Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
города Балашова Саратовской области»
План работы
с одаренными детьми
учителя истории и обществознания
Малышевой
Валентины Юрьевны
Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей, – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.
Целью работы с одарёнными детьми является:
1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала.
2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;
- стимулирование интереса детей к истории; - создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; - расширение информационного пространства в области истории.
- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
· знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;
· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;
· отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;
· предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.
В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,
- творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, от умственного и общественно-полезного труда.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке.
Работу с одарёнными детьми я веду по нескольким направлениям.
Направления работы с одаренными детьми на уроке.
Характеристика направления
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания. «Мониторинг одаренности».
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.
Формирование групп детей по уровню достижений.
Методы диагностики:
- информационно-комментирующий (беседа, анкета);
- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;
- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.
Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1).
2.Выделение групп
Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий
Задания включают различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся
Контроль в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали? Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним начинаю ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одарённых детей разрабатываю задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: текстом учебника, картами, документами, иллюстрациями.
Остановлюсь на этом подробнее.
Формы работы на уроке.
1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.
- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.
Пример: картинный план «Чумной бунт в Москве в 1771году» в 7 классе.
1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.
2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…
- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.
Пример: стереотипный план «Время обитания человека умелого» в 6 классе.
1. «Адам» рода человеческого жил примерно 2,5-1,5 млн. лет назад.
2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.
3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:
а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;
б) предполагаемый вес «первочеловеков» около 30 кг;
в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;
г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.
2) Многоуровневый анализ исторических документов.
Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа. Проиллюстрирую это на примере работы с документом «Походы Святослава» из «Повести временных лет» в 7 классе.
Уровни анализа
Вопросы для анализа
1. Атрибуция (паспортизация) документа.
1. К какому виду источников относится документ?
2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом?
2. Работа с информацией, которая заложена в тексте.
1. С какими народами воевал Святослав в 971 году?
2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе?
3. Аксиологический уровень.
1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?
4. Критический уровень.
1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава.
2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.
5. Праксеологический уровень.
1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами?
3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения
План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.
Пример:
1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?
2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.
Пример: Вопросы и задания к репродукции картины С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства», история Отечества 8 класс.
1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.
2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.
3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?
4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?
4).Формирование хронологических знаний и умений
На уроке использую следующие виды работы:
А) Определение века и тысячелетия.
В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:
1584-1684 1302-1399
1000-1001 1299-1200
1600-1501 100-7
1899-189 189-200
Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:
Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.
В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:
- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:
1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…
Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:
В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?
1) 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.
5). Работа с картой на уроке
Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:
А) Творческие образные задания:
Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».
Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….
В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:
- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.
Г) Игры по картографии:
по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, техасы).
6). Прием «Особое задание». Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности. 7). Прием «Энциклопедист» Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок. 8). Применение интерактивных форм работы.
А) Прием «Молодой учитель» Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока. Б) Метод проектов Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по предмету. Так, например, при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства» в 9 классе две ученицы разработали проект «Коллективизация- трагедия крестьянина-труженика?» и др.
В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.
1.Вызов:
-мозговой штурм;
- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.
Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)
Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему. Предлагаю вниманию коллег кластер, который составлен группой учащихся в 10 классе при изучении темы «Изменение условий развития народов Евразии». (Приложение №3)
9. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.
При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:
Фамилия имя ученика
Понятия и термины
Хронология
Творческие задания
Самост. работа
Устные ответы
Письмен. работы
Итоговая работа
1.
2.
3.
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования. 10.Проведение зачетов.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке. Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории я вижу в дифференциации домашнего задания.
- Прием «три уровня домашнего задания».
Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
Использование нформационно-коммуникационных технологий.
В педагогической практике работы с одаренными детьми особое место уделяю ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории позволяет мне стимулировать мотивацию учения, познавательный интерес учащихся. В результате возрастает эффективность самостоятельной работы, самообразование учащегося, экономится время за счет ускорения процесса отбора и систематизации информации.
Работая с одаренными детьми, составляю план работы для себя.
План работы учителя
№
Содержание работы
Сроки
1.
Выявление одаренных детей.
Постоянно.
2.
Создание и пополнение банка данных одаренных детей по предмету.
В течение года.
3.
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося. Диагностика успешности ребенка.
Постоянно.
4.
Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми.
В течение года.
5.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
В течение года.
6.
Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям.
В течение года.
7.
Составление плана массовых мероприятий с одаренными детьми.
Сентябрь.
8.
Создание банка творческих работ учащихся.
В течение года.
Самообразование педагога
1.
Изучение методической и научно-популярной литературы.
Постоянно.
2.
Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся.
Постоянно.
3.
Участие в работе методических объединений .Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми.
В течение года.
4.
Участие в профессиональных конкурсах, семинарах.
В течение года.
5.
Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО.
Май.
Работа с родителями одаренных детей
1.
Индивидуальная работа с родителями (по запросам).
В течение года.
2.
Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.
В течение года.
Перспективы работы с одаренными детьми.
1. Разработка уроков, тем, курсов, дополнительных мероприятий совместно с учителями разных предметов и других специалистов вне школы.
2. Разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей.
Приложения
Приложение № 1
«Диагностика внутреннего развития учащегося»
(Проводится совместно с психологом).
1. Интеллектуальные и творческие способности:
- развитие познавательных процессов и учебных навыков (общий уровень; динамика развития в ходе деятельности; произвольность познавательных процессов);
- уровень интеллекта;
- экспериментальное мышление;
- языковая личность и рефлексивные способности;
- общий уровень креативности, проявление креативности в проблемной ситуации.
2. Мотивационно-личностные характеристики:
- мотивация и познавательная активность;
- стремление к успеху, избегание неудач;
- настойчивость в достижении цели;
- способность к преодолению трудностей;
- самостоятельность в процессе познания и принятия решений;
- осознанность жизненного пути и жизненные перспективы;
- самооценка, саморегуляция;
- эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности;
- тревожность.
3. Экспертиза развития исследовательских способностей:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы (версии);
- давать определения понятиям;
- способность классифицировать;
- наблюдать;
- умение структурировать материал;
- делать выводы и умозаключения;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Приложение №2
История Отечества 9 класс
Тема: «Ошибка тысячелетия»- Отечественная война 1812 года (фрагмент урока)
Самостоятельная работа с текстом
1.Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
3. Рефлексия (возвращение к кластеру) - Ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Отечественной войны 1812 года. Это позволит по-новому взглянуть на события, которые произошли 200 лет назад. Но вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока «Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на поставленные вопросы: для кого Отечественная война 1812 г. была ошибкой? В чем заключалась ошибка? Какое значение имеет Отечественная война 1812 г. для будущих поколений?
(Исправляются неверные предположения в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации).
Кластер «Германцы и Римская империя» 6 класс. (Приложение № 3)