kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектные задачи на уроках истории как средство формирования УУД учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это дидактическое пособие "Проектные задачи на уроках истории", которое включает   комплекс  проектных задач для успешного включения учащихся в проектную деятельность,  формирования  у обучающихся  умений переносить полученные знания в нестандартные жизненные ситуации и решать их.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектные задачи на уроках истории как средство формирования УУД учащихся. »

«Проектные задачи на уроках истории как средство формирования УУД учащихся».

Главацких О.Н., учитель истории и обществознания

МАОУ ВСОШ №121

г. Верещагино, Пермский край


Введение.

В современной России историческое образование является важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества. Это порождает    новые требования к современному образованию. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности, способной к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству. В Федеральных образовательных стандартах второго поколения определены личностные, предметные и метапредметные результаты.

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение у учащихся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Педагогическая практика показала, что многие учащиеся недостаточно умеют работать с информацией, переводить её в другие знаковые формы, не всегда могут выделить, понять и принять позицию другого человека, установить причинно - следственные связи событий, процессов, явлений, публично представить результаты работы. Ученики часто испытывают трудности при организации и планировании самостоятельной деятельности, не обладают исследовательскими и аналитическими умениями.

Возникает противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к образованию и реальной ситуацией существующей в школе при преподавании истории и обществознания. Таким образом, задача учителя истории, научить школьников самостоятельно учиться, стать субъектами собственной деятельности. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. На наш взгляд, эти проблемы, возможно, решать и через использование в процессе обучения проектных задач. 

Целью работы является: создание комплекса проектных задач для успешного включения учащихся в проектную деятельность, формирования у обучающихся умений переносить полученные знания в нестандартные жизненные ситуации и решать их.

Для реализации данной цели поставила следующие задачи:

1. Изучить литературу по созданию проектных задач;

2. Апробировать проектные задачи в учебной деятельности;

3. Внедрить проектные задачи в процесс обучения;

4. Отследить динамику уровня сформированности проектных умений.

Критерии оценки эффективности

Включение проектных задач в процесс обучения будут способствовать формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся; освоению обучающимися основ проектной деятельности; повышению познавательной активности обучающихся, мотивации к обучению.

Предложенные проектные задачи создают для учащихся ситуацию успеха, позволяют ставить на уроке проблемы и находить пути их решения, формируют ключевые компетенции учащихся.

Данная работа ориентирована на учителей истории, обществознания и других предметов. Рекомендуется использовать в качестве пособия при проведении уроков истории. Предлагаемые материалы призваны способствовать реализации требований Федеральных образовательных стандартов второго поколения.






Методика использования разработок. Описание опыта использования.

Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система действий обучающихся, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике результата («продукта»), в ходе решения которой происходит изменение мышления учащихся.

Проектная задача носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. 

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче не указывается, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема, модель, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее отделён от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. 

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения: в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть, определена самими учащимися.

Главное условие – возможность переноса известных учащимся способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

Отличием такой задачи от привычной викторины является предлагаемая на каждом этапе фиксация способа действия и обоснование своего ответа, а так же оценочная рефлексия. Отдельные задания требуют детального знания, не рассматриваемого на уроке и не содержащегося в учебнике. Для решения таких задач в аудитории есть ряд справочников, энциклопедии, кроме того, каждая группа имеет право воспользоваться точкой доступа в Интернет.

Решать проектные задачи учащиеся могут во внеурочной деятельности, на занятиях кружков, клубов по интересам, при организации групповых интеллектуальных игр. Мотивом деятельности учащихся в данном случае является неполучение хороших оценок, а командная или личная победа, возможность поработать в группе.

Включение в учебный процесс проектных задач позволяет учителю системно отслеживать способы действия учащихся в нестандартных ситуациях, осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности школьников. Регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.








Заключение. Исследование эффективности использования проектных задач в учебном процессе.

В настоящее время в связи с введением стандартов второго поколения приоритетом образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В ходе решения комплекса проектных задач, у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия: 

1. Познавательные УУД: 

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

2. Регулятивные УУД: 

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать выполненную работу – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); 

- целеполагать (ставить и удерживать цели); 

- планировать (составлять план своей деятельности).

3. Коммуникативные УУД:

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; 

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Данные проектные задачи были апробированы в урочной и внеурочной деятельности в 5-7-х классах. По итогам включения учащихся в решение проектных задач отслеживалась динамика формирования универсальных учебных действий учащихся. На сегодняшний день можно говорить о некоторых результатах сформированности универсальных учебных действий обучающихся.




Уровень сформированности УУД в процессе решения проектных задач

УУД

Критерии

Показатели

1.

Познавательные УУД

-работа по поиску, обработке и предоставлении информации;

-представление информации в различных формах;

-перевод информации в другие знаковые формы;

-овладение проектными методами.


