Просмотр содержимого документа
«Приёмы учебной работы по формированию понятий на уроках истории.»
Приёмы учебной работы по формированию понятий на уроках истории.
Усвоение системы понятий неразрывно связанно с пониманием закономерностей исторического развития.
Понятия различаются:
- по содержанию исторического материала на экономические, социально-политические, идеологические, историко-культурные;
- по степени обобщённости выделяются социальные понятия, общеисторические и частично-исторические.
Изучение понятий, выработка умений оперировать новыми понятиями достигает набольшего эффекта в сочетании с изучением закономерностей исторического развития в процессе объяснения и усвоения причинно-следственных связей.
1. Усвоение причинно-следственных связей возможно только н основе взаимосвязанных понятий и фактов, т.е. должны быть отобраны только те факты, которые не только объясняют, но и убеждают в правильности данной закономерности.
(введение «заповедных» и «урочных» лет 1581 г. и 1597 г. и дальнейшее усиление крепостничества были одним из объективных причин Смутного времени в России в начале XVII в.)
2. Систематизация и обобщение фактов, последовательное введение узловых понятий, постоянное оперирование ими в процессе организации познавательной деятельности учащихся способствует развитию мышления, запоминанию исторических событий.
3. Усвоение причинно-следственных связей достигается в процессе изучения теоритического материала при овладении учащимися мыслительными умениями анализировать и сравнивать.
(Изучение экономического развития России в XVII веке происходит на основе работы с учебным материалом: анализом барщинного хозяйства и появления новых черт в экономике. Знакомство с принятиями «товарно-денежные отношения», «Всероссийский рынок» = выделяют причины разложения крепостнического строя.)
Работа над историческими понятиями в форме словарной работы выделяются следующие виды работы:
Исторический хронологический диктант с включёнными понятиями
Составление предложений, используя синонимы и антонимы исторических понятий
Исторические сочинения (миниатюры) с предложенными датами и понятиями
Работа над исторической терминологией по документальным материалам.
Исторические диктанты на этапе закрепления материала.
Словарная работа должна в комплексе дидактических приёмов раскрыть содержание эпохи, времени, показать взаимосвязь событий на основе фактов.
Варианты заданий-тестов включают два варианта вопросов (простые и сложные). Это задания на соотнесение факта (единичного события) и процессе, явления, обобщения фактов; на выявление причинно-следственных связей, взаимосвязаны исторических событий и процессов.
Понятия усваиваются при использовании такогологического приема познания как сопоставление - установлениясходства и различия отдельных понятий.
Например, при изучении темы «Общественный строй и церковная организация на Руси» работа над историческими терминами, как закупы, рядовичи, холопы.
Учащиеся комментируют текст учебника. В работе над документом «Русская Правда» знакомятся с новыми терминами: огнищанин, тиун, вервь, вира и отвечают на вопросы:
Какие статьи документа свидетельствуют о росте повинностей крестьян?
Чьи интересы защищала «Русская правда»? на этапе закрепления исторический диктант.
При выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий используется приём рассуждения. Одновременно используются документы, статистический (диаграммы, графики) и картографический материал.
Понять происхождение слова часто помогают однокоренные слова. Слово дворяне произошло от названия двора боярина, его дворных людей; оброк значит обречь на выполнение чего-либо, навязать обязательства.. Смысловое значение слова: воевода - тот, кто водит воинов; вече — вещать, говорить. Слово можно разъяснять по занятию: полюдье - сбор дани по людям; крепостной - крестьянин, крепко прикрепленный к земле.
Задание: Подобрать однокоренные слова, разобрав слово по составу.
Тема «Образование Русского централизованного государства».
Определяется главное понятие «централизованное государство».
Учащиеся путём комментированного чтения знакомятся с системой централизованного управления, выделяя новые понятия. Например, кормление, местничество, приказы.
Работа над понятиями:
Задание 1. Подобрать к историческим терминам родственные слова, объяснить исходные, а затем производные: феод, крепостной.
Задание 2. Подобрать синонимы к словам: повинности, закабалять.
Задание3. Из предложенных слов и дат составить одно или несколько предложений.
Перечисленные приёмы умственной деятельности развивают мышление, смысловую историческую память учащихся. Усвоив теоретические знания, определяют исторические понятия, прослеживают закономерности исторического развития. Применяют полученные знания для изучения исторических событий.