№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Контрольные параметры оценки достижений | Домашнее задание | Дата проведения |
История Средних веков (36 ч.) |
I Четверть (16 ч.) |
Западная и центральная Европа в V- XI вв. (6 ч.) |
1 | Понятие «средние века» | 1 | Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Беседа, работа с учебником | Введение | |
2 | «Великое переселение народов» | 1 | Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Беседа | § 1 | |
3 | Франкское государство | 1 | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. | Составление плана | § 2 | |
4 | Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов | 1 | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. | Анализ причин распада империи Карла Великого | § 3 | |
5
| Образование государств во Франции, Германии, Италии | 1
| Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли. | Беседа | § 4 | |
6 | Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий | 1 | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). | Коллективное обсуждение | § 8 | |
Византийская империя в IV- XI вв. (3 ч.) |
7 | Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. | | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. | Сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). Составлять описание произведений искусства. | Решение познавательных задач | § 6 | |
8 | Культура Византии | | Развитие образования. Архитектура. Живопись. Культурные связи Византии. | | Творческая работа | §7 | |
9 | Контрольное тестирование по теме «Византийская империя в IV- XI веках» | | | Знать основные вопросы темы. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста. | | |
Арабы в VI- XI вв. (2 ч.) |
10 | Мухаммед и рождение ислама | 1 | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. | Работать с контурной картой. | Беседа | § 9 | |
11 | Культура арабов | 1 | Культура арабов. | Составлять описание произведений искусства. | Ответы на вопросы | §10 | |
Средневековое европейское общество (7 ч.) |
12 | Знать и рыцарство | 1 | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. | | Творческие задания | § 11 | |
13 | Феодальное землевладение | 1 | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | | Составление плана | § 12 | |
14 | Контрольное тестирование по теме « Феодальное землевладение» | 1 | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | | |
15 | Средневековый город | | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. | Составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу». | Составление плана | § 13 | |
16 | Жизнь и быт горожан | 1 | Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. | Определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии | Творческие задания | §14 | |
II Четверть (16 ч.) |
17/1 | Церковь и духовенство | 1 | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | Выявлять различия католической и православной церквей. | Решение познавательных задач | § 15 | |
18/2 | Крестовые походы | 1 | Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. | Письменные задания | § 16 | |
Государства Европы в XII-XV (9 ч.) |
19/3 | Франция. Образование централизованного государства | | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). | Беседа | § 17 | |
20/4 | Англия. Сословная монархия | | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. | Решение познавательных задач | § 18 | |
21/5 | Столетняя война. | | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Работа по карте | § 19 | |
22/6 | Обострение социальных противоречий в XIV в. | | Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии. | Заполнение таблицы | § 20 | |
23/7 | Германские государства в XII – XV вв. Союзы городов | | Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. | Давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Беседа | § 23,24 | |
24/8 | Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста | | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. | Работать с контурной картой (на примере Реконкисты). | Работа по карте | § 22 | |
25/9 | Гуситское движение в Чехии | | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус) | Индивидуальные задания | § 25 | |
26/10 | Византийская империя и славянские государства в XII- XVвеках. Турки-османы и их завоевания на Балканах | | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). | Решение познавательных задач | § 26 | |
27/11 | Контрольное тестирование по теме « Государства Европы в XII-XV » | | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста. | | |
Культура стран Европы в XI- XVвв. (5 ч.) |
28/12 | Представления средневекового человека о мире | | Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Творческие задания | § 5 | |
29/13 | Наука и образование | | Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. | Работать с дополнительной литературой. | Групповая работа | § 27 | |
30/14 | Средневековый эпос | | | Составлять описание достижений культуры. | Творческие задания | §28 | |
31/15 | Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения) | | Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. | Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. | Беседа | § 29 | |
32/16 | Начало книгопечатания в Европе | | Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. | Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. | Рассказ | § 30 | |
III Четверть (18 ч.) Восток в Средние века (4 ч.) |
33/1 | Китай. Борьба против завоевателей Индия. Индийские княжества | | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии | Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии | Практическая работа | § 31, 32 | |
34/2 | Культура народов Востока | | Художественные ремесла. Изобретения. Литература и искусство. | | Творческая работа | § 31, 32 | |
35/3 | Доколумбовая Америка. Государства. Культура | | Народы Америки. Государства. Культура. | Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. | Составление плана | § 33 | |
36/4 | Контрольное тестирование по теме «История средних веков» | | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | Заключение | |
История России (32 ч.) |
Русь древняя и средневековая (IX-XV вв.) (9 ч.) |
37/5 | Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины | | Появление людей на территории современной России, зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства, ремесла. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. | Называть соседей славян, определять термины: городище, дань, колонизация. | Решение познавательных задач | §1 | |
38/6 | Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования | | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. | Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами | Составление рассказа | §2 | |
39/7 | Формирование древнерусского государства в IX-X вв. | | Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства, его внутренняя организация. | Определять термины: государство, дружина, князь, воевода. | Работа по карте | §3 | |
40/8 | Первые русские князья | | Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Походы князя Святослава. | Определять термины: уроки, погосты, реформа. Составлять план изложения темы. Называть имена и деяния первых русских князей. | Решение познавательных задач | §4 | |
41/9 | Владимир Святославович. Крещение Руси | | Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Определять термины: митрополит, устав. Извлекать полезную информацию из исторических источников. | Решение познавательных задач | §5 | |
42/10 | Русь в конце X –первой половине XII в. Ярослав Мудрый | | Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. | Определять термины: посадники, вотчины, холопы. Определять причины междоусобиц. | Групповая работа | §6 | |
43/11 | Культура Древней Руси | | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | Научатся давать характеристику культуры Древней Руси. | Творческие задания | §7 | |
44/12 | Быт Древней Руси | | Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда. | Составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)». | Составление рассказа | §8 | |
45/13 | Контрольное тестирование по теме « Русь древняя и средневековая (IX-XV вв.)» | | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | | |
Русь в XII-XIV вв.(8 ч.) |
46/14 | Политическая раздробленность Руси | | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. | Характеризовать политику Владимира Мономаха. Называть причины политической раздробленности. | Решение познавательных задач | § 9 | |
47/15 | Великий Новгород, Владимиро-Суздальское княжество | | Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. | Излагать подготовленные сообщения по теме | Сообщения | §10, 11 | |
48/16 | Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям | | Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Анализировать причины завоевания Батыем Руси. | Решение познавательных задач | §12 | |
49/17 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада | | Шведские, немецкие, датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. | Рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту. Делать вывод об историческом значении побед А. Невского. | Решение познавательных задач | §13 | |
50/18 | Повторение темы « Политическая раздробленность Руси » | | | | Исторический диктант | | |
IV Четверть (18 ч.) |
51/1 | Князья и Орда | | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Борьба русского народа против ордынского владычества. | Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси | Беседа | §14 | |
52/2 | Москва – центр объединения русских земель | | Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Правление Ивана Калиты. | Самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы. | Решение познавательных задач | §17 | |
53/3 | Куликовская битва, ее значение | | Борьба Москвы за политическое первенство. Битва на поле Куликовом. Значение Куликовской битвы. | Реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту. | Работа по карте | §18 | |
Московское государство в XV в.(7 ч.) |
54/4 | Завершение политического объединения русских земель. | | Василий I. Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, белорусской и украинской народностей. | Извлекать полезную информацию из исторических источников. | Решение познавательных задач | §19, 20 | |
55/5 | Конец зависимости Руси от Орды. Иван III | | Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. | Делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига. | Беседа | §19, 20 | |
56/6 | Судебник 1497 г. | | Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. | Определять термины: помещики, Судебник, пожилое. | Выполнение письменных заданий | §21 | |
57/7 | Государство и церковь | | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. | Называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви. | Решение познавательных задач | §22 | |
58/8 | Управление государством; Боярская Дума, приказы | | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Реформа местного управления. Военная реформа. | Определять термины: приказы, стрельцы, дворяне | Решение познавательных задач | §23 | |
59/9 | Московское княжество и Великое княжество Литовское в XIV-XVI вв. | | Формирование Литовского государства. Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве | Составлять варианты рассказа о Литовском княжестве | Письменное задание | §15 | |
60/10 | Культура и быт в XIV – XV вв. | | Особенности развития русской культуры. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV – XV вв. | Называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы. | Сообщения | §26 | |
Московское государство в XVI в.(8 ч.) |
61/11 | Сословно-представительная монархия. Иван IV | | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Реформа местного управления. Военная реформа. | | Решение познавательных задач | §23 | |
62/12 | Опричнина | | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. | Анализировать причины поворота к опричной политике. Давать собственную оценку опричнине. | Беседа | §25 | |
63/13 | Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война | | Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война. | Анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике. | Решение познавательных задач | §24 | |
64/14 | Культура и быт в XVI вв. Зодчество | | Зодчество. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Андрей Рублев. | | Творческие задания | §27 | |
65/15 | Культура и быт в XVI вв. Быт, обычаи, «Домострой» | | Города. Русская изба. Одежда. Еда. | Давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей». | Составление рассказа | §28 | |
66/16 | Контрольное тестирование по теме « Московское государство в XVI вв.» | | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | | |
67/17 | Повторение темы « Московское государство в XVI вв.» | | | | Защита проектов | | |
68/18 | Обобщение темы « Московское государство в XVI вв.» | | | | Защита проектов | | |