Современные тенденции в образовании предполагают компетентностный подход.
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва, дал следующее определение понятия «компетенции»:
«Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере».
Таким образом, компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения, которые должны обеспечивать формирование образовательных компетенций, т.е. тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Выделяются ключевые компетенции, сам термин указывает на то, что они являются «ключом» для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
К сожалению, до сих пор, несмотря на новый подходы и обширный методический инструментарий, зачастую изучение истории сводится к изучению содержания параграфа и его пересказу, т.е. носит репродуктивный характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа по маршрутным листам на уроках истории »
Работа по маршрутным листам по истории в 5 классе
Примеры маршрутных листов
Порывай Людмила Анатольевна,
учитель истории и права высшей категории,
ГУ «Школа-лицей №8 для одаренных детей»
Р. Казахстан г. Павлодар
Мы живем в интересное и динамичное время. В 60-70-е гг. говорили, что в течение 8 лет количество информации в мире удваивается. В 80-90-е этот показатель сократился до 4 лет. В «нулевые» и 10-е годы XXI века информация удваивается каждые два года. И каждый год добавляются новые источники получения информации. Но нельзя всю информацию превратить в знания. Это говорит о том, что нужно быть хорошим лоцманом, иметь хорошие навыки для того, чтобы извлекать нужную информацию, отсеивать ненужную, а то и вредную. В этом информационном буме как никогда важна роль самообразования и самостоятельной работы при получении знаний как учителем, так и учеником. Для меня основными источниками самообразования является знакомство с технологиями обучения, опытом работы, дидактическим материалом, которые можно найти на образовательных сайтах (www.uchi.kz www.urok.ru_ www.urok.net www.daryn.kz www.olimp.kz [email protected]) и в различных поисковых системах, а также взаимодействие с коллегами, учителями города, обмен опытом, обсуждение актуальных проблем, а также собственный опыт, где есть возможность на практике оценить плюсы и минусы, реальные результаты применяемых технологий и методов обучения, от чего-то отказаться, что-то доработать, «встроить» в свою систему работы.
Современные тенденции в образовании предполагают компетентностный подход.
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва, дал следующее определение понятия «компетенции»:
«Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере».
Таким образом, компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения, которые должны обеспечивать формирование образовательных компетенций, т.е. тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Выделяются ключевые компетенции, сам термин указывает на то, что они являются «ключом» для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
К сожалению, до сих пор, несмотря на новый подходы и обширный методический инструментарий, зачастую изучение истории сводится к изучению содержания параграфа и его пересказу, т.е. носит репродуктивный характер.
Какие же компетентности и компетенции можно и нужно формировать в процессе обучения истории? Трудолюбие (урок – это «рабочее время» и должно быть наполнено работой), ответственность, умение ценить свой и чужой труд и оценивать его не только с точки зрения оценки, балла, но и понимать недостатки, анализировать, стремиться к их устранению, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, искать нужную информацию, систематизировать, сравнивать, характеризовать, решать творческие задачи, составлять свои задания и т.д.
Перед учителем встает вопрос: как этого добиться, как организовать учебный процесс. Панацеи нет, но я хочу рассказать о своей практике. Меня заинтересовала ТИСО, разработанная Ивановой Т.Н. Структурными компонентами технологии являются:
1. Стандарт содержания темы.
Теоретические знания
Специальные умения
Умения творческой деятельности
-Факты
-Явления
-Законы
-Понятия
-Сравнивать
-Давать характеристику
-Показывать на карте
-Работать с историческими документами
-Давать оценку историческим событиям
-Прогнозировать дальнейшие действия
-Давать характеристику политическим деятелям
2. Учебный лист темы. Это программа действий ученика по самостоятельному изучению данной темы. В учебный лист включается алгоритмизированная система заданий – действий, направленных на усвоение учебной темы от репродукции к творческим действиям.
Объем и заданий учебного листа и их количество определяется:
- степенью сложности материала, темы;
- средним темпом работы класса;
- общим состоянием уровня обученности;
- степенью сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности.