-самостоятельно могут осуществлять работу по поиску, сбору, обработке, передаче и представлении информации - 53% учащихся;

-владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями 80% учащихся, умеют перерабатывать информацию- 42%

-владеют проектными методами -39% учащихся.

2.

Коммуникативные УУД

-умение работать в группах;

-толерантные отношения.

-выражают терпимое отношение к различным мнениям, высказывание в вежливой форме иных точек зрения;

-выполняют различные роли в группах: лидер, исполнитель, критик;


3.

Регулятивные УУД

-умение ставить цель;

-умение видеть проблему;

-составлять план решения задачи;

-оценивать собственное продвижение;


-33% учащихся формулируют цели деятельности и выбирают способы её достижения;

- 32% учащихся умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку правильности их выполнения;

- 42% обучающихся могут находить альтернативные способы решения проблемных ситуаций

Решение проектных задач - это шаг к проектной деятельности, позволяющий поддержать детскую индивидуальность. Они дают возможность опробовать учащимся различные пути решения, помогают сложиться учебному сотрудничеству, у школьников появляется возможность овладеть новыми способами действий, использовать их в модельных ситуациях.





































Дидактические материалы

Приложение№1

Проектная задача

Вы уже начали изучать историю России? Вы уже познакомились с жизнью славянских племён, первыми князьями, с соседями Древнерусского государства? Вы изучаете географию, литературу, математику? Тогда Вам не составит особого труда совершить путешествие вместе мальчиком Путятой из его родного города в Новгород. Путята нашёл берестяное письмо, попытался расшифровать его содержание, но ряд слов в этом послании так и остались для него неизвестными. Мальчик решил отправиться в Новгород, чтобы обратиться за помощью к местным жителям и расшифровать письмо. А вдруг в этом послании зашифровано место спрятанного клада? Путята очень надеется, что Вы ему поможете.

Этап 1.

Для начала, узнайте Путяту среди других людей

1.

3. 4.

2.






5.

Что необходимо знать и уметь для решения этой задачи? Опишите ход своих рассуждений и укажите ответ, к которому вы пришли.

Этап 2.

Справились?

Тогда вам легче будет найти город, в котором он живет. Этот город называют «городом на семи холмах». В одном из летописных сводов этот город описан так: «Были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив ­ на третьей горе, которая прозывалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его_______. Попытайся определить название города. Найдите и обозначьте на карте этот город.



Этап 3.

Ну вот, мы нашли город Путяты, и он рад нас приветствовать. Однако, мальчик чем-то озабочен и не спешит отправиться с нами расшифровывать берестяную грамоту и искать клад. Оказывается, Путяте поручили срочную работу произвести вычисления размеров главного храма города: прямоугольная часть внутреннего помещения Софийского собора имеет ширину 41,7 метра, а длину на 12,9 метра больше. Определите периметр прямоугольной части внутреннего помещения Софийского собора.

Свое решение оформите с полными пояснениями.

Этап 4.

Работа выполнена, пора отправляться в путь. Но какой, же из трёх известных путей выбрать? В одной из летописей известно о трёх главнейших торговых путях: пути «из варяг в греки», «соляном пути», «залозном пути», выберите тот путь, который нужен Путяте для путешествия в Новгород. Составьте подробный план путешествия, перечислите города входящие в состав пути, кратко опишите их.

Этап 5.

План путешествия составлен. Ну, теперь можно и в путь. Только надо запастись припасами, а для этого рассчитать время, которое будет затрачено на путь до Новгорода. Вычислим, сколько мы затратим дней, если в день планируем преодолевать примерно 25 километров? Опишите свои действия по решению этой задачи и запишите ответ.

Этап 6.

Сколько дней будем ехать – примерно ясно. Но вот что брать с собой, как одеваться и на ком ехать? Составьте список необходимых вещей, учитывая особенности природы и ландшафта, через которые лежит наш путь. Составьте памятку правил гигиены и безопасности, которые нам необходимо помнить в пути.

Список вещей.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


Сформулируйте инструкцию по безопасности. Самые важные правила.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


Этап 7.

Боже, как мы долго едем! Хоть бы как-то узнать, далеко ли до Новгорода? Назовите 5 признаков, по которым можно было бы определить, что мы уже близко и не сбились с пути.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


Этап 8.

Надо скорее идти, а то скоро уже стемнеет, а наш мальчик склонился в восторге над берестяной грамотой, непонятно как попавшей к нему в руки. Похоже, пока мы не определим, что это за текст, как его можно назвать - Путята с места не двинется, он явно хочет, чтоб мы разделили его восторги по поводу прочитанного. Что же содержит берестяная грамота: «Найди в стене небольшой круглый лаз, ведущий в небольшую камеру, оканчивавшуюся тайником, «аще кто найде сей ход, той найде великий клад Ярослава». При помощи чего автору этого текста удалось вызвать у нашего Путяты такие бурные эмоции? Кто и кому адресовал этот текст?

Этап 9.

И вот мы уже на улицах города. Ещё в X веке в Новгороде улицы были вымощены деревом. Когда мостовая снашивалась, поверх неё настилалась новая. Археологи установили, что на Холопьей улице в течение X-XV веков каждые двадцать лет мостовая обновлялась. Посчитайте, сколько настилов обнаружили археологи за этот период? Свое решение оформите с полными пояснениями.

Этап 10.

Ну вот, наш спутник у цели. Новгород – огромный город. Где искать наш клад? Обычно самое ценное сокрывали в стенах Детинца или собора, отправимся туда.

О каком месте идёт речь в берестяной грамоте, когда и кем было построено это сооружение.

______________________________________

______________________________________

Наши старания увенчались успехом, мы нашли клад.

Ура! ВЫ НАСТОЯЩИЕ ПОМОЩНИКИ! Но самое, конечно, главное сокровище – это ваши знания и умения, которые вам пришлось проявить и потренировать!




Анализ выполненной работы.

Проанализируйте свою работу по двум вопросам:

  1. Какие знания и умения требуются для решения этой задачи. Как вы оцениваете эти знания и умения у себя в связи с решением всех этапов?

    Знания и умения

    Уровень

    Ниже среднего

    Средний уровень

    Средне-высокий

    уровень

    Высокий

    уровень














































  2. Решение задачи могло помочь вам расширить и углубить свои представления о жизни в Древней Руси. Дополнились ли ваши представления? Если «да», то в чем заключаются ваши открытия?

Заполните дневник открытий.

1.


2.


3.


4.


Критериальная шкала определения учащимися своих знаний и умений.

Знание

«Не знаю и не понимаю, что мне нужно узнать» – низкий уровень

«Не знаю, но понимаю, что именно мне нужно узнать» - уровень ниже среднего

«Знаю, но с трудом могу применить это знание в решении задач» - средний уровень

«Знаю, успешно применяю знание в решении задач» - средневысокий уровень

«Знаю, успешно применяю знание в решении задач и могу объяснить другому» - высокий уровень

Умение

«Не умею и не понимаю, что здесь нужно уметь» – низкий уровень

«Не умею, но понимаю, какое умение здесь требуется» - уровень ниже среднего

«Умею, использую свое умение в знакомой ситуации» - средний уровень

«Умею, успешно применяю свое умение в знакомых и незнакомых ситуациях» - средневысокий уровень

«Умею, успешно применяю свое умение в знакомых и незнакомых ситуациях, могу сам конструировать ситуации для развития этого умения, помогаю развивать это умение другим» - высокий уровень















Список литературы.

1.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе, Просвещение, 2011,ФГОС второго поколения.

2. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. – № 6, – С. 39-48.

3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.

4.Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе – 2007 - № 2 – С.36-39

5.Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

6.     Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников.   

  7.Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157.















5.(Расстояние от Киева до Новгорода-1113км, 44с половиной дня)

Этап 4.((41,7+12,9)+41,7)Х2=192,6

(30)





































Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. 

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. 

Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. 

Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков. 



В последнее время особую популярность приобретают такие задачи, которые содержат в себе достаточное количество ситуаций недоопределенности, требуют от учащихся переноса знаний из одной предметной области в другую, обеспечивают отработку длинного ряда УУД и метапредметных умений. Для повышения мотивации к успешному прохождению столь длинного задания В качестве примера такой задачи могу предложить одну из своих разработок – проектную задачу «Египет-Шумер».










При этом для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы. 


С некоторыми примерами проектных задач можно познакомиться здесь: 

1. Воронцов А. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения 

Учебная задача относится только к таким ситуациям, которые побуждают детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач. Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «сходу» она не может быть решена учащимися. Это – поисковая задача. Именно в ходе организации поиска через определенное время дети смогут решить такую задачу1. Результатом решения подобного типа задач является общий способ решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

Наш опыт разработки и составления задач позволил нам составить типологию подобных задач, а также понять их роль в образовании младших школьников на разных этапах обучения.

Рассмотрим конкретные примеры некоторых проектных задач на разных этапах обучения.

В 1–2-м классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.




21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектные задачи на уроках истории как средство формирования УУД учащихся.

Автор: Главацких Ольга Николаевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "конспект открытого урока по литературе "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "180203"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425139727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(96) "usloviia-uspieshnogho-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "118407"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413130249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "КОНЦЕПЦИЯ   по теме:   «Методы создания психологического комфорта при формировании универсальных учебных действий на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(159) "kontsieptsiia-po-tiemie-mietody-sozdaniia-psikhologhichieskogho-komforta-pri-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "221234"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435135090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства