне урока. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

Именно использование системно-деятельностного подхода в обучении обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Слайд 2

Общепризнанно, что деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников
Поэтому урочную деятельность я строю таким образом, чтобы обучающиеся не только и даже не столько узнавали новое, сколько научились действовать, чувствовать, принимать решения.

И я остановлюсь на некоторых формах и методах своей работы, основанных на деятельностном подходе, позволяющих успешно решать задачи развития обучающихся

Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся.

Приемы, которые я использую, развивают мыслительные и творческие способности учащихся, их можно использовать на разных этапах урока. Приведу примеры некоторых из них Например, прием, «Лови ошибку!”. Ученикам раздаю тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.

«Князья не прекращали вести борьбу между собой. Процесс раздробленности на Руси становился необратим. Летописец записал, что в 1125 году после смерти Владимира Мономаха

Русь распалась на множество частей. В 1206 году великим ханом монголов стал Батый, он начал захватнические походы в разные направления. Первая встреча с русскими состоялась в 1232 году на р.Неве.и закончилась поражением русских войск. В 1236 году хан Чингисхан вторгся в

Волжскую Булгарию, а в 1237 году, весной, началось вторжение на Русь. В 1240 году захватив Москву и Галицко –Волынскую Русь ордынцы на долгие годы установили свое господство»

Такой же эффект имеют задания типа “Повторяем с контролем”, когда ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают. Например, вот такие вопросы предложили после изучения темы «Отечественная война 1812 г учащиеся 9 классов :

  1. Почему началась война в 1812 году между Россией и Францией?

  2. Каков был стратегический план Наполеона в начале войны?

  3. Почему война получила название Отечественной войны?

  4. Какой план разработал Барклай де Толли?

  5. Почему Александр 1 вынужден был назначить главнокомандующим Кутузова ?

  6. Кто победил в Бородинской битве?

  7. Прав ли был Кутузов, сдав французам Москву?

  8. В чем состоял стратегический план Кутузова на завершающем этапе войны?

Еще один интересный прием ,который любят ученики, “Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в 9-м классе “Бородинская битва ”, ученикам в конце урока задается вопрос : “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Вот что предложили дети:

1.Нарисовать схему сражения.

2. Охарактеризовать виды используемого вооружения

3.Составить характеристику исторических личностей, принимавших участие в битве

(Кутузов, Наполеон, Багратион, Раевский и др.)

4.Написать сценарий фильма «Бородинская битва»

Еще один интересный прием, который я использую: решение исторических примеров.

Например, при повторении дат по теме Правление Ивана Грозного, можно предложить выполнить такое задание:

Какое событие произошло в год Х.

  1. Х= Введение Иваном 4 Опричнины – Присоединение г.Казани + Печать первой печатной книги И.Федоровым+ Присоединение Астрахани – Принятие Судебника Ивана 4

  2. В этом году -?

  3. К полученной дате прибавьте число 6 .Какое бытие произошло в год Z

  4. От последней даты отнимите число 40.Какое событие произошло в год Y

  5. К вновь полученной дате прибавьте цифру 2.Какок событие произошло в годW

Играть любят ученики всех возрастов, но особенно это “непоседы” 5-7-х классов. Поэтому я использую разного рода путешествия. например в 6 классе повторительный урок по теме «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» я провожу в виде игры- путешествия. Дети делятся на команды ,согласно цеховой организации средневекового города представляют различные цехи, каждая команда“летает” в прошлое на “хронолетах”.В рамках этого путешествия ученики повторяют причины возникновения городов, признаки ремесленной мастерской, правила цеховой организации, права и обязанности мастеров, учеников и подмастерьев, решают исторические задачи , работают с исторической картой. Этот прием называют “игра в случайность”

Эффективной формой активизации мыслительной деятельности, развития творческого мышления являются интеллектуальные разминки. Приведу пример одной из них. Учащимся 5 класса предлагается назвать исторические термины, относящиеся только к истории Древнего Египта. Как правило, ученики называют: фараон, саркофаг, пирамида, имена деятелей Древнего Египта: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.

Приведенные выше примеры заданий формируют у учащихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению учебного материала.

Применение методов эвристического обучения.

Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методика обучения, основанная на открытии или догадке. совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины

История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики. Главный принцип эвристики – поиск, дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога.

Исследовательская деятельность, проблемное обучение, эвристическая беседа… - все это позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития

Возможности у исследовательского направления работы среди учащихся огромны. Во-первых, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством такого вида деятельности гораздо активнее и быстрее развивается познавательный интерес. Во-вторых, в исследовании активизируются такие психические процессы деятельности как : внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Ребятам очень нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, результатом которых является подготовка проектов, разнообразие видов деятельности. В процессе исследовательской работы проходит огромная воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотизма.

В определенной степени к эвристическому обучению я бы отнесла проблемное обучение, которое я часто использую на уроках. Например, на уроке, посвященном изучению восстания под рук.Е.И.Пугачева, перед ребятами было поставлено проблемное задание: А могло ли восстание Е.И.Пугачева завершиться победой восставших? С помощью проблемной ситуации на уроке была организована работа с историческими источниками, картой , каждая группа прорабатывала свой «вопрос»: 1гр- Личность Пугачева;2 гр- Масштаб восстания;3гр- Состав участников, их цели4 гр- ;«Манифесты» Е. Пугачева ; 5гр- «Уровень организованности восстания», по результатам работы была организована эвристическая беседа. Ученики, обсудив в группах, и придя к единому мнению, отстаивали свою точку зрения. Представляя себя свидетелями исторического события, находили свое решение проблемы.

Важность такого обучения заключается в том, что ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Такой же подход был использован ,например при изучении тем в рамках курса обществознания: в 8 классе: Неравенство доходов: справедливо или нет? ,в 10 кл: Предпринимательство :Легко ли быть предпринимателем?

Использование разнообразных приемов и методов по активизации мыслительной деятельности на основе системно – деятельностного подхода на уроке, способствуют эффективному решению образовательных и воспитательных задач ,обеспечивающих формирование и развитие патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьников, что в свою очередь направлено на достижение тех целей , которые выдвигает современная образовательная стратегия государства.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»

Автор: Фасхутдинова Гульсина Назировна

Дата: 22.07.2023

Номер свидетельства: 635051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
    ["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "252208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447343468"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "О мотивационно-прогнозирующих математических сочинениях на уроках математики в средней школе. "
    ["seo_title"] => string(113) "o-motivatsionno-proghnoziruiushchikh-matiematichieskikh-sochinieniiakh-na-urokakh-matiematiki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106477"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403020198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства