kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать формированию знаний об идеологии и направлениях реформаторской деятельности Петра I; европеизации как сущности модернизации России в первой четверти XVIII столетия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Урок истории в 10 классе на тему «Обновленная Россия»

Учитель истории МБОУ СОШ д. Старый Калкаш МР Стерлибашевский район РБ Кутлушина Зимфира Самархановна.

Цель урока: способствовать формированию • знаний об идеологии и направлениях реформаторской деятельности Петра I; европеизации как сущности модернизации России в первой четверти XVIII столетия, крепостнической и самодержавной ее основе; историческом значении преобразований, проведенных в России при Петре I;

умений сопоставлять однородные исторические факты и процессы функционирования государственной системы, другие сферы общественной жизни до и после петровской модернизации; формулировать выводы о сходстве и различиях между ними и на этой основе устанавливать причинно-следственные связи между фактами и процессами; выделять особенности и противоречия европеизации России первой четверти XVIII столетия.

Оборудование: учебник: «История России с древнейших времен до конца XIX века 10 класс», Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Лященко.

Форма урока: лабораторно-практическая,работа с текстом (§ 20) и картами учебника.

Даты: 1700 г. – упразднение патриаршества

1711 . – учреждение Сената

1714 г. – указ о единонаследии

1722 г. – Табель о рангах

1722 г. – Устав о наследии престола

1725 г. – открытие Академии наук.

Основные понятия и термины

Регламент, регулярное государство, коллегия, бюрократия, унификация, подушная подать, волонтер, ассамблея, европеизация, модернизация.

Ход урока:

  1.  Организационный момент. Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучение раздела “Россия при Петре I”.

Тема нашего сегодняшнего урока: « Обновленная Россия».

  1. Целеполагание, план урока:

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

  • Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

  • А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).

  • Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?

 Можете воспользоваться началом фраз, которые мы применяем на уроках.

(Слова-помощники для учащихся: «мы должны…», «мы узнаем..», «мы постараемся…»)

Ответы учащихся.

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить исторические значения преобразований, модернизации проведенных в России при Петре I.

Мы будем рассматривать эту тему по такому плану:


План урока

1. Административные реформы.

2. Военная, финансовая, промышленная и сословная реформы.

3. Реформы в области образования и культуры.

4. Идеология петровских реформ.

5. Итоги и значение модернизации.

3.  Методические приемы организации урока

Урок проводится в форме лабораторно-практической работы с текстом (§ 20) и картами учебника.

На первом этапе изучения темы проводится беседа, направленная на актуализацию знаний школьников о результатах и последствиях Северной войны. Все внимание царя Петра Алексеевича было сосредоточено на Северной войне, которая продолжалась без перерывов в течение почти всего правления. Эта война стала своеобразным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Создание регулярной армии и флота, реформы в сфере финансов, налогообложения, государственного управления были тесно связаны с событиями военного времени и оказывали огромное влияние почти на все стороны государственной и общественной жизни. Архаичные политическая, финансовая и военная системы Российского государства не позволяли добиться во внешней политике важных результатов. Для того чтобы воевать с европейскими державами на равных, необходимо было не только перенимать отдельные достижения Европы, но и поставить европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни выше традиционных ценностей. Только тогда страна могла войти в круг европейских держав. (2,3,4 слайды)

Затем формируются три группы учащихся, которые получают задание: проанализировать одно из направлений преобразований эпохи Петра I.

  1. Изучение нового материала

Карточки-инструкции для подготовки учащихся к лабораторной работе

Задание для первой группы: опираясь на материал учебника (п. 2 и 5 § 20), проанализируйте преобразования в сфере государственного управления и составьте сравнительную таблицу, в которой необходимо отразить изменения в системе управления Российского государства до преобразований Петра I и в результате административных реформ первой четверти XVIII в.

Реформы

Россия до реформ Петра I ( конец XVII века)

Реформы и результаты (первая четверть XVIII века)

Административная




Задание для второй группы: опираясь на материал учебника (п. 1-2§ 19 и п. 3 §20)), проанализируйте преобразования в военной, финансовой и промышленной сферах, а также сословную реформу и составьте сравнительную таблицу, в которой должны быть отражены изменения в этих сферах до преобразований Петра I и в результате реформ первой четверти XVIIIв)

Реформы

Россия до реформ Петра I ( конец XVII века)

Реформы и результаты (первая четверть XVIII века)

Военная



Финансовая, промышленная, сословная




Задание для третьей группы: опираясь на материал учебника (п. 4 и 6§ 20), проанализируйте преобразования Петра I в области образования, культуры и быта и составьте сравнительную таблицу, в которой должны быть отражены изменения в этих сферах до преобразований Петра I и в результате реформ первой четверти XVIIIв)

Реформы

Россия до реформ Петра I ( конец XVII века)

Реформы и результаты (первая четверть XVIII века)

В области образования, культуры и быта.




После выполнения учащимися заданий выступают представители от каждой группы. Выступления сопровождаются показом слайдов с 10 по 24

5. Учащимся предлагается познакомиться с фрагментом текста (абзац 3 п. 1, § 20) и  подтвердить это фактами из текста учебника,  ответив на воп­росы: (слайд 25) 1.В чем суть «регулярного государства»?

2. Приступив к преобразованиям, Петр I использовал господствовавшую в Европе идею «регулярного государства», в котором абсолютная власть монарха путем строгой регламентации всех сторон общественной и частной жизни должна привести к «общему благу». В России «общее благо» понималось как благо Отечества, т. е. государства. Какие черты «регулярного государства» воплотились в государственном устройстве Российской империи?

3. Объясните, почему именно в России эти идеи нашли благодатную почву.


Актуализация знаний.

С целью обобщения материала и подведения итогов работы организуется беседа по следующим вопросам:

1. Постарайтесь продолжить утверждение историка В. О. Ключевского, объясняющее логику петровских преобразований: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой...» (слайд 26)

2. Сравните систему государственного управления России в XVII в. и после проведения административных реформ Петра I.

3. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в положении разных сословий российского общества.

4. Как вы думаете, почему Петр I уделял большое внимание развитию образования и науки?

5. Объясните значение понятий «модернизация» и «европеизация». Можно ли их считать синонимами? В чем особенности петровской модернизации и европеизации? (слайд 27)


6. Мини-дебаты.

Организация данного этапа урока проводится на основе задания рубрики «Над чем подумать и что обсудить» (с. 179). Содержание представленных в учебнике фрагментов нацеливает учеников на выбор оценки личности и деятельности Петра I.

Учащимся предлагается познакомиться с фрагментами оценок реформаторской деятельности Петра I, данных русскими мыслителями и историками. Что общего в оценках петровских реформ в представленных фрагментах исторических источников? Аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

а) А. И. Герцен утверждал, что «к концу XVII века на престоле царей появился смелый революционер, одаренный обширным гением и непреклонной волей, - это деспот ... в звериной лапе его была будущность России».

б) А. Б. Каменский: «Отныне все процессы в социальной, политической, экономической и духовной сферах несли на себе отпечаток крепостничества, даже если внешне напоминали аналогичные процессы в странах Западной Европы».

в) Современные историки отмечают, что «без петровских реформ России грозила бы участь Османской империи или Китая, которые на долгие столе­тия превратились в заповедники мертвого традиционализма» .


Противоречивость петровских преобразований, которые отметят в своих выступлениях учащиеся, все же имеет главное значение: Россия в конце XVII в. не одна столкнулась с системным кризисом. Однако Китай попытался решить проблему с помощью самоизоляции, а Османская империя - путем реставрации институтов XVI в. (времен расцвета империи). В результате кризис приобрел затяжной характер, а Турция превратилась в «больного человека Европы» и лакомую добычу великих держав.

7. Итоговое обобщение

Вернемся к цели нашего урока:  определить исторические значения преобразований, модернизации проведенных в России при Петре I.

Какое значение для России имели петровские реформы?

(ответы учащихся)

Необходимость перемен была продиктована самой логикой исторического развития России: осуществить реформы - это единственная возможность преодолеть кризис и сохранить страну от распада, причем спасти Россию в этих условиях могли только радикальные реформы, связанные с европеизацией.


8. Заключительный этап урока (рефлексия)

1.  Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.

Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).

Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).

Добились ли мы ее? (высказывания учащихся)

2 Подведение итогов

Оценки за работу на уроке.

 9. Домашнее задание

§ 20, ответить на вопросы устно. Выполнить задания 5.13, 5.14, 5.15 в рабочих тетрадях (стр. 53)





 

 





  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока

Автор: Кутлушина Зимфира Самархановна

Дата: 16.11.2017

Номер свидетельства: 439082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства