Рабочая программа. История 8 класс ( 3 ч/н) к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной
Рабочая программа. История 8 класс ( 3 ч/н) к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной
4
Наименование учебного предмета: История
Класс: 8
Уровень общего образования: основная школа
Учитель: Сметанина Елена Николаевна
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 105
Планирование составлено на основе «Авторских программ: История России. 6-9 классы» Данилова А.А., Косулиной Л.Г и Новая история 7-8 класс» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной».
Учебники: Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900.8 класс: учеб. для общеобразов. учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов. – М.: Просвещение,2012.
История России 8 класс: учеб. для общеобразов. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение,2012.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
от «__»_________ 2015 г. «__»_________ 2015 г. Приказ № __ от «__»_________ 2015 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: История
Класс: 8 В
Уровень общего образования: основная школа
Учитель: Сметанина Елена Николаевна
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 105
Планирование составлено на основе «Авторских программ: История России. 6-9 классы» Данилова А.А., Косулиной Л.Г и Новая история 7-8 класс» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной».
Учебники: Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900.8 класс: учеб. для общеобразов. учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов. – М.: Просвещение,2012.
История России 8 класс: учеб. для общеобразов. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение,2012.
Рабочую программу составила _____________________ Сметанина Елена Николаевна
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы:
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Распоряжение МО Ульяновской области от 15.03.2012 № 929 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и учебных планов общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования (приложение к распоряжению Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 года №929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»);
Приказ МО и НРФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" Санитарно - эпидемиологических правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), зарегистрированных в Минюсте России 3 марта 2011г, регистрационный номер 19993.
Авторская программа «История России. 6-9 классы» Данилова А.А., Косулиной Л.Г. – М., Просвещение, 2012
Авторская программа «Новая история 7-8 класс» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. – М.: Просвещение, 2012
Образовательная программа основного общего образования (6-9 классы) на 2013-2017г
Учебный план МБОУ «Средняя школа № 22» на 2015-2016 уч. год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающего мира, самопознанию и самореализации.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
Способствовать формированию зрелого исторического мышления; умения анализировать общественные процессы.
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «История» изучается в 8в классе 3часа в неделю,общий объем 105 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен:
Знать:
основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1800-1900 годов и истории России конца XIX века;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
важнейшие исторические события и их участников;
даты важнейших исторических событий;
периодизацию исторических событий.
Уметь:
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
выявлять существенные черты исторических процессов;
группировать исторические события по заданному признаку;
определять причины и следствия основных исторических событий;
давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
УМК учителя.
1. К.А. Соловьев. Поурочные разработки по новой истории. 1800-XIX00 годы. 8 класс. – М.: «Вако», 2012
2. Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс. – М.: «Вако», 2012
3. К. В. Волкова Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800-XIX13. – М.: «Экзамен», 2012
УМК учащихся.
1. А.А. Данилов и Л.Г. Косулина «История России (XIX век)» – М.: «Просвещение», 2012
2. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов и Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История нового времени. (1800-XIX13г.г.)» – М.: «Просвещение», 2012
3. Б.Г. Пашков. Русь, Россия, Российская империя. Хроника правлений и событий. – М., 2010
Измерителями учебных достижений учащихся являются:
• разноуровневые задания
• контрольные работы
• словарные диктанты
• тестовые задания
• эссе, схемы, таблицы, доклады и сообщения
Критерии оценки знаний учеников
ОТЛИЧНО:
называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий
называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,
читает историческую карту с опорой на легенду
рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе
соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями
называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений
объясняет смысл и значение исторических понятий
излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий
объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории
определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий
ХОРОШО
называет даты важнейших событий
называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,
читает историческую карту с опорой на легенду
рассказывает устно об исторических событиях,
соотносит единичные исторические факты и общие явления
объясняет смысл важнейших исторических понятий,
излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
называет даты важнейших событий
называет место. Обстоятельства важнейших событий
читает историческую карту с опорой на легенду
рассказывает устно об исторических событиях,
объясняет смысл важнейших понятий
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
не может назвать ни одной важной даты
не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,
не может читать историческую карту
не может объяснить смысл важнейших понятий
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1800-1913 гг.
Введение: Мир к началу XIX в.
Переход от аграрного общества к обществу индустриальному в Европе. Технический прогресс. Капитализм свободной конкуренции. Промышленный переворот и его социальные последствия. Состояние науки и культуры.
Европа в эпоху наполеоновских войн
Франция под властью Наполеона. Значение переворота 18-19 брюмера 1799 г., оценка личности и деяний Бонапарта. Консульство. Опора бонапартистской диктатуры в обществе. Вну тренняя политика и законодательство Бонапарта. Кодекс Наполеона. Установление империи. Экономическая политика. Оздоровление финансов. Начало промышленного переворота. Новые богачи. Предпосылки гибели империи.
Наполеоновская Франция и Европа. Внешняя политика Франции. Наполеоновские войны, их захватнический характер со стороны Франции. Патриотический, освободительный характер войн антифранцузской коалиции. Территориальные захваты Наполеона. «Великая империя». Система зависимых от Франции государств. Рейнский союз. Упразднение Священной Римской империи и возникновение Австрийской империи. Декрет о континентальной блокаде. Тильзитский договор Франции с Россией. Европа под властью Наполеона. Реформы по «французскому образцу». Подъем освободительного движения. Реформы в Пруссии и Испании. Поход Наполеона в Россию. Гибель империи. Значение наполеоновских войн.
Реакция и революции
Создание Венской системы международных отношений. Мирный договор союзников с Францией. Реставрация Бурбонов во Франции. Венский конгресс и его задачи. Разногласия среди участников конгресса. Легитимизм. Урегулирование территориальных споров. Создание Германского союза. Судьба реформ. Священный союз. Значение Венского конгресса. Создание Венской системы международных отношений. Союз великих держав и «европейский концерт».
Реакция и освободительные движения. Усиление реакции в Европе. Белый террор во Франции.
Карлсбадские постановления в Германии. Отпор реакции со стороны пародов Европы. Либеральные и национальные революции. Либеральное движение. Основные требования либералов: свобода и равноправие, равноправие и фактическое неравенство, конституционное ограничение власти монархов, избирательные права граждан. Отношение либералов к национальным движениям.
Освободительные войны и революции 1810-1830 гг.
Борьба Священного союза против революций. США и освободительная война в Латинской Америке. Доктрина Монро. Солидарность передовой общественности Европы с освободительной борьбой греков. Выступление европейских государств в поддержку Греции. Русско-турецкая война 1828-1829 гг.
Европейская реакция в борьбе с революциями.
Образование независимого греческого государства. Июльская революция во Франции. Низложение Бурбонов. Избрание королем Луи-Филиппа Орлеанского. Восстание за независимость Бельгии. Польское освободительное восстание. Поражение Священного союза. Значение освободительных войн и либеральных революций.
. Революции и реформы
Либеральные реформы.
Реформы как альтернатива революциям. Движение за реформы в Великобритании. Уильям Коббет. Избирательная (парламентская) реформа 1832 г. Движение сторонников свободы торговли. Ричард Кобден. Отмена хлебных законов. Создание Таможенного союза в Германии. Значение либеральных реформ.
Зарождение демократического движения.
Разочарование общественности ограниченностью либеральных реформ. Раскол в либеральном движении. Возникновение демократического движения. Требования демократов: введение всеобщего избирательного права (для мужчин) и представительного правления. Демократы и республиканское движение. Демократизация избирательного права в США. Противоречия американской демократии. Соперничество двух партий на выборах. Влияние примера американской демократии на Европу. Республиканские восстания во Франции. Формы демократической самоорганизации граждан. Чартистское движение в Великобритании. Народная хартия. Подъем и упадок чартистского движения. Причины поражения чартизма.
Консервативная Европа.
Консервативная политика. Защита консерваторами традиционных основ общества и государства, а также умеренный реформизм. Британские консерваторы. Доктринеры во Франции. Франсуа Гизо. Правительственная «система» Июльской монархии во Франции. Правление нотаблей.
Консервативная политика в абсолютистских странах Европы.
Эра Меттерниха в Австрии. Политический гнет. Национально-культурное возрождение. Эпоха реформ в Венгрии. Славянское возрождение. Национальные противоречия в Австрийской империи. Политика австрийского правительства в национальном вопросе. Экономическое отставание Австрии. Движение за национальное возрождение Италии. «Молодая Италия». Либеральные реформы и гражданская война в Испании.
Искусство и политика.
Влияние политики на художественную жизнь Европы. Борьба художественных стилей и направлений. Ампир. Художники Луи Давид и Франсиско Гойя. Композитор Людвиг ван Бетховен. Поэт и писатель Вольфганг Гёте. Академическое искусство. Художник Энгр. Романтическое искусство. Воззрения романтиков. Романтизм в художественной прозе, поэзии, музыке и живописи. Композитор Рихард Вагнер. Художники Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Оноре Домье.
Промышленная революция и социальный вопрос
Экономика и политика. Подъем крупной индустрии. Предпосылки промышленной революции. Крупная индустрия и сельское хозяйство. Аграрная революция как предпосылка промышленной революции в Великобритании. Медленные перемены в сельском хозяйстве континентальных стран Европы. Латифундии в Латинской Америке. Фермерское хозяйство в США.
Рождение индустриального общества.
Политика поощрения промышленности. Свобода торговли и протекционизм. Переход большинства государств Европы к политике свободной торговли. Развертывание технического переворота в промышленности. Изобретатели. «Инвестиционный голод». Развитие фондового рынка, промышленного и коммерческого кредита. Новые формы оптовой и розничной торговли. Рождение индустриального общества. Последствия промышленной революции. Социальный вопрос. Причины обнищания рабочих. Демографический взрыв. Рост эмиграции. Урбанизация.
Социальные учения и социальные движения.
Споры о путях решения социального вопроса. Выступления в поддержку социальных реформ. Идея социальной революции. Деятельность социалистов. Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Луи Блан. Сторонники строя общности, или коммунисты. Роберт Оуэн, Этьен Кабе, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Возникновение марксизма. Зарождение рабочего движения. Профессиональные союзы. Участие рабочих в политической борьбе.
«Весна народов»
Революции 1848-1849 гг.
Предпосылки революций 1848-1849 гг. Начало революций, их задачи. Вторая республика во Франции. Внешняя политика Французской республики. Национальные мастерские. Июньское восстание в Париже. «Наполеон Малый». Либеральные преобразования в германских государствах. Борьба за объединение Германии. Освободительная война в Венгрии. Наступление контрреволюции в Германии. Поражение итальянских демократов. Итоги революций.
Крушение Венской системы.
Реакция и реформы. Реальная политика. Принцип национальностей Наполеона III. Восточный кризис. Крушение Венской системы международных отношений. Крымская война. Парижский мир. Образование Румынии. Основные понятия и термины: австрославизм, «весна народов», демократы, диктатура, император, интервенция, либералы, национальность, нация, национальные мастерские, реакция, республика, социальный вопрос.
Национальные войны и революция сверху
Объединение Италии и Германии.
Борьба за объединение Италии и Германии. Война за независимость Италии. Камилло Кавур и Джузеппе Гарибальди. Образование Итальянского королевства. Войны за объединение Германии. Отто фон Бисмарк. Образование Северо-Германского союза.
Консервативные реформы.
«Революционеры на троне». Демократия по Бисмарку. Преобразование Австрийской империи в Австро-Венгрию. Вторая империя во Франции. Либеральные и демократические реформы в правление Наполеона III. Вторая парламентская реформа в Великобритании. Бенджамин Дизраэли и Уильям Гладстон. Революция и реформы в Испании.
Колониальная политика европейских государств и США.
Вопрос о рабовладении в США. Аболиционистское движение. Авраам Линкольн. Гражданская война в США — вторая американская революция. Реконструкция Юга. Великобритания крупнейшая колониальная держава. Колониальное соперничество на Дальнем Востоке.
«Опиумные войны». Расширение колониальной империи Франции. Открытие Суэцкого канала. Колониальная война Франции в Мексике.
Завершение эпохи национальных войн.
Успехи и неудачи внешней политики Наполеона III. Восстание в Польше и его международный резонанс. Сближение России и Пруссии. Франко-германские противоречия. «Эмская депеша». Франко-прусская война. Создание Германской империи. Дипломатический успех России.
Франкфуртский мир.
Европейская культура
Наука и общество.
Зрелость науки. Открытия в области естественных наук и математики. Специализация и профессионализация наук. Успехи в области образования. Развитие книжной и газетно-журнальной печати. Практическая польза науки. Новая техническая революция. Высокий общественный престиж науки. Позитивизм. Подъем гуманитарных наук. Возникновение профессиональной исторической науки.
Общество и искусство.
Формирование нового образа жизни. Сближение культуры высших и низших классов. Государственные праздники и спорт как школа гражданского воспитания. Стилевое многообразие искусства XIX в. Развитие рынка произведений искусства. Массовые виды искусства. Фотография.
Фонограф. Кинематограф. Эклектика в архитектуре. Наука и художественная культура. Расцвет жанра романа. Гюстав Флобер и Эмиль Золя. Барбизонская школа живописи.
Становление либеральной демократии в странах Европы и Северной Америки. Расширение избирательных прав. Борьба за женское равноправие. Массовые политические партии. Особенности политического устройства отдельных стран Европы и Америки.
Конфликтное общество.
Великая депрессия конца XIX в. Экономический кризис и рабочее движение. Новые профессиональные союзы рабочих. Подъем социалистического движения и создание Второго Интернационала. Течения в социалистическом движении. «Исключительные законы» против социалистов в Германии и Австро-Венгрии. Осуществление социальных реформ. Усиление националистического движения. Третья республика во Франции. Парижская коммуна. Монархисты и республиканцы. Демократы и националисты.
Противостояние в Европе.
Новое соотношение сил в Европе. Союз трех императоров. Восточный кризис и Русско- турецкая война 1877-1878 гг. Берлинский конгресс. Русско-австрийское соперничество. Тройственный союз. Болгарский кризис. Русско-французский союз. Восстановление баланса сил. Вооруженный мир.
Усиление колониальной экспансии европейских государств и США. Борьба за колониальный раздел мира.
Усиление колониальной экспансии. Цели колониальной политики. Переселенческие и туземные колонии. Колониальные интересы Великобритании. Русско-британские противоречия. Франко-британское соперничество. Колониальный раздел Африки. Обострение германобританских противоречий. Попытки колониального раздела Китая. Внешняя экспансия США.
Разбуженное общество Востока.
Последствия колониализма для Азии и Африки. Промышленная революция и страны Востока. Разбуженное общество. Танзимат в Османской империи. Освободительное движение в Индии. Начало обновления индийского общества. Восстание тайпинов в Китае. Политика самоуси- ления. Реставрация Мэйдзи в Японии. Реформы по европейскому образцу.
Основные итоги истории XIX - начала XX в. (повторителыю-обобщающий урок)
Перемены в материальных и экономических условиях жизни. Развитие крупной машинной индустрии. Железные дороги. Паровое судоходство. Утверждение рыночных отношений. Активное развитие капиталистического предпринимательства. Новые массовые формы политической и профессиональной самоорганизации граждан. Развитие учреждений либеральной демократии. Яркие достижения в области науки, культуры, образования. Колониальный раздел мира между европейскими странами, США и Японией.
РОССИЯ В XIX в.
Раздел 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX в.
Внутренняя политика в 1801-1811 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. М. М. Сперанский. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Россия и образование Священного союза. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Движение декабристов. «Союз спасения». «Союз благоденствия». Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка па Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя и внешняя политика Николая I
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. Ill отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Каи- крина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика Николая I.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-
1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос.
Присоединение Кавказа. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Общественная мысль во второй четверти XIX в.
Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Официальная государственная идеология. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев) и славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы. И. В. и П. В. Киреевские). Революционное движение. А. И. Герцен и Н. ГГ Огарев. Петрашевцы. Утопический социализм: теория «общинного социализма».
Культура и быт первой половины XIX в.
Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского. И. Е. Дядьковского. К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского. Н. И. Лобачевский. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.
Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).
Демократические тенденции в культурной жизни па рубеже XIX-XX вв. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Основные понятия раздела.
Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия. Романтизм, классицизм, реализм. Русско-византийский стиль.
Р а з д е л 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
Внутренняя и внешняя политика Александра II
Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Александр II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Отмена крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. «Конституция Лорис-Меликова».
Общественные движения второй половины XIX в. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х- начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Рост революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Революционное народничество (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев). Народнические организации второй половины 1860-х - начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. 11олитика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя и внешняя политика Александра III
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы 1880-х гг. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование классов индустриального общества Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Деятельность Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенностифоссийского пролетариата.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Культура и быт второй половины XIX в.
Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа.
Развитие естественных и общественных наук. Д. И. Менделеев. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.
Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Итоговое повторение и обобщение Россия и мир на пороге XX века.
\
Календарно – тематическое планирование
Раздел 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
1
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1
2-3
Внешняя политика в 1801—1812 гг.
2
4
Реформы М. М. Сперанского
1
5-6
Отечественная война 1812 года
2
7-8
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1815-1825 г.
2
9-10
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 годы.
2
11
Социально- экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года
1
12-13
Общественное движение при Александре I
2
14
Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов
1
15-16
Внутренняя политика Николая I
2
17
Социально- экономическое развитие в 20-50-е годы XIX века
1
18-19
Внешняя политика в 1826- 1849 годы
2
20-21
Общественное движение в годы правления Николая I
2
22-23
Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.
2
24-25
Образование и наука
2
26-27
Русские первооткрыватели и путешественники
2
28-29
Художественная культура
2
30
Быт и обычаи
1
31-32
Россия в первой половине XIX века. Повторительно-обобщающий урок
2
Раздел 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
33
Накануне отмены крепостного права
1
34
Крестьянская реформа 1861 года.
1
35-36
Либеральные реформы 60- 80-х годов
2
37
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
1
38-39
Общественное движение: либералы и консерваторы
2
40
Зарождение революционного народничества и его идеология
1
41
Революционное народничество II-ой половины в 60- начала 80-х гг XIX века
1
42-43
Внешняя политика Александра II
2
44
Русско-турецкая война 1877-1878 годов
1
45-46
Внутренняя политика Александра III
2
47
Экономическое развитие в годы правления Александра III
1
48
Положение основных слоев общества
1
49-50
Общественное движение в 80- 90-е годы
2
51
Внешняя политика Александра III
1
52
Просвещение и наука
1
53-54
Литература, изобразительное искусство,
2
55-56
Архитектура, музыка, театр, народное творчество
2
57
Быт: новые черты жизни города и деревни
1
58-59
Россия во второй половине XIX века. Повторительно-обобщающий урок
2
История Нового времени 1800-1913гг.
Раздел 1. Становление индустриального общества.
60
Индустриальная революция: достижения и проблемы
1
61
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
1
62
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.
1
63-64
Наука: создание научной картины мира
2
65-66
19 век в зеркале художественных исканий
2
67-68
Искусство 19в. в поисках новой картины мира
2
69
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство
1
Раздел 2. Строительство новой Европы.
70-71
Консульство и образование наполеоновской империи
2
72
Разгром империи. Венский конгресс
1
73-74
Англия: сложный путь к величию и процветанию
2
75-76
Франция Бурбонов и Орлеанов
2
77
Франция: революция 1848г. и Вторая империя
1
78
Германия на пути к единству.
1
79
Нужна ли нам единая и неделимая Италия.
1
80
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна
1
81-82
Становлений Новой Европы. Повторительно-обобщающий урок
2
Раздел 3. Страны Западной Европы на рубеже.
83
Германская империя в конце19-начале 20 в.
1
84
Великобритания: конец Викторианской эпохи
1
85
Франция: Третья республика
1
86-87
Италия: время реформ и колониальных захватов.
2
88
От Австрийской империи к Австро-Венгрии
1
Раздел 4. Две Америки.
89-90
США в 19в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
2
91
США: империализм и вступление в мировую политику
1
92-93
Латинская Америка в 19-начале20 в.: время перемен
2
Раздел 5. Традиционные общества в 19 веке.
94
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника»
1
95
Китай: сопротивление реформам
1
96
Индия: насильственное разрушение традиционного общества
1
97
Африка: континент в эпоху перемен
1
Раздел 6. Международные отношения в конце XIX-начале XXв.
98-99
Международные отношения: дипломатия или война
2
100-101
История Нового времени1800-1913. Контрольно-обобщающий урок.
2
102-105
Резерв
4
Дата
Кол-во
часов
Пункт учебника
Тема учебного занятия
Тип урока
Форма проведения
Методы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Образовательный
продукт
Литература
Примечание
По
плану
фактически
ИСТОРИЯ РОССИИ
Раздел 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
1
1
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
Урок сообщения нового исторического материала.
Обьяснительно-иллюстративный
Обобщающая беседа, самопроверка нового материала.
Научатся определять термины: либерализм, самодержавие, реформа, имена членов «Негласного комитета», Указ о «вольных хлебопашцах».
Получат возможность научиться: анализировать деятельность «Негласного комитета», давать характеристику начального этапа правления Александра I
2
2
Внешняя политика в 1801—
1812 гг.
Комбинированный урок
Репродуктивный метод.
Предъявление результатов работы в виде таблиц.
Научатся определять термины: Тильзитский мир, трактат, антифранцуз- ские коалиции, основные события международных отношений.
Получат возможность научиться: составлять хронологическую таблицу военных действий 1 801— 1812 гг., работать, с картой
1
3
Реформы М. М. Сперанского
Урок сообщения нового исторического материала.
Исследовательский метод
Опрос по вопросам, работа с учебником.
Научатся определять термины: разделение властей, ветви власти, либерализм. Получат возможность научиться: анализировать деятельность М. М. Сперанского, давать собственную характеристику его реформам
2
4
Отечественная война 1812 года
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Выполнение разноуровневых заданий.
Научатся определять термины: отечественная война, флеши, редут, манифест.
Получат возможность научиться: показывать на карте основные события Отечественной войны 1812 года, давать характеристику стратегии русского командования, называть героев войны, работать с историческим источником
2
5
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1815-1825 г.
Урок обобщения и систематизации знаний
Репродуктивный метод.
Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание, тест для закрепления.
Научатся определять даты «битвы народов», Ватерлоо. Получат возможность научиться: анализировать причины успеха антифран- цузской коалиции, называть цели Священного союза
2
6
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 годы.
Комбинированный урок.
Проблемный метод
Составление таблиц. Индивидуальные задания.
Научатся определять термины: «Уставнаяконституция, военные поселения, аракчеевщина. Получат возможность научиться: анализировать причины изменения внутриполитического курса, извлекать полезную информацию из «Уставной грамоты Российской империи», объяснять причины политической реакции
1
7
Социально- экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года
Урок изучения и первичное закрепления нового материала
Обьяснительно-иллюстративный
Взаимопроверка знаний ключевых терминов.
Научатся определять термины: социальные, национальные, конфессиональные группы.
Получат возможность научиться: называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику экономическим процессам, сравнивать темпы экономического развития Рос сии с темпами экономического развития Западной Европы
Получат возможность научиться: называть причины возникновения, основы идеологии, основные этапы развития, объяснять цели и результат, оценивать историческое значение
1
9
Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов
Комбинированный урок.
Проблемный метод
Диктант терминов, обобщающая беседа причинах и последствиях выступления.
Научатся определять термин династический
кризис.
Получат возможность научиться:сравнивать программу Северного и Южного общества, давать характеристику выступлению декабристов, называть имена лидеров декабристов, давать собственную оценку движению декабристов
2
10
Внутренняя политика Николая I
Урок изучения и первичное закрепления нового материала
Получат возможность научиться: делать вывод о зарождении капиталистических отношений, составлять таблицу «Реформы»
2
12
Внешняя политика в 1826- 1849 годы
Комбинированный урок
Исследовательский метод
Индивидуальные задания.
Научатся определять термины: мюридизм, имамат. Получат возможность научиться:называть основные направления внешней политики страны, анализировать причины кризиса в международных отношениях со странами Запада «Путешествие в боярскую усадьбу XVII в.»)
2
13
Общественное движение в годы правления Николая I
Комбинированный урок
Репродуктивный метод.
Составление таблицы «Общественная мысль первой половины XIX века».
Научатся определять термины: западники, славянофилы, теория официальной народности, лидеры общественных движений. Получат возможность научиться: составлять сравнительную таблицу по вопросу общественного движения, давать характеристику каждому направлению революционного движения
2
14
Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Частично-поисковый метод
Составление развернутого плана параграфа. Работа с картой.
Научатся определять термины: форт, фортификационные сооружения, даты, причины, характер войны.
Получат возможность научиться: показывать на карте места военных действий, объяснять значение и итоги Парижского мирного договора, давать собственную оценку Парижскому миру, работать с историческим источником
2
15
Образование и наука
Урок изучения и первичное закрепления нового материала
Репродуктивный метод.
Индивидуальные задания. Составление схемы «Наука и изобретения».
Научатся определять термины: ЦПШ, гимназии, реальные училища, технические институты, неевклидова геометрия. Получат возможность научиться: называть выдающихся представителей и достижения российской науки, составлять схему «Наука и изобретения».
2
16
Русские первооткрыватели и путешественники
Комбинированный урок.
Исследовательский метод
Выполнение разноуровневых заданий.
Научатся определять имена русских путешественников.
Получат возможность научиться показывать на карте географические объекты, открытые русскими путешественниками
2
17
Художественная культура
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод
Подготовка творческих заданий о культуре первой половины XIX века».
Научатся определять термины: «золотой век» поэзии, академизм, реализм, романтизм, называть имена представителей культуры. Получат возможность научиться составлять тематические презентации
1
18
Быт и обычаи
Комбинированный урок.
Исследовательский метод
Индивидуальные задания. Составление таблицы.
Научатся определять термины: народная культура, этносы и конфессии. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте этнические меньшинства, составлять таблицу «Этносы России»
2
Россия в первой половине XIX века
Повторительно-обобщающий урок
Контроль.
Диктант дат, тестирование.
Систематизировать исторический материалпо изученному периоду
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
1
19
Накануне отмены крепостного права
Урок изучения и первичное закрепления нового материала
Обьяснительно-иллюстративный
Выполнение разноуровневых заданий.
Получат возможность научиться: называть предпосылки отмены крепостного права, излагать причины отмены крепостного права, называть альтернативные варианты отмены крепостного права
Получат возможность научиться: называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы, объяснять значение отмены крепостного права
2
21-22
Либеральные реформы 60- 80-х годов
Урок сообщения нового исторического материала
Репродуктивный метод
Диктант дат, проверка домашнего задания по вопросам.
Научатся определять термины: земство, куриальная система выборов, суд присяжных.
Получат возможность научиться: называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ, реформы в области просвещения, приводить оценки характера и значения социальных реформ.
1
23
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
Урок изучения и первичное закрепления нового материала
Получат возможность научиться: называть основные направления экономической политики государства, объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства.
2
24
Общественное движение: либералы и консерваторы
Урок изучения и первичное закрепления нового материала
Получат возможность научиться: называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикализма, анализировать исторический источник
1
25
Зарождение революционного народничества и его идеология
Урок сообщения нового исторического материала
Обьяснительно-иллюстративный
Индивидуальные задания.
Научатся определять термины: народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, пропагандисты, теория заговора. Получат возможность научиться: называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения, давать собственную оценку революционному движению
1
26
Революционное народничество II-ой половины в 60- начала 80-х гг XIX века
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-исследование)
Исследовательский метод
Фронтальный опрос.
Научатся определять термины: «хождение в народ», революционный террор.
Получат возможность научиться:называть существенные отличия либерального народничества от революционного, давать личностную характеристику лидерам народничества, дать собственную оценку убийству Александра II
2
27
Внешняя политика Александра II
Урок сообщения нового исторического материала
Репродуктивный метод
Работа с картой. Индивидуальные задания.
Научатся определять термины: Союз трех императоров, священная война, международная изоляция, трактат.
Получат возможность научиться: называть цель и основные направления внешней политики 60- 70-х гг., показывать на карте новые границы Российской империи
1
28
Русско-турецкая война 1877-1878 годов
Урок сообщения нового исторического материала
Обьяснительно-иллюстративный
Диктант дат, Заслушивание сообщений.
Научатся определять термины: Балканский кризис, национально-освободительная война', знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер. Получат возможность научиться: показывать на карте места военных действий, называть полководцев и участников, объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора и победы России в войне с Турцией, давать оценку решениям Берлинского конгресса
2
29-30
Внутренняя политика Александра III
Урок изучения и первичное закрепления нового материала
Репродуктивный метод.
Фронтальный вопрос, обобщающая беседа.
Научатся определять термины: реакционная политика, контрреформы, «Циркуляр о кухаркиных детях». Получат возможность научиться: называть основные черты внутренней политики Александра III, разграничивать реформы и контрреформы, давать собственную оценку этих реформ, анализировать исторические источники
1
31
Экономическое развитие в годы правления Александра III
Комбинированный урок.
Обьяснительно-иллюстративный
Фронтальный опрос.
Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации.
Сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II.
Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества
Научатся определять термины: сословия, классы, имущественное расслоение. Получат возможность научиться характеризовать каждое сословие, его права, обязанности
Получат возможность научиться называть организации и участников общественного движения, существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)
1
35
Внешняя политика Александра III
Урок комплексного применения знаний и умений
Репродуктивный метод.
Составление развернутого плана параграфа. Работа с картой.
Научатся определять термины: Антанта, КВЖД. Получат возможность научиться: называть цели и основные направления внешней политики Александра III, сравнивать содержание внешней политики Александра III с предыдущим периодом
1
36
Просвещение и наука
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Получат возможность научиться: называть выдающихся представителей и достижения российской науки, составлять таблицу «Научные открытия и изобретения»
2
37
Литература, изобразительное искусство,
Комбинированный урок.
Обьяснительно-иллюстративный
Фронтальная работа.
Научатся определять термины: передвижники, реализм, «Могучая кучка», новаторство, классицизм, нарышкинское барокко, модерн. Получат возможность научиться: называть жанры литературы и искусства, имена художников, ориентироваться в тенденциях развития культуры
2
38
Архитектура, музыка, театр, народное творчество
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Фронтальный вопрос, обобщающая беседа.
Получат возможность научиться: имена выдающихся архитекторов, композиторов, режиссеров и актеров, ориентироваться в тенденциях развития культуры ориентироваться в тенденциях развития культуры
1
39
Быт: новые черты жизни города и деревни
Урок комплексного применения знаний и умений
Обьяснительно-иллюстративный
Индивидуальные задания. Составление таблицы.
Научатся определять термины: народная культура, этносы, конфессии. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте этнические меньшинства, составлять таблицу «Этносы России».
2
Россия во второй половине XIX века
Повторительно-обобщающий урок
Контроль.
Письменная проверочная работа.
Научатся определять термины, изученные в курсе «История России. XLX век». Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения, работать с документами
История Нового времени.
Становление индустриального общества.
1
1-2
Индустриальная революция: достижения и проблемы
Урок сообщения нового исторического материала.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Составление таблицы. Опрос.
Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства
1
3
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Фронтальный вопрос, обобщающая беседа.
Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев
1
4
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Составление развернутого плана параграфа.
Осмысливают гуманистические традиции и ценности западноевропейского общества
Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку.
2
5
Наука: создание научной картины мира
Комбинированный урок.
Объяснительно-иллюстративный метод
Индивидуальные задания.
Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки.
2
6
19 век в зеркале художественных исканий
Урок сообщения нового исторического материала.
Репродуктивный метод.
Фронтальная работа.
Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры
2
7-8
Искусство 19в. в поисках новой картины мира
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом.
Исследовательский метод.
Письменные задания.
Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры
1
9-10
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-практикум)
Частично-поисковый метод, или эвристический метод
Беседа, составление таблицы, решение логических задач
Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи
Раздел 2. Строительство новой Европы.
2
11
Консульство и образование наполеоновской империи
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом.
Исследовательский метод.
Заслушивание докладов.
Установление межпредметных связей, выслушивать и объективно оценивать другого.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать исторические явления.
Получат возможность научиться: называть причины завоевательных войн, ослабления империи Наполеона, показывать на карте основные военные сражения, основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу
2
13
Англия: сложный путь к величию и процветанию
Комбинированный урок.
Частично-поисковый метод, или эвристический метод
Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию
Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики
2
14
Франция Бурбонов и Орлеанов
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Исторический диктант
Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задачи
1
15
Франция: революция 1848г. и Вторая империя
Урок сообщения нового исторического материала.
Репродуктивный метод.
Письменное задание
Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе
1
16
Германия на пути к единству.
Комбинированный урок.
Частично-поисковый метод, или эвристический метод
Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданничества?
Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии, делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей
1
17
Нужна ли нам единая и неделимая Италия.
Урок комплексного применения знаний и умений
Репродуктивный метод.
Промежуточное тестирование.
1
18
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна
Комбинированный урок.
Объяснительно-иллюстративный метод
Составление алгоритма военных действий
Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом.
2
Становлений Новой Европы
Повторительно-обобщающий урок
Практический контроль
Исторический диктант, тестирование, практические задания.
Знать основные положения раздела.
Страны Западной Европы на рубеже 19-20вв. Успехи и проблемы индустриального общества.
1
19
Германская империя в конце19-начале 20 в.
Комбинированный урок.
Исследовательский метод.
Тест, беседа с элементами дискуссии
Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики
1
20
Великобритания: конец Викторианской эпохи
Урок сообщения нового исторического материала.
Объяснительно-иллюстративный метод
Беседа, сравнительная таблица
Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
1
21
Франция: Третья республика
Комбинированный урок.
Исследовательский метод.
Фронтальная работа.
Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
2
22
Италия: время реформ и колониальных захватов.
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Составление таблицы.
Называть особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
1
23
От Австрийской империи к Австро-Венгрии
Урок сообщения нового исторического материала.
Объяснительно-иллюстративный метод
Тест, беседа с элементами дискуссии
Называть особенности развития и характер внешней политики Австро-Венгрии. Уметь работать с картой.
Две Америки
2
24
США в 19в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
Урок сообщения нового исторического материала.
Репродуктивный метод.
Сообщение, беседа
Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга. Называть правителей и государственных деятелей. Основные этапы и итоги гражданской войны
1
25
США: империализм и вступление в мировую политику
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Работа в малых группах
Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США
2
26
Латинская Америка в 19-начале20 в.: время перемен
Комбинированный урок.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Фронтальная работа.
Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте
Традиционные общества в 19 веке: новый этап капитализма.
1
27
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника»
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Промежуточное тестирование.
Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики
1
28
Китай: сопротивление реформам
Комбинированный урок.
Репродуктивный метод.
Вопросы с развернутым ответом
Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу
1
29
Индия: насильственное разрушение традиционного общества
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом.
Репродуктивный метод.
Проблема: почему индийская община сильнее городского населения сопротивлялась колонизации?
Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь делать сообщения
1
30
Африка: континент в эпоху перемен
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом.
Частично-поисковый метод, или эвристический метод
Составить план «Социально-экономические и политические последствия колониального раздела Африки»
Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы
Международные отношения в конце XIX-начале XXв.
1
31
Международные отношения: дипломатия или война
Комбинированный урок.
Исследовательский метод.
Вопросы с кратким ответом
Называть основные международные противоречия
2
История Нового времени1800-1913
Контрольно-обобщающий урок.
Практический контроль
Тестирование. Практические задания.
Уметь применять изученный материал на практике
4
Резерв
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы для учителя.
История России. 8 класс. Контрольно-тренировочные задания, проверочные тесты / авт- сост. Г. А. Борознина. - Волгоград : Учитель, 2010.
История России XIX в. 8 класс : поурочные планы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косу- линой / авт.-сост. Н. Кочетов. - Волгоград : Учитель, 2006.
История. 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания / авт.-сост. Н. Б. Яровая. Волгоград : Учитель, 2011.
Колганова, Е. В. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 кдасс / Е. В. Колганова, Н. В. Сумарокова. - М. : ВАКО, 2012.
Кишенкова, О. Сборник тематических тестов по истории России для учащихся 8 классов /
О. Кишенкова. -М. : Интеллект-Центр, 2011.
Кишенкова, О. Сборник тематических тестов по Новой истории для учащихся 8 классов /
О. Кишенкова. - М. : Интеллект-Центр, 2011.
Юдовская А.Я.. Новая история. 1800-1913. 8 класс. Методические рекомендации / А. Я. Юдовская. - М. : Просвещение, 2005.
Симонова, Е. В. Поурочные разработки по истории России к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX в.». 8 класс / Е. В. Симонова. - М. : Экзамен, 2008.
Соловьев, К. А. Поурочные разработки по всеобщей истории. 1800-1900 годы. 8 класс : универсал, изд. / К. А. Соловьев. - М.: ВАКО, 2011.
Симонова, Е. В. Тесты по истории России к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX в.». 8 класс / Е. В. Симонова. - М. : Экзамен, 2012.
Список литературы для учащихся.
Бальзак, О. Евгения Гранде : роман / О. Бальзак. - М.: Эксмо, 2011.
Бутромеев, В. Иллюстрированная русская история для всех. Краткое описание в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях / В. Бутромеев. - М. : Деконт+, 1996.
Войнич, Э. Л. Овод / Э. Л. Войнич. - М.: Московский рабочий, 1985.
Выскочков, Л. Николай I / Л. Выскочков. - М.: Молодая гвардия, 2006.
Гюго, В. Девяносто третий год : роман / В. Гюго. - М. : Азбука-классика, 2010.
в. Диккенс, Ч. Приключения Оливера Твиста / Ч. Диккенс. - М. : Эксмо-Пресс, 2001.
Куриев, М. М. Век Наполеона: люди и судьбы : книга для чтения / М. М. Куриев, М. В. Пономарев. -М. : МИРОС, 1997.
Нечкина, М. В. Декабристы / М. В. Нечкина. - М. : Наука, 1984.
Трушин, О. Д. Герои войны 1812 года / О. Д. Трушин. - СПб. : Азбука-Аттикус, 2012.
Толстой, Л. Н. Севастопольские рассказы / Л. Н. Толстой. - М. : Кучково поле, 2011.
Печатные пособия.
Исторические карты:
Отечественная война 1812 года.
Россия в первой половине XIX века.
Россия и Европа в 1815 году.
Крымская война 1853-1856 гг.
Оборона Севастополя в 1854-55 гг.
Казахстан и Средняя Азия в XIX веке.
Кавказ в XIX веке.
Русско-турецкая война 1877-78 гг.
Информативно-коммуникативные средства.
Данилов, А. А. История. Россия в XIX веке. 8 класс : электрон, прил. / А. А. Данилов. - М. : Просвещение, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
История. 5-11 классы / авт.-сост. Н. Б. Крючкина, И. В. Кузьмина, А. А. Мельников. - Волгоград : Учитель, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
История России в XIX в. 8 класс : интерактив, нагляд. пособие. - М. : Дрофа, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
История Нового времени. 8 класс. - М. : 1C, 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Клоков, В. А. История Нового времени. XIX-XX века. 8 класс: интерактив, нагляд. пособие. Ч. 2 / В. А. Клоков. - М. : Дрофа, 2008. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Новая история. 8 класс. - М. : ИДДК, 2008. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Портреты великих ученых (с краткой биографией) / авт.-сост. Н. В. Ширшина. - Волгоград : Учитель, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
История. 7-8 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / авт.-сост. Т. В. Ковригина. - Волгоград : Учитель, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы.
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков.