Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.
УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2009
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.— М.: «Просвещение», 2009
Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.
УМК по истории Средних веков является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа.
Агибалова Е.В., Донской Г.М. .История Средних веков:6 класс.—/М.: «Просвещение», 2008
Агибалова Е.В., Донской Г.М.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— М.: «Просвещение», 2008
Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением известного учебника для 5 класса по истории Древнего мира авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XVI века.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с кластерами, ментальными картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.
-знать основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;
-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
-уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Ю.Ю. Колесниченко. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков. 6 класс». Волгоград, издательство «Учитель», 2009
Поурочные разработки. 6 класс « История России с древнейших времен до конца XVI века». М. «Просвещение», 2012
В.В. Саяпин, Ю.В. Шамрай. Тесты тематического и рубежного контроля. 6-7 классы. «История России от древнейших времен до конца XVIII века».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Контрольные параметры оценки достижений | Домашнее задание | Дата проведения |
История Средних веков (36 ч.) |
I Четверть (16 ч.) |
Западная и центральная Европа в V- XI вв. (6 ч.) |
1 | Понятие «средние века» | 1 | Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Беседа, работа с учебником | Введение | |
2 | «Великое переселение народов» | 1 | Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Беседа | § 1 | |
3 | Франкское государство | 1 | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. | Составление плана | § 2 | |
4 | Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов | 1 | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. | Анализ причин распада империи Карла Великого | § 3 | |
5
| Образование государств во Франции, Германии, Италии | 1
| Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли. | Беседа | § 4 | |
6 | Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий | 1 | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). | Коллективное обсуждение | § 8 | |
Византийская империя в IV- XI вв. (3 ч.) |
7 | Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. | | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. | Сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). Составлять описание произведений искусства. | Решение познавательных задач | § 6 | |
8 | Культура Византии | | Развитие образования. Архитектура. Живопись. Культурные связи Византии. | | Творческая работа | §7 | |
9 | Контрольное тестирование по теме «Византийская империя в IV- XI веках» | | | Знать основные вопросы темы. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста. | | |
Арабы в VI- XI вв. (2 ч.) |
10 | Мухаммед и рождение ислама | 1 | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. | Работать с контурной картой. | Беседа | § 9 | |
11 | Культура арабов | 1 | Культура арабов. | Составлять описание произведений искусства. | Ответы на вопросы | §10 | |
Средневековое европейское общество (7 ч.) |
12 | Знать и рыцарство | 1 | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. | | Творческие задания | § 11 | |
13 | Феодальное землевладение | 1 | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | | Составление плана | § 12 | |
14 | Контрольное тестирование по теме « Феодальное землевладение» | 1 | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | | |
15 | Средневековый город | | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. | Составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу». | Составление плана | § 13 | |
16 | Жизнь и быт горожан | 1 | Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. | Определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии | Творческие задания | §14 | |
II Четверть (16 ч.) |
17/1 | Церковь и духовенство | 1 | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | Выявлять различия католической и православной церквей. | Решение познавательных задач | § 15 | |
18/2 | Крестовые походы | 1 | Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. | Письменные задания | § 16 | |
Государства Европы в XII-XV (9 ч.) |
19/3 | Франция. Образование централизованного государства | | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). | Беседа | § 17 | |
20/4 | Англия. Сословная монархия | | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. | Решение познавательных задач | § 18 | |
21/5 | Столетняя война. | | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Работа по карте | § 19 | |
22/6 | Обострение социальных противоречий в XIV в. | | Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии. | Заполнение таблицы | § 20 | |
23/7 | Германские государства в XII – XV вв. Союзы городов | | Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. | Давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Беседа | § 23,24 | |
24/8 | Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста | | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. | Работать с контурной картой (на примере Реконкисты). | Работа по карте | § 22 | |
25/9 | Гуситское движение в Чехии | | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус) | Индивидуальные задания | § 25 | |
26/10 | Византийская империя и славянские государства в XII- XVвеках. Турки-османы и их завоевания на Балканах | | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). | Решение познавательных задач | § 26 | |
27/11 | Контрольное тестирование по теме « Государства Европы в XII-XV » | | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста. | | |
Культура стран Европы в XI- XVвв. (5 ч.) |
28/12 | Представления средневекового человека о мире | | Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Творческие задания | § 5 | |
29/13 | Наука и образование | | Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. | Работать с дополнительной литературой. | Групповая работа | § 27 | |
30/14 | Средневековый эпос | | | Составлять описание достижений культуры. | Творческие задания | §28 | |
31/15 | Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения) | | Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. | Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. | Беседа | § 29 | |
32/16 | Начало книгопечатания в Европе | | Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. | Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. | Рассказ | § 30 | |
III Четверть (18 ч.) Восток в Средние века (4 ч.) |
33/1 | Китай. Борьба против завоевателей Индия. Индийские княжества | | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии | Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии | Практическая работа | § 31, 32 | |
34/2 | Культура народов Востока | | Художественные ремесла. Изобретения. Литература и искусство. | | Творческая работа | § 31, 32 | |
35/3 | Доколумбовая Америка. Государства. Культура | | Народы Америки. Государства. Культура. | Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. | Составление плана | § 33 | |
36/4 | Контрольное тестирование по теме «История средних веков» | | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | Заключение | |
История России (32 ч.) |
Русь древняя и средневековая (IX-XV вв.) (9 ч.) |
37/5 | Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины | | Появление людей на территории современной России, зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства, ремесла. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. | Называть соседей славян, определять термины: городище, дань, колонизация. | Решение познавательных задач | §1 | |
38/6 | Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования | | Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. | Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами | Составление рассказа | §2 | |
39/7 | Формирование древнерусского государства в IX-X вв. | | Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства, его внутренняя организация. | Определять термины: государство, дружина, князь, воевода. | Работа по карте | §3 | |
40/8 | Первые русские князья | | Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Походы князя Святослава. | Определять термины: уроки, погосты, реформа. Составлять план изложения темы. Называть имена и деяния первых русских князей. | Решение познавательных задач | §4 | |
41/9 | Владимир Святославович. Крещение Руси | | Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Определять термины: митрополит, устав. Извлекать полезную информацию из исторических источников. | Решение познавательных задач | §5 | |
42/10 | Русь в конце X –первой половине XII в. Ярослав Мудрый | | Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. | Определять термины: посадники, вотчины, холопы. Определять причины междоусобиц. | Групповая работа | §6 | |
43/11 | Культура Древней Руси | | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | Научатся давать характеристику культуры Древней Руси. | Творческие задания | §7 | |
44/12 | Быт Древней Руси | | Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда. | Составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)». | Составление рассказа | §8 | |
45/13 | Контрольное тестирование по теме « Русь древняя и средневековая (IX-XV вв.)» | | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | | |
Русь в XII-XIV вв.(8 ч.) |
46/14 | Политическая раздробленность Руси | | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. | Характеризовать политику Владимира Мономаха. Называть причины политической раздробленности. | Решение познавательных задач | § 9 | |
47/15 | Великий Новгород, Владимиро-Суздальское княжество | | Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. | Излагать подготовленные сообщения по теме | Сообщения | §10, 11 | |
48/16 | Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям | | Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Анализировать причины завоевания Батыем Руси. | Решение познавательных задач | §12 | |
49/17 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада | | Шведские, немецкие, датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. | Рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту. Делать вывод об историческом значении побед А. Невского. | Решение познавательных задач | §13 | |
50/18 | Повторение темы « Политическая раздробленность Руси » | | | | Исторический диктант | | |
IV Четверть (18 ч.) |
51/1 | Князья и Орда | | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Борьба русского народа против ордынского владычества. | Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси | Беседа | §14 | |
52/2 | Москва – центр объединения русских земель | | Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Правление Ивана Калиты. | Самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы. | Решение познавательных задач | §17 | |
53/3 | Куликовская битва, ее значение | | Борьба Москвы за политическое первенство. Битва на поле Куликовом. Значение Куликовской битвы. | Реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту. | Работа по карте | §18 | |
Московское государство в XV в.(7 ч.) |
54/4 | Завершение политического объединения русских земель. | | Василий I. Московская усобица. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, белорусской и украинской народностей. | Извлекать полезную информацию из исторических источников. | Решение познавательных задач | §19, 20 | |
55/5 | Конец зависимости Руси от Орды. Иван III | | Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. | Делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига. | Беседа | §19, 20 | |
56/6 | Судебник 1497 г. | | Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. | Определять термины: помещики, Судебник, пожилое. | Выполнение письменных заданий | §21 | |
57/7 | Государство и церковь | | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. | Называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви. | Решение познавательных задач | §22 | |
58/8 | Управление государством; Боярская Дума, приказы | | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Реформа местного управления. Военная реформа. | Определять термины: приказы, стрельцы, дворяне | Решение познавательных задач | §23 | |
59/9 | Московское княжество и Великое княжество Литовское в XIV-XVI вв. | | Формирование Литовского государства. Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве | Составлять варианты рассказа о Литовском княжестве | Письменное задание | §15 | |
60/10 | Культура и быт в XIV – XV вв. | | Особенности развития русской культуры. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV – XV вв. | Называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы. | Сообщения | §26 | |
Московское государство в XVI в.(8 ч.) |
61/11 | Сословно-представительная монархия. Иван IV | | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Реформа местного управления. Военная реформа. | | Решение познавательных задач | §23 | |
62/12 | Опричнина | | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. | Анализировать причины поворота к опричной политике. Давать собственную оценку опричнине. | Беседа | §25 | |
63/13 | Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война | | Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война. | Анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике. | Решение познавательных задач | §24 | |
64/14 | Культура и быт в XVI вв. Зодчество | | Зодчество. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Андрей Рублев. | | Творческие задания | §27 | |
65/15 | Культура и быт в XVI вв. Быт, обычаи, «Домострой» | | Города. Русская изба. Одежда. Еда. | Давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей». | Составление рассказа | §28 | |
66/16 | Контрольное тестирование по теме « Московское государство в XVI вв.» | | | Знать основные вопросы раздела. Отвечать на вопросы теста. | Выполнение контрольного теста | | |
67/17 | Повторение темы « Московское государство в XVI вв.» | | | | Защита проектов | | |
68/18 | Обобщение темы « Московское государство в XVI вв.» | | | | Защита проектов | | |