способствовать формированию знаний об идеологии и направлениях реформаторской деятельности Петра I; европеизации как сущности модернизации России в первой четверти XVIII столетия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок истории в 10 классе на тему «Обновленная Россия»
Учитель истории МБОУ СОШ д. Старый Калкаш МР Стерлибашевский район РБ Кутлушина Зимфира Самархановна.
Цель урока: способствовать формированию • знаний об идеологии и направлениях реформаторской деятельности Петра I; европеизации как сущности модернизации России в первой четверти XVIII столетия, крепостнической и самодержавной ее основе; историческом значении преобразований, проведенных в России при Петре I;
• умений сопоставлять однородные исторические факты и процессы функционирования государственной системы, другие сферы общественной жизни до и после петровской модернизации; формулировать выводы о сходстве и различиях между ними и на этой основе устанавливать причинно-следственные связи между фактами и процессами; выделять особенности и противоречия европеизации России первой четверти XVIII столетия.
Оборудование: учебник: «История России с древнейших времен до конца XIX века 10 класс», Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Лященко.
Форма урока: лабораторно-практическая,работа с текстом (§ 20) и картами учебника.
Сегодня мы продолжим изучение раздела “Россия при Петре I”.
Тема нашего сегодняшнего урока:« Обновленная Россия».
Целеполагание, план урока:
Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:
Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).
А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).
Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?
Можете воспользоваться началом фраз, которые мы применяем на уроках.
(Слова-помощники для учащихся: «мы должны…», «мы узнаем..», «мы постараемся…»)
Ответы учащихся.
Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить исторические значения преобразований, модернизации проведенных в России при Петре I.
Мы будем рассматривать эту тему по такому плану:
План урока
1. Административные реформы.
2. Военная, финансовая, промышленная и сословная реформы.
3. Реформы в области образования и культуры.
4. Идеология петровских реформ.
5. Итоги и значение модернизации.
3. Методические приемы организации урока
Урок проводится в форме лабораторно-практической работы с текстом (§ 20) и картами учебника.
На первом этапе изучения темы проводится беседа, направленная на актуализацию знаний школьников о результатах и последствиях Северной войны. Все внимание царя Петра Алексеевича было сосредоточено на Северной войне, которая продолжалась без перерывов в течение почти всего правления. Эта война стала своеобразным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Создание регулярной армии и флота, реформы в сфере финансов, налогообложения, государственного управления были тесно связаны с событиями военного времени и оказывали огромное влияние почти на все стороны государственной и общественной жизни. Архаичные политическая, финансовая и военная системы Российского государства не позволяли добиться во внешней политике важных результатов. Для того чтобы воевать с европейскими державами на равных, необходимо было не только перенимать отдельные достижения Европы, но и поставить европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни выше традиционных ценностей. Только тогда страна могла войти в круг европейских держав. (2,3,4 слайды)
Затем формируются три группы учащихся, которые получают задание: проанализировать одно из направлений преобразований эпохи Петра I.
Изучение нового материала
Карточки-инструкции для подготовки учащихся к лабораторной работе
Задание для первой группы: опираясь на материал учебника (п. 2 и 5 § 20), проанализируйте преобразования в сфере государственного управления и составьте сравнительную таблицу, в которой необходимо отразить изменения в системе управления Российского государства до преобразований Петра I и в результате административных реформ первой четверти XVIII в.
Реформы
Россия до реформ Петра I ( конец XVII века)
Реформы и результаты (первая четверть XVIII века)
Административная
Задание для второй группы: опираясь на материал учебника (п. 1-2§ 19 и п. 3 §20)), проанализируйте преобразования в военной, финансовой и промышленной сферах, а также сословную реформу и составьте сравнительную таблицу, в которой должны быть отражены изменения в этих сферах до преобразований Петра I и в результате реформ первой четверти XVIIIв)
Реформы
Россия до реформ Петра I ( конец XVII века)
Реформы и результаты (первая четверть XVIII века)
Военная
Финансовая, промышленная, сословная
Задание для третьей группы: опираясь на материал учебника (п. 4 и 6§ 20), проанализируйте преобразования Петра I в области образования, культуры и быта и составьте сравнительную таблицу, в которой должны быть отражены изменения в этих сферах до преобразований Петра I и в результате реформ первой четверти XVIIIв)
Реформы
Россия до реформ Петра I ( конец XVII века)
Реформы и результаты (первая четверть XVIII века)
В области образования, культуры и быта.
После выполнения учащимися заданий выступают представители от каждой группы. Выступления сопровождаются показом слайдов с 10 по 24
5. Учащимся предлагается познакомиться с фрагментом текста (абзац 3 п. 1, § 20) и подтвердить это фактами из текста учебника, ответив на вопросы: (слайд 25) 1.В чем суть «регулярного государства»?
2. Приступив к преобразованиям, Петр I использовал господствовавшую в Европе идею «регулярного государства», в котором абсолютная власть монарха путем строгой регламентации всех сторон общественной и частной жизни должна привести к «общему благу». В России «общее благо» понималось как благо Отечества, т. е. государства. Какие черты «регулярного государства» воплотились в государственном устройстве Российской империи?
3. Объясните, почему именно в России эти идеи нашли благодатную почву.
Актуализация знаний.
С целью обобщения материала и подведения итогов работы организуется беседа по следующим вопросам:
1. Постарайтесь продолжить утверждение историка В. О. Ключевского, объясняющее логику петровских преобразований: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой...» (слайд 26)
2. Сравните систему государственного управления России в XVII в. и после проведения административных реформ Петра I.
3. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в положении разных сословий российского общества.
4. Как вы думаете, почему Петр I уделял большое внимание развитию образования и науки?
5. Объясните значение понятий «модернизация» и «европеизация». Можно ли их считать синонимами? В чем особенности петровской модернизации и европеизации? (слайд 27)
6. Мини-дебаты.
Организация данного этапа урока проводится на основе задания рубрики «Над чем подумать и что обсудить» (с. 179). Содержание представленных в учебнике фрагментов нацеливает учеников на выбор оценки личности и деятельности Петра I.
Учащимся предлагается познакомиться с фрагментами оценок реформаторской деятельности Петра I, данных русскими мыслителями и историками. Что общего в оценках петровских реформ в представленных фрагментах исторических источников? Аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.
а) А. И. Герцен утверждал, что «к концу XVII века на престоле царей появился смелый революционер, одаренный обширным гением и непреклонной волей, - это деспот ... в звериной лапе его была будущность России».
б) А. Б. Каменский: «Отныне все процессы в социальной, политической, экономической и духовной сферах несли на себе отпечаток крепостничества, даже если внешне напоминали аналогичные процессы в странах Западной Европы».
в) Современные историки отмечают, что «без петровских реформ России грозила бы участь Османской империи или Китая, которые на долгие столетия превратились в заповедники мертвого традиционализма» .
Противоречивость петровских преобразований, которые отметят в своих выступлениях учащиеся, все же имеет главное значение: Россия в конце XVII в. не одна столкнулась с системным кризисом. Однако Китай попытался решить проблему с помощью самоизоляции, а Османская империя - путем реставрации институтов XVI в. (времен расцвета империи). В результате кризис приобрел затяжной характер, а Турция превратилась в «больного человека Европы» и лакомую добычу великих держав.
7. Итоговое обобщение
Вернемся к цели нашего урока: определить исторические значения преобразований, модернизации проведенных в России при Петре I.
Какое значение для России имели петровские реформы?
(ответы учащихся)
Необходимость перемен была продиктована самой логикой исторического развития России: осуществить реформы - это единственная возможность преодолеть кризис и сохранить страну от распада, причем спасти Россию в этих условиях могли только радикальные реформы, связанные с европеизацией.
8. Заключительный этап урока (рефлексия)
1. Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.
Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).
Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).
Добились ли мы ее? (высказывания учащихся)
2 Подведение итогов
Оценки за работу на уроке.
9. Домашнее задание
§ 20, ответить на вопросы устно. Выполнить задания 5.13, 5.14, 5.15 в рабочих тетрадях (стр. 53)