Программа по истории Казахстана 5 класса предусматривает на изучение темы всего один час. Таким образом, учебный лист темы превратился в маршрутный лист урока. Курс истории в 5 классе носит ознакомительный, пропедевтический характер, и здесь очень важно не столько что, а как изучать, т.е. дать учащимся навыки работы с учебником, атласом, картой, историческим документом, научить внимательности, умению выбирать, систематизировать и т.д. Начинать надо от простого к сложному, сначала это были отдельные элементы урока, включающие единичные задания, начиная с самых элементарных, например, «Вставьте пропущенные слова». Здесь я привожу образцы маршрутных листов, с которыми дети справляются во втором полугодии учебного года.
Дата: ___________ Ф.И. ______________________________ Класс ___________
Маршрутный лист. Тема: Хан Абылай
I.Заполни пропуски:
1. Настоящее имя Абылая __________________________ .
2. Годы жизни Абылая ____________ – ____________ .
3. Место рождения Абылая – город ______________________ .
5. Отца Абылая звали ______________ .
6. Семья Абылая ____________________ в одной из войн.
7. Абылая спас ______________________ по имени ________________ .
8. Абылай скрывал своё происхождение, пася скот под прозвищем __________________ .
9. Его прозвище обозначало _______________________________________________________________ .
10. Он пас стада верблюдов, принадлежащих ___________________ .
Баллы: макс. 11 Факт. _______
II.Автором данных строк, посвящённых Абылаю, является ________________________ .
Вижу блеск в глазах твоих, малыш,
По нраву явно ты ханской крови …
Баллы: макс. 1 Факт. _______
III.* Кого называли калмыками? ___________________________
Весной, когда на калмыков пойдём войной,
Помощь твоя нам придётся кстати!
Баллы: макс. 2 Факт. _______
IV.О ком идёт речь: «Он дал юноше своё благословение и подарил коня». _____________________________
Баллы: макс. 1 Факт. _______
V.Как хан Абылай получил своё имя? _____________________________________________
Дата: ___________ Ф.И. ______________________________ Класс ___________
Маршрутный лист. Тема: «Поднятие целины»
I.Причины освоения целины. Вставь пропуски:
Страна была крайне ослаблена в результате _______________ . Первая пятилетка ________ - _______ гг. была направлена на поднятие ___________________________________ хозяйства. Основной задачей было решение ________________________________________ проблемы. В ___________ г. было принято решение «О дальнейшем увеличении производства _______________ в стране и освоении ________________________ и ________________________ земель». С целью увеличения ___________________ ______________ начали распахиваться _______________ просторы ___________________.
Баллы: макс. 12 Факт. _______
II. Впиши термины:
Г
С
Э
Я
Ц
А
Ж
О
К
Т
Плодородная часть почвы.
Разрушение верхней плодородной части почвы.
Земля, ранее не подвергавшаяся распашке.
Традиционная отрасль сельского хозяйства Казахстана.
Средства, выдаваемые государством в долг (переселившимся на целину на строительство домов).
В первые годы освоения целины в Казахстане было распахано 6,5 млн. га земли
В 1955-1965 гг. в республике было распахано 25 млн. га земли.
Во всём СССР было распахано 48 млн. га земли.
В первые 3-4 года в Казахстан приехало 650 тыс. людей из других республик.
Переселившихся освобождали от налогов на 8-10 лет.
В 1954-1959 гг. в освоение казахстанской целины было вложено ок.20 млрд.руб.
Баллы: макс. 6 Факт. _______
V.Последствия освоения целины.
Впишите номера, данные в справке, в соответствующую строку.
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Справка: 1.Увеличение производства зерна. 2.Упадок животноводства. 3.Строительство городов. 4.Казахи составили 29% населения в результате переселения представителей из других республик. 5.Увеличение героев труда. 6.Сокращение сферы употребления казахского языка, обычаев и традиций. 7.Эрозия почв. 8.Сплочение народов, взаимообогащение культур.
Баллы: макс.8 Факт. _______
VI.* Какой город в честь освоения целины был переименован в Целиноград? Каково современное название этого города? (см.зад.3)
Система проверки. К каждому маршрутному листу составляются ключи, по которым происходит самопроверка. Ниже приведен пример.
