Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества с Древнейших времен до раннего Средневековья; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Нового времени; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений из дренейших времен до начала XVI века
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень). М. :"Просвещение" 2016г.
Учебники: Всеобщая история. История Средних веков. Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100». Москва.; БАЛАСС, 2013. Учебники: История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2018.
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование». http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учебным планом МБОУ СОШ №9 на изучение истории в 6 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю, 43 часа на историю России и 25 часов – на Всеобщую историю.
Содержание структурировано таким образом, чтобы осуществлялась разнообразная учебная деятельность, и реализовывалось межпредметное взаимодействие, использовались педагогические технологии, способствующие развитию познавательных возможностей учащихся, выявлению их творческого потенциала. Опыт педагогической деятельности подводит к выводу о необходимости усиления воспитательного потенциала обществознания, о поиске технологий обучения, эффективно влияющих на формирование социально-активной личности.
Преобладающие формы контроля универсальных учебных действий.
Основными формами контроля развития УУД являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку. Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами). Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
Введение .Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 3. Арабы в VI – XI вв. Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 5. Средневековый город и его обитатели Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 6. Католическая церковь. Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Раздел 8. Германия и Италия в XII-XV веках. Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Раздел 9. Славянские государства и Византия.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV ввСредневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Раздел 12. Итоговое повторение. Итоговое повторение курса История Средних веков.
3. Тематическое планирование
№ раздела
Тема раздела
Количество часов, отведенное на изучение раздела
Всеобщая история. История средних веков
25
Введение в историю средних веков
1
Глава 1.
Запад христианского мира
4
Глава 2.
Восток христианского мира
3
Глава 3.
Пророки и завоеватели востока
4
Глава 4.
Особенности католической Европы
4
Глава 5.
Страны католической Европы
5
Глава 6.
Судьбы средневековых цивилизаций
4
История России
43
Введение
1
Наша Родина -Россия
1
Глава 1.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
5
Глава 2.
Русь в IX — первой половине XII
11
Глава 3.
Русь в середине XII — начале XIII
6
Глава 4.
Русские земли в середине XIII—XIV
10
Глава 5.
Формирование единого Русского государства
8
Заключение
1
68
4. Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Планируемая дата проведения урока
Фактическая дата проведения урока
Примечания
1
Введение
1
04.09
Запад христианского мира
2
От королевств к империи
1
07.09
3
Рождение феодальной Европы
1
11.09
4
Феодальная раздробленность
1
14.09
5
Времена викингов
1
18.09
Восток христианского мира
6
Византийская империя
1
21.09
7
Государства славян и кочевников
1
25.09
8
Раскол христианского мира
1
28.09
Пророки и завоеватели Востока
9
Свет ислама
1
02.10
10
Рождение исламского мира
1
05.10
11
Крестовые походы
1
09.10
12
Монгольские завоевания
12.10
Особенности католической Европы
13
Города Европы
1
16.10.
14
Феодальный мир
1
19.10
15
Сила католической церкви
1
23.10
16
Культура католического мира
1
26.10
Страны католической Европы
17
Раздробленность в Англии и Франции
1
06.11
18
Столетняя война
1
09.11
19
Централизация в Англии и Франции
1
13.11
20
Итальянское Возрождение
1
16.11
21
Границы Священной империи
1
20.11
Судьбы средневековых цивилизаций
22
Рубежи православия и ислама
1
23.11
23
Индийская средневековая цивилизация
1
27.11
24
Дальневосточный мир Китая и Японии
1
30.11
25
Где закончилось Средневековье?
1
04.12
История России
26
Введение в историю России
1
07.12
27
Наша Родина Россия
1
11.12
Народы и государства на территории нашей страны в древности
28
Древние люди и их стоянки на территории современной России
1
14.12
29
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
1
18.12
30
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
1
21.12
31
Образование первых государств
1
25.12
32
Восточные славяне и их соседи
1
28.12
Русь в IX — первой половине XII в
33
Первые известия о Руси
1
11.01
34
Первые известия о Руси
1
15.01
35
Становление Древнерусского государства
1
18.01
36
Становление Древнерусского государства
1
22.01
37
Правление князя Владимира. Крещение Руси
1
25.01
38
Русское государство при Ярославе Мудром
1
29.01
39
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
1
01.02
40
Общественный строй и церковная организация на Руси
1
05.02
41
Место и роль Руси в Европе
1
08.02
42
Культурное пространство Европы и культура Руси
1
12.02
43
Повседневная жизнь населения
1
15.02
Русь в середине XII — начале XIII в
44
Политическая раздробленность на Руси
1
26.02
45
Политическая раздробленность на Руси
1
01.03
46
Владимиро-Суздальское княжество
1
05.03
47
Новгородская республика
1
12.03
48
Южные и юго-западные русские княжества
1
15.03
49
Южные и юго-западные русские княжества
1
19.03
Русские земли в середине XIII—XIV в
50
Монгольская империя и изменение политической карты мира
1
22.03
51
Монгольская империя и изменение политической карты мира
1
26.03
52
Батыево нашествие на Русь
1
29.03
53
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
1
02.04
54
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
1
05.04
55
Литовское государство и Русь
1
16.04
56
Усиление Московского княжества
1
19.04
57
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва
1
23.04
58
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва
1
26.04
59
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в
1
30.04
Формирование единого Русского государства
60
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в
1
03.05
61
Московское княжество в первой половине XV в
1
07.05
62
Распад Золотой Орды и его последствия
1
10.05
63
Московское государство и его соседи во второй половине
1
14.05
64
Московское государство и его соседи во второй половине
1
17.05
65
Русская православная церковь в XV — начале XVI в
1
21.05
66
Человек в Российском государстве второй половины XV в
1
24.05
67
Формирование культурного пространства единого Российского государства
1
28.05
68
Повторительно-обобщающий урок: «История России»
1
31.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011.
2.Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н
Комплект карт. История России. 6 класс.
Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения истории ученик 6 класса должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Владеть компетенциями
применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время, формирование абсолютизма, закрепощение крестьян, реформы Петра Великого, дворцовые перевороты, «просвещенный абсолютизм»;
- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVIII века
Формируемые Знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен
знать основные этапы и ключевые события истории России Истории Средних веков знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в Новое время, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.