Рабочая программа по курсу «история» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа история 5 класс ФГОС»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дивовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ___ от
«__» ___________2016 г
Председатель МО
_______( Стельмахова А.Е.)
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Дивовская СОШ»
__________(Белоножко Т. Н.)
«___»__________ 2016 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Дивовская СОШ»
_____(Кривошеева Л. П.)
Протокол № ______от
«___» __________ 2016 г.
Рабочая программа
по истории
для 5 класса
Разработал учитель истории и обществознания
Мокрогузова Нина Владимировна
2016 – 2017 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «история» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.) Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010 г. и авторской программы «История Древнего мира» под редакцией А.А. Вигасина. –М: Просвещение, 2011.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»
Базисного учебного плана МБОУ Дивовской СОШ.
Главная цель школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Задачи изучения истории в современной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой Древнего мира, когда общество начало осознавать своё многообразие.
Структура и содержание программ соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Рабочая программа по всеобщей истории нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации: цивилизации Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Содержание программы выстроено по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия – человек, личность в истории.
Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.
Рабочая программа предполагает использование в учебнике по всеобщей истории «История Древнего мира» цивилизационно-гуманитарного подхода, нацеленного на выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
Содержание рабочей программы ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в период Древнего мира, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание данной рабочей программы по истории, наиболее актуальными для выполнения задач ФГОС являются:
- деятельностный подход;
- компетентностный подход;
- дифференцированный подход;
- личностно ориентированный;
- проблемный подход.
Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:
- принцип историзма;
- принцип объективности;
- принцип социального подхода;
- принцип альтернативности.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам, что обеспечивает, научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Школьный курс «Всеобщая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т.е. познакомить их с общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы исторической жизни.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 5 классе – 70 ч (2 часа в неделю). В соответствии с базисным учебным планом программа предполагает также обобщающие уроки по отдельным разделам, которые позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах, уроки повторения всего изученного за курс «История Древнего мира», которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников (самостоятельные работы, тестовые задания).
4. Основные ценностные ориентиры программы.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории. Изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит формирование таких нравственных свойств и качеств у школьников как: целеполагание, интерес к познанию всего нового, дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность, социальная активность.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
5. Результаты обучения и усвоения содержания предмета
Личностными результатами изучения предмета «История Древнего мира» являются:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметными результатами изучения предмета являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать очевидные факты, составлять простой план );
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни.
Предметными результатами изучения предмета истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания; умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения, относящиеся к эпохе Древнего мира;
- овладение навыками соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве Древнего мира;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- проявлять готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира: составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми, способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятий по поиску и охране памятников истории и культуры).
6. Содержание программы:
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (10 ч)
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (60ч)
Жизнь первобытных людей.5час
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.Зарождение искусства.
Древний Восток.18час.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир.18час.
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим.16час.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые и мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Обобщающее повторение и контроль. 3час.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ. 5 КЛ.
70 ЧАС.
№п/п
Тема урока
Виды деятельности обучающихся, форма работы
Кол-во час.
Дата проведения
план
факт
Что изучает история (10 ч)
1
Что изучает история?
Фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;участие в мини-дискуссии;
групповая
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником;
1
2
Источники знаний о прошлом.
Фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Составление мини-проекта;
индивидуальная
Составление схемы; Работа с учебником
1
3
Измерение времени.
Фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Решение тестов;
1
4
Историческая карта.
групповая
Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа по карте; Заполнение к/карты;
1
5
Археология—помощница историков.
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
участие в мини-дискуссии;
групповая
Составление мини-проекта; Описание картины;
Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Решение тестов
1
6
Этнография. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Составление мини-проекта;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Составление плана; Работа с учебником;
Работа с документом;
1
7
Географические названия—свидетели прошлого.
групповая
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа по карте;
1
8
Гербы, флаги, гимны государств
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
участие в мини-дискуссии;
групповая
Составление мини-проекта; Описание картины;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
1
9
Как работать с учебными материалами по истории.
фронтальная
Участие в беседе;
индивидуальная
Составление плана ; Работа с учебником;
1
10
Что изучает история (повторение и обобщение изученного материала)
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
участие в мини-дискуссии;
индивидуальная
Решение тестов;
1
Жизнь первобытных людей. 5час.
11
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Составление мини-проекта; Описание картины;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа по карте;
1
12
Возникновение искусства и религиозных верований
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Описание картины; Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Составление плана; Работа с учебником;
1
13
Возникновение земледелия и скотоводства
фронтальная
Участие в беседе; участие в мини-дискуссии;
групповая
Описание картины; Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Составление плана; Работа с учебником;
Решение тестов;
1
14
Появление неравенства и знати
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Решение тестов;
Составление и заполнение таблицы;
1
15
Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»
групповая
Составление мини-проекта;
индивидуальная
Решение тестов;
1
Древний Восток. 18час.
Древний Египет. 6час.
6
16
Государство на берегах Нила
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Описание картины; Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Работа по карте; Заполнение к/карты;
1
17
Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Составление мини-проекта; Описание картины;
индивидуальная
Работа с учебником; работа с документом;
Решение тестов; Составление и заполнение таблицы;
1
18
Военные походы фараонов
групповая
Описание картины;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником;
Работа с документом;
Работа по карте;
1
19
Религия древних египтян
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Составление мини-проекта; Описание картины;
Решение проблемных задач;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Решение тестов; Составление и заполнение таблицы;
1
20
Культура Древнего Египта
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Описание картины;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Решение тестов;
1
21
Древний Египет(повторительно-обобщающий)
групповая
Составление мини-проекта; Составление ист. портрета; Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Решение тестов; Работа по карте;
1
Передняя Азия в древности.7час.
7
22
Древнее Двуречье
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Работа по карте; Заполнение к/карты;
1
23
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Составление ист. портрета;
индивидуальная
Составление плана; Работа с учебником;
Работа с документом;
1
24
Финикийские мореплаватели
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Работа по карте;
1
25
Библейские сказания
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Составление мини-проекта;
индивидуальная
Работа с учебником;
1
26
Древнееврейское царство и его правители
групповая
Составление ист. портрета;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Решение тестов; Работа по карте;
1
27
Ассирийская держава
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Описание картины; Составление ист. портрета;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Работа по карте; заполнение к/карты;
1
28
Образование Персидской державы.
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа по карте;
Заполнение к/карты;
1
Индия и Китай в древности.4час.
4
29
Природа и люди Древней Индии
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Решение тестов; Работа по карте;Заполнение к/карты;
1
30
Индийские касты
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Описание картины; Решение проблемных задач;
индивидуальная
Составление плана; Работа с учебником; Работа с документом; ешение тестов;
1
31
Природа Древнего Китая. Мудрец Конфуций.
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Описание картины;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Решение тестов; Работа по карте;
Заполнение к/карты;
1
32
Объединение Китая
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с документом; Решение тестов;
Работа по карте;
1
33
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток».
фронтальная
Работа с терминами;
групповая
Решение проблемных задач;
Индивидуальная
Решение тестов;
1
Древняя Греция. 18час.
34
Греки и критяне. Микены и Троя
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Описание картины; Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником ;Работа с документом;
Решение тестов; Работа по карте; Заполнение к/карты;
1
35
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Составление ист. портрета; Решение проблемных задач; Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; Работа с документом;
Решение тестов; Работа по карте;
1
36
Религия древних греков
фронтальная
Работа с терминами;
групповая
Составление мини-проекта;
индивидуальная
Работа с учебником; Решение тестов; Составление и заполнение таблицы;
1
37
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами;
групповая
Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; работа с документом; Решение тестов;
1
38
Зарождение демократии в Афинах
фронтальная
Участие в беседе; Работа с терминами; участие в мини-дискуссии;
групповая
Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Работа с учебником; решение тестов;
1
39
Древняя Спарта
фронтальная
Участие в беседе;
групповая
Составление мини-проекта; Решение проблемных задач;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Составление плана; Работа с учебником; Работа по карте;
1
40
Основание греческих колоний
фронтальная
Участие в беседе; работа с терминами;
групповая;
Описание картины;
Установление причинно-следственных связей;
индивидуальная
Решение тестов;Работа по карте;Заполнение к/карты;