КЛЮЧИ
Маршрутный лист. Тема: «Поднятие целины»
I.Причины освоения целины. Вставь пропуски:
Страна была крайне ослаблена в результате войны. Первая пятилетка 1946 - 1950 гг.
была направлена на поднятие сельскогохозяйства. Основной задачей было решение продовольственнойпроблемы. В 1954 г. было принято решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель».
С целью увеличения производства зерна начали распахиваться степные просторы
Евразии.
II. Впиши термины:
Г
у
м
у
С
Э
р
о
з
и
Я
Ц
е
л
и
н
А
Ж
и
в
о
т
н
о
в
о
д
с
т
в
О
К
р
е
д
и
Т
Плодородная часть почвы.
Разрушение верхней плодородной части почвы.
Земля, ранее не подвергавшаяся распашке.
Традиционная отрасль сельского хозяйства Казахстана.
Средства, выдаваемые государством в долг (переселившимся на целину на строительство домов).
В первые годы освоения целины в Казахстане было распахано 6,5 млн га земли
+
В 1955-1965 гг. в республике было распахано 25 млн га земли.
+
Во всём СССР было распахано 48 млн га земли.
–
В первые 3-4 года в Казахстан приехало 650 тыс. людей из других республик.
+
Переселившихся освобождали от налогов на 8-10 лет.
–
В 1954-1959 гг. в освоение казахстанской целины было вложено ок.20 млрд.руб.
+
V.Последствия освоения целины. Впишите номера, данные в справке, в соответствующую строку.
Положительные последствия
Отрицательные последствия
1 3 5 8
2 4 6 7
Справка: 1.Увеличение производства зерна. 2.Упадок животноводства. 3.Строительство городов. 4.Казахи составили 29% населения в результате переселения представителей др.республик. 5.Увеличение героев труда. 6.Сокращение сферы употребления казахского языка, обычаев и традиций.
VI.* Какой город в честь освоения целины был переименован в Целиноград? Каково современное название этого города? Акмолинск – Астана
Система оценивания. Каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл, задания со звездочкой* - в два балла. Подсчитывается максимально возможное количество баллов за каждое задание и за выполнение работы в целом. При проверке учащиеся подсчитывают фактическое выполнение и общий балл. В каждом маршрутном листе даны критерии выставления оценки. Оценка «5» ставится при условии выполнения 95% заданий, «4» - 85%, «3» - 65%. Учитывается то, что при выполнении задания учащиеся использовали источники информации. Таким образом, у детей не возникает вопроса, почему у них та или иная оценка.
Результатом данной работы является рост мотивации, интереса к предмету, поскольку каждый ученик получает оценку своей деятельности, отпадает вопрос о дисциплине, о том, что надо кого-то «подгонять», учащиеся легче ориентируются в информации, более внимательны к источникам, умеют работать с таблицами, схемами, составлять собственные задания, например, сканворды и кроссворды.
Таким образом, организация деятельности учащихся с помощью маршрутных листов – один из способов осуществления компетентностного подхода в образовании, обучения ключевым компетенциям.
Список использованной литературы
1. Рассказы по истории Казахстана, Артыкбаев Ж., Сабданбекова А., Абиль Е. – Алматы: «Атамура», 2010
2. История Казахстана: Тетрадь с заданиями для индивидуальной работы учащегося (I – II часть). 5 класс / Герке С., Дюжикова М., Изверова А. – Алматы: «8&8», 2012.
3. Архипова, Л. Р. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания //
4. Белгородская, Л. В. От факта к пониманию / Л. В. Белгородская
// Преподавание истории в школе. - 2007. - № 3. - С. 25 - 30.
5. Иванова, А. Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках / А. Ф. Иванова // Преподавание истории в школе, 2008. - № 8. - С. 45 - 47.
6. Идрисов, А. Е. Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5-7 - х классов на уроках истории // http://festival.1september.ru/articles/213803/
7. Костылева, О.А. Формирование общеучебных умений на уроках